Объяснительно-иллюстративная технология обучения Я.А.Коменского
материал

Описание технологии Я.А. Коменского "Объяснительно-иллюстративная технология". Цели, задачи технологии. Описание проведений занятий в объяснительно-иллюстративном режиме. Результаты использования образовательной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Объяснительно-иллюстративная технология обучения Я.А. Коменский

https://cf.ppt-online.org/files/slide/9/9Q4j2YvHpkJ765PZ1OcVCxfNWsbt0Rqd8yGM3g/slide-27.jpg

Цели технологии:

1.Повышение уровня общего развития учащихся.

2.Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

3.Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных БУД.

4.Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.

5.Направленная подготовка в восприятию нового материала.

https://present5.com/presentation/1/61794881_355720374.pdf-img/61794881_355720374.pdf-5.jpg

Занятия в объяснительно-иллюстративном  режиме обучения и воспитания.

Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности воспитателя на воспитанников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития воспитанников, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных ЗУН, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

1 уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.
2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.

Ожидаемые результаты:
1. дети знают и понимают содержание проведенных занятий.
2. психотерапевтический эффект будет заключаться в доверии ребенка к воспитателю, в стремлении к контакту с ним, в открытости и интересе к занятиям. А также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах.
3. несмотря на то, что объяснительно-иллюстративная технология не носит развивающий характер,  однако он проявляется в интересе и желании детей пополнять знания, в стремлении применить эти знания на практике, использовать полученные умения в других видах деятельности.
Объяснительно-иллюстративная технология будет носить развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой,  игровой,  технологией сотрудничества).

Учебно-методическое обеспечение, принципы, методы, приемы объяснительно-  иллюстративной  технологии.
Выделим ведущие принципы коррекционно-развивающего занятия.
1. Принцип мотивации.
Реализация принципа мотивации достигается следующими способами:
- постановкой проблемных ситуаций или заданий(использование двух  технологий: проблемно-развивающей и объяснительно-иллюстративной)
Например: идет генеральная уборка, решается проблемная ситуация, чем лучше отмыть чанный сервис.
- Какое моющее средство более эффективно?
Например: демонстрируется рекламный ролик, показаны различные крема и лосьоны:
- Как узнать какой крем или лосьон подходит именно для вашей кожи?
- Как выбрать нужный товар?
Таким образом, поставленные задачи дают возможность максимально включить ребят в обсуждение, побуждают к активным высказываниям, мотивируют на поиск решений.
2. Принцип продуктивной обработки информации (предполагает включение в занятия   воспитателя таких заданий и упражнений, при выполнении которых включаются различные виды анализаторов одновременно)
Например: чтение сказки о труде:дети слушают,включаются в обсуждение,делают рисунки к сказке.
3. Принцип развития высших психических функций ( включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на исправления недостатков слухового или зрительного восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики рук;используем способ выделения главного аспекта коррекции:если это «беседа», то «разогреваем» слуховые анализаторы через игру «Что звучит», например: идет запись на магнитофоне – сирена скорой помощи, часы, капель, плачь, смех, аплодисменты, лай собаки, а затем раздаются карточки и их надо подобрать к соответствующему звуку.)
4. Принцип динамичности восприятия – это организация воспитательных занятий, предусматривающих постоянную смену деятельности.

Например: беседа – рисование (или коллаж) – работа в парах – индивидуальное задание в различных частях группы – обсуждение – игра – релаксация, или в беседу включать элементы игры, рисования.Если это труд – обсуждение, планирование – практика – обсуждение.
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы,как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.                                                                                                                                                                      
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала детям  с нарушением интеллекта служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании таких детей.

На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.
5. Практический показ действий педагогом.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое даст возможность заметить их отличительные черты или происходящие изменения.
а) в наблюдении внимание направлено на объект с целью выявления его признаков. Сначала внимание организуется с помощью словесного указания и показа (например: посмотри сюда, лишь потом основные указания, вопросы);
б) сочетание демонстрации и активных действий с демонстрируемым объектом. Такое знакомство на полисенсорной основе способствуют полноценности и прочности формирующих представлений и знаний(например:дети не только рассматривают продукты,но и трогают,нюхают,пробуют,взвешивают,проверяют тяжесть и легкость
Если нельзя выявить таким способом свойств предмета, то используют способ: демонстрация опыта (например: промокаемость обуви из различных материалов);
в) активные действия детей организуются не только с натуральной наглядностью, но и используются планы, таблицы, схемы – опоры;
г) демонстрация наглядности должна сопровождаться подробными словесными комментариями:
необходимо сопровождать показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения, обосновывая последовательность их;
такую демонстрацию следует повторить несколько раз первый  обычным рабочем темпе – остальные в замедленном;
к объяснениям как методу предъявляется требование – доступность, четкость, краткость.

В ряде случаев для большего осмысления демонстрируемых правил выполнения приемов, трудовых операций может содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения действий (например: требование ставить утюг в вертикальное положение – демонстрация, ткань с желтым пятном от утюга).
Большое место в системе методов отводится экскурсии.

Ценность состоит в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют представления, закрепляют сформированные знания, умения, т.е. обогащается и формируется социальный опыт.
Главным и непременным условием эффективности экскурсии является организация практической деятельности детей и их общение с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими в ходе экскурсии заданий.
Например:
спросить у пассажира автобуса;
выбрать необходимый товар (с учетом конкретных намерений, материальных возможностей);
купить товар (конверт);
найти что-либо (найти отдел, где продается хлеб);
наклеить марку на конверт;

Если мы закрепляем знания, то можно использовать различные развивающие, игровые задания (например: назвать встречающиеся по пути здания, расположенные только справа, сравнить по величине, красоте, читать вывески; запомнить и назвать последовательность маршрута, называть проезжающий транспорт).
Заключительный и обязательный этап:подведение итогов.Цель - уточнение, систематизация, обобщение, закрепление полученных сведений, подведение итогов  может осуществляться в виде беседы, составления рассказа  и т.д.
Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов,  фраз.
Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.
Например:
вопрос альтернатива (требует выбора из заданных позиций («Руки будут чище, если мыть их с мылом или без него?»);
вопрос – подсказка (например: почему нельзя жить в грязном помещении?);
вопрос, содержащий в себе ответ (например: мыть посуду надо теплой водой?).

Если у ребенка трудности с оформлением ответа, то можно оформить ответ в виде показа картинки, предмета.
Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих,  не умеющих, опоздавших на занятия (например: в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).
При знакомстве детей с социокультурными нормами поведения, при обучении и бытовым трудовым процессам эффективными может быть следующие дидактические методы и приемы:
- прием сравнения натуральных объектов (например: чистой и грязной посуды, одежды; аккуратно убранной комнаты и развалом).
- рассматривание рисунков, оценка их (например: дети ухоженные и неряхи).
- оценка различных типов поведения детей на изображениях и в реальных ситуациях (например: в столовой, при посадке в автобус).

Эффективным вспомогательным средством являются:
Демонстрационные карты – планы:
технологические (показывают последовательность операций, действий);
операционные (конкретно игровая операция).
По характеру изображения эти карты планы могут быть таких видов:
- предметные (рубахи);
- графические (из рисунков, фотографий);
- словесные (название операций и приемов).

Каждый пункт плана целесообразно размещать на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогам параллельно с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, воспитанники отвечают на вопросы,  опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки. И составляют план выполнения того или иного действия.
Упражнения детей в описании предметов будут более результативными при применении наглядных опор – схем – планов описания предметов.
Подводя итог всему выше сказанному можно сделать следующий вывод: педагогическая технология-это продуманная модель совместной педагогической деятельности по организации образовательного процесса в комфортных для педагога и воспитанника условиях. Внедрение перспективных идей в образовательную практику, переход на современные технологии несомненно предполагает значительный простор для творческого поиска, но и использование традиционных технологий, в  том числе объяснительно-иллюстративных, в симбиозе с другими позволит воспитательно-образовательному процессу носить развивающий характер.

Результат использования образовательной технологии

1.Дети знают и понимают содержание проведенных занятий.

2.Психотерапевтический эффект заключается в доверии ребенка к учителю, в стремлении к контакту с ним, в открытости и интересе к занятиям.

3.Снижение эмоциональной напряженности.

4.Проявляется интерес и желания детей пополнить знания, стремление применить эти знания на практике, использовать полученный умения в других видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

«Объяснительно-иллюстративная технология» Я.А. Коменский

Описание технологии Я.А. Коменского "Объяснительно-иллюстративная технология". Цели, задачи технологии. Описание проведений занятий в объяснительно-иллюстративном режиме. Результаты использо...

Технология интегрированного обучения (Я.А. Коменский)

Усовершенствовать учебный процесс посредством взаимосвязанного, комплексного изучения предметов....