Интерактивные технологии в образовательном процессе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В настоящее время все чаще и чаще мы слышим про использование интерактивных технологий в образовательном процессе. Термин «интерактивное обучение» происходит английского interactive learning и обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с учителем. Это один из вариантов коммуникативных технологий. Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_tehnologii.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные технологии в образовательном процессе»

     В настоящее время все чаще и чаще мы слышим про использование интерактивных технологий в образовательном процессе. На самом деле, в  педагогике уже есть такое понятие как «активные методы и формы обучения». В эту группу входят педагогические технологии, которые достигают высокого уровня объектной активности учебной деятельности школьников.

    Принцип активности – один из основных принципов педагогики. Активность заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмысление, переработка и применение. Выделяют 5 компонентов структуры активности: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, осознание выполняемых действий, устойчивость внимания к предмету активности, стремление повысить свой личный уровень. Различают два уровня активности – первый или низший и второй, высший. Первый уровень характеризуется продуктивной исполнительской, воспроизводящей деятельностью человека. Второй – творческой, преобразующей.

    Термин «интерактивное обучение» происходит английского interactive learning и обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с учителем. Это один из вариантов коммуникативных технологий. Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.

    В. В. Гузеев считает, что интерактивные технологии - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. В связи с этим, выделяют три обмена информационного обмена: экстрактивный, интраактивный и интерактивный. Под экстраактивным понимаются информационные потоки, которые направлены от субъекта обучающей системы к объекту обучения (ученику). Ученик будет пассивным   обучаемым. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии.  Интраактивный режим подразумевает информационные потоки, которые идут на ученика или группу и вызывают активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития. При интерактивном режиме информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий. Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приёмах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию.

    Как и любая другая технология, интерактивные технологии имеют свои целевые ориентиры. Среди них: активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся; возбуждение внутреннего диалога ученика; обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; вывод ученика на позицию субъекта обучения; достижение двухсторонней связи учителя и ученика.

    В данной технологии и роль учителя меняется, он будет фасилитатором и его задача будет заключаться в направлении и помощи процессу обмена информацией. А именно: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимное обогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников.

    В основе  интерактивных технологий лежат следующие принципы:  

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.
  • Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена учебной информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Двусторонний обмен информацией повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.
  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль знаний предполагает умение применять полученные знания на практике.

    Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда – это реальность, в которой ученик находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет о не просто о подключении его эмпирических наблюдений, жизненных впечатлений ученика в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения. Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания.  В этих технологиях обучения меняется  взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего - создать условия для их инициативы. Здесь ученики выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой их них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора - эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т. д. В роли организатора - фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций и т. д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т. д.

     Основными примерами интерактивных технологий являются: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология проведения дискуссий, технология «Дебаты» и тренинговые технологии.

Используемая литература:

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе

       Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между с...

Интерактивная доска в образовательном процессе

В данном выступлении сказано о предназначении интерактивной доски и эффективном использовании ее в образовательном процессе....

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи ...

Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"

16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...

Мастер-класс «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование ресурсов интерактивной доски  в образовательном процессе». Целью нашей совместной работы явл...