Работа с интерактивной доской как средство формирования интереса к обучению и развитию познавательной активности на уроках
статья

Сальникова Юлия Борисовна

Работа с интерактивной доской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_rabota_s_interaktivnoy_doskoy.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА

К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ

Новые универсальные технические средства обучения все активнее внедряются в педагогическую практику. Одним из таких средств является интерактивная доска. Очевидны преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской. Программное обеспечение доски открывает широкие возможности для использования современных методик преподавания, создает для ученика и учителя огромное поле для творческой деятельности. Интерактивная доска позволяет сделать урок более содержательным, наглядным, динамичным, интересным, познавательным и эффективным.

Интерактивность – это одно из слагаемых компьютерных технологий. По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может во много раз улучшить качество знаний учащихся.

Применение интерактивной доски дает возможность учителю разнообразить виды урочной деятельности, повысить качество усвоения материала учениками, способствует эффективности обучения:

  • повышается мотивация к учению, появляется интерес к предмету;
  • активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся;
  • повышается производительность урока;
  • расширяется информационное пространство, большой объем информации излагается за короткий промежуток времени;
  • осуществляется контроль знаний через систему интерактивных упражнений, анализ хода выполнения работы;
  • применение иллюстративного ряда, видеоряда и звукового ряда повышает кругозор, позволяет оживить учебный процесс, что способствует лучшему усвоению материала;
  • развиваются продуктивные, творческие функции мышления учащихся;
  • воспитывается эстетический вкус, патриотические чувства и др.

Цели и задачи, реализуемые применением интерактивной доски:

  • демонстрационные – возможность демонстрации разнообразного материала;
  • акцентологические – возможность снабжения материала заметками;
  • организационные – возможность организации работы с различными дидактическими материалами;
  • эстетические – представление материалов в эстетической форме;
  • динамические – реализация возможности работы по составлению и применению конспекта урока;
  • контролирующие – реализация возможности контроля знаний с использованием инструментария доски;

Интерактивную доску как средство обучения можно использовать при разработке различных типов современного урока и на разных его этапах:

  • урок ознакомления с новым материалом
  • урок закрепления изученного
  • урок применения знаний и умений
  • урок обобщения и систематизации знаний
  • урок проверки и коррекции знаний и умений
  • комбинированный урок и др.

Виды деятельности при работе с интерактивной доской

1. Презентации, демонстрации и создание моделей.

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

2. Активное вовлечение учащихся в учебный процесс.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.

3. Улучшение темпа и течения урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Учитель и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения – интерактивные методы обучения, может развиваться так: подготовка к началу урока, объяснение целей урока, введение в новую тему или задание может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой, развитие темы при участии школьников, обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Виды воздействия на обучение при использовании интерактивной доски в процессе обучения

Инструмент интерактивной доски

Воздействие на обучение

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма.

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио- и видео-вложения

Значительно усиливают подачу материала. Также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Drag&drop

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое.

Выделение отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Разделение экрана

Преподаватель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

Соединение с электронным микроскопом

Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения

Нормы САНПИН

  1. Использование ТСО не должно длиться на уроке более 20 минут: учащиеся устают. Перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.
  2. Использование ТСО в интервалах между 15й и 20й минутами и 30 и 35й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся в течение всего урока.
  3. Общее суммарное время работы с ТСО в день для учащихся – не более 60 минут.

Литература

  1. Акпаева А.Б. Методика формирования математических понятий у младших школьников / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Алматы, 2000. – 26.
  2. Кабулова Г.С., Ефимова И.И., Тороян С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии . – 2011. - №9. – С.11-18.
  3. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 94-99.
  4. Лось Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 85-3-93.
  5. Саржанова А.Н., Пустовалова В.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстан. – 2011. - №1. – С.6-8
  6. Соловьева А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Астана, 2008. – 26 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики.

В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"...

Развитие познавательной активности на уроках

Отчёт по теме самообразования на методическом объединении школы...

Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики

Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Дидактическая игра – как средство развития познавательной активности на уроках математики.

Примеры дидактических игр на уроках математике можно использовать с 1 по 4 класс...

Концепция «Интерактивные пособия как средство формирования мотивации к обучению в начальной школе»

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения,...

Презентация "Интерактивные пособия, как средство формирования мотивации к обучению в начальной школе"

В презентации рассказывается о таких интерактивных средствах обучения в начальной школе, как интерактивный читательский дневник, лэпбук, интерактивные альбомы на липучках, интерактивные тетради....