Занимательные игры 1-4 класс.
учебно-методический материал

Юрина Любовь Владимировна

Цель игр: обогащение словарного запаса, способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Занимательные игры

(методические рекомендации для проведения)

«СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР»

Игра для детей младшего школьного возраста. Понадобятся ручки и бумага. При большом числе играющих потребуется запас времени не менее 1520 минут. В младших классах нужен ведущий.

Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например словесность. Задача играющих — за отведенное время (около 5 минут) составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова: соль, нос, слово, сев, новость и др.

Побеждает тот, у кого будет больше слов. Можно учитывать и длину составленных слов. Тогда вторым победителем будет автор самого длинного слова.

Цели. Игра развивает способность находить новые варианты комбинирования, работать быстро и сосредоточенно, расширяет словарный запас.

«СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ»

Игра подходит для детей младшего школьного возраста. Играют команды. Нужны листки бумаги и ручки или доска и мел. Игру проводит ведущий.

Ход игры. Играющие делятся на небольшие (по 5—7 человек) команды, количество команд любое. Ведущий объясняет правила игры. За отведенное время (примерно 5 минут) каждая команда должна построить как можно более длинную слоговую цепочку.

        Правила построения цепочки таковы: берется любой исходный слог, например му. К нему нужно присоединить еще один слог так, чтобы получилось слово: му ка, затем к последнему слогу снова присоединяется слог так, чтобы получилось слово, и т. д.: му ка ша тёр ка ра порт рет ро ман — ...

Когда отведенное время истекает, команды сдают листки с цепочками ведущему. Он вслух читает цепочки, и все вместе проверяют их правильность. Побеждает та команда, в цепочке которой оказалось больше звеньев. Если в цепочке встретилась ошибка, вся дальнейшая часть цепочки не засчитывается.

Варианты. Можно играть в слоговые цепочки и на доске, в этом случае команды добавляют слог к цепочке по очереди. Время на обдумывание ограничивается, можно, например, считать до десяти. Та команда, которая не сумела продолжить цепочку, выбывает из игры. Побеждает команда, последней добавившая слог.

Этот вариант игры значительно сложнее, поскольку команды стараются добавить к цепочке такой слог, чтобы противникам было трудно ее продолжить. Если команде удается «закрыть» цепочку, то есть добавить слог, после которого найти продолжение никто не может, она выигрывает, даже если не знает подходящего варианта сама — ведь эта команда добавила слог последней.

Цели. Игра не только активизирует словарный запас, но и учит просчитывать комбинации на несколько ходов вперед, в простом варианте — чтобы «не запереть» цепочку для себя, в более сложном — чтобы «запереть» ее для противника. Работа в командах в условиях ограниченного времени и ответственности каждого хода дает опыт слаженной и сосредоточенной работы, быстрого совместного принятия решений.

«ПРОПОРЦИИ»

Играют ребята 78 лет. Число участников любое. Играют команды. Время игры  зависит только от желания играющих: несколько минут в виде разминки в начале занятия или многочасовой марафон (можно устроить многоборье, используя игры: «Пропорции», «Смысловые ряды», «Четвертый лишний»). На первых порах целесообразно писать пропорции на доске.

Ход игры. Ведущий (или одна команда другой) предлагает решить пропорцию, например, такую: добро / зло = свет /? (ответ: тьма). Суть задания в следующем. Необходимо определить смысловые отношения между членами пропорции и найти недостающие. Если ребята играют впервые, стоит напомнить им, что такое пропорция в математике, разобрать несколько примеров.

Пропорции могут быть построены на самых разных соотношениях. Пример грамматической пропорции: сделать / делать = говорить /? (ответ: сказать). Пропорция с двойным смыслом: пожар / пожарник = ?/ дворник (правильный ответ: двор — если пропорция словообразовательная, и мусор — если семантическая).

Все сказанное ниже относится в равной мере к играм «Пропорции», «Продолжить ряд» и «Четвертый лишний».

Игра может проходить по-разному. Для детей неподготовленных, играющих впервые, или просто для самых младших — вариант, когда задания дает учитель, цель ребят — только правильно ответить. Тот, кто раньше всех нашел верный ответ, получает балл, в конце игры баллы суммируются и определяются победители. Можно играть и по командам, тогда балл получает команда, которая первой нашла верное решение. Не нужно ставить условием, чтобы команда пришла к единому решению, для этого типа игр, чем больше равноправных версий, тем лучше. В любом случае начинать знакомить ребят с играми стоит по этому варианту.

Можно играть в командах: команды по очереди предлагают пропорции, а все остальные ищут ответ. Балл получает та команда, которая составила правильное задание, и та, которая первой правильно ответила. Если команде удалось составить особенно интересную пропорцию, ведущий или жюри могут поставить дополнительные баллы и за задание, и за ответ. Если играют только две команды, время на обдумывание ограничивается (например, одной минутой), если команд больше, можно играть «до победного конца». Важно, чтобы в одной команде было не более 5—7 человек, иначе не все смогут принять полноправное участие в подготовке заданий, тихони останутся за бортом.

Можно провести личное первенство: участники задают вопросы по кругу, отвечает тот, кто первым поднял руку. Плюс личного первенства в том, что участвуют на равных все — никто не может отсидеться за спиной соседа.

В игре по любому варианту побеждает игрок или команда, набравшие наибольшее количество очков.

Очень важна четкая организация игры, знание всеми участниками правил, поэтому стоит заранее обсудить и решить некоторые вопросы

Цели. Игра развивает способность видеть связи между явлениями, в том числе и неочевидные, скрытые, умение концентрироваться на поставленной задаче, искать решение, быстро меняя угол зрения и не «зацикливаясь» на каком - то одном варианте.

Командный вариант игры, кроме того, развивает способность к взаимодействию, привычку внимательно относиться к идеям других. В игре естественно снимаются многие психологические проблемы: застенчивые забывают о робости, стремясь принести очко команде, расторможенные умеряют свой пыл после того, как из-за их несдержанности и нежелания слушать других команда оказывается на грани проигрыша.

Предлагаемые пропорции разной степени сложности помогут учителю провести первые игры. Член пропорции, который нужно угадать, дается в скобках. В необходимых случаях пропорции поясняются.

  • черное / белое = (огонь) / вода
  • сила / доброта = слабость / (злость)
  • война / смерть = мир / (жизнь)
  • тигр / кошка = (волк) / собака
  • лампа / свет = (радио) / звук
  • ластик / карандаш = время / (воспоминания)
  • дети / игра = (взрослые) / работа
  • доска / аскод = парта / (атрап)
  • казак / казак = арап / (пара) - слова-палиндромы
  • музыка / ноты = речь / (буквы)
  • земля / небо = человек / (ангел) - возможны другие ответы
  • пол / потолок = стена / (стена)
  • лицо / портрет = природа / (пейзаж)
  • волк / шерсть = ворона / (перья)
  • пожарник / (вода) = дворник / метла
  • тигр / 4 = паук / (8) — количество ног
  • провода / электричество = (сосуды) / кровь
  • машина / мотор = человек / (сердце)
  • дом / крыша = человек / (шапка)
  • радость / горе = (капля) / море
  • верблюд / горб = пеликан / (клюв)
  • вода / огонь = (огонь) / дерево
  • автомобиль / шины = конь / (подковы)
  • кран / вода = холодильник / (холод)
  • капля / море = слово / (текст)
  • пустыня / кактусы = море / (водоросли)
  • человек / пища = машина / (топливо)
  • дождь / снег = осень / (зима)
  • листья / зима = лето / (снег) - то, чего не бывает
  • женщина / мышь = (пешеход) / машина -то, чего опасаются
  • банк / деньги = (коробок) / спички
  • решетка / тюрьма = (небо) / свобода
  • часы / стрелки = термометр / (ртуть)
  • астроном / звезды = зрители / (фильм)
  • музыка / плеер = море / (раковина)
  • мороз / красный нос = солнце/ (веснушки, загар)

«ПРОДОЛЖИТЬ РЯД»

Возраст и количество игроков любые, продолжительность игры по желанию (см. игру «Пропорции»). Играть будет удобнее, если играющие смогут записывать на листках предложенное задание.

Ход игры. Ведущий или участник игры предлагает некоторый ряд, включающий не менее трех и не более шести-семи элементов. Задача играющих — продолжить ряд, для этого они должны догадаться, какая закономерность лежит в основе его построения. В ответе нужно также пояснить, почему ряд продолжен именно так.

Варианты проведения игры, способы усложнения и цели см. в описании игры «Пропорции». Можно предложить такие ряды (в скобках приведены ответы):

  • О, Д, Т...? (Ч, даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три, четыре);
  • апельсин, банан, виноград...? (любое слово - название фрукта, начинающееся с Г — следующей буквы алфавита);
  • паук, таракан, мышь...? (птица или человек, ряд называет животных в порядке уменьшения количества ног);
  • медведи, сестры, поросята...? (например, мушкетеры — слово, вместе с числительным три образующее название художественного произведения);
  • дорога, ремонт, милиция...? (например, фары — слово, удовлетворяющее двум условиям: оно начинается на фа-, продолжая ряд до-рога, ре-монт, ми-лиция, и соответствует тематике ряда);
  • каракатица, камбала, кальмар...? (например, краб — слово должно называть морское животное и содержать в себе одну гласную «а», продолжая ряд каракатица, камбала, кальмар).

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Условия проведения игры такие же, как для игр «Пропорции» и «Продолжить ряд».

Ход игры. Игра сходна по сути с игрой «Продолжить ряд». Задача играющих — проанализировать предложенный ряд из четырех элементов и назвать лишний, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных. В ответе нужно объяснить, почему именно это слово лишнее. Варианты проведения игры, способы усложнения и цели те же, что и в игре «Пропорции».

Предлагаемые задания будут полезны на первых этапах знакомства с игрой. Ответы и краткие пояснения приводятся в скобках.

печка, свечка, утка, овечка (утка, остальные рифмуются)

  • крик, кричать, квакать, кукарекать (крик, остальные — глаголы)
  • золото, ураган, молоко, болото (ураган, остальные содержат полногласные сочетания)
  • лебедь, воробей, ворона, попугай (ворона, остальные существительные мужского рода)
  • рыба, рак, угорь, скорпион (угорь, остальные дали название созвездиям Зодиака)
  • уши, головы, ноги, плечи (головы, остальные называют парные предметы)
  • крум, брук, друг, гимюк (друг, остальные не слова)
  • норка, ключ, тропа, коса (тропа, остальные имеют широкоупотребительные омонимы)
  • ворота, чернила, задания, ножницы (задания, остальные не имеют единственного числа)
  • ночь, дочь, рожь, мышь (рожь, не имеет мн. числа)
  • пароход, парной, парик, парник (парик, в остальных корень пар-).

«ВЕНОК СРАВНЕНИЙ»

Количество играющих 310 человек, класс можно разделить на группы. Игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он вступает. Ведущий нужен ребятам дошкольного возраста.

Ход игры. Играющие выбирают какое - либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Например, играют со словом река. Возможные варианты: Она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая. Она похожа на время, ее тоже невозможно остановить. Задача каждого следующего игрока — привести убедительное сравнение, повторяться запрещено. Тот, кто не сумел ответить, выходит из игры. Побеждает ответивший последним. Во время игры часто возникают дискуссии о том, можно ли засчитать то или иное сравнение. Обсуждение само по себе полезно. В этой игре не стоит вводить слишком жесткие ограничения в подборе сравнений. Снимать сравнения как неубедительные следует только тогда, когда игрок не может назвать сходных черт или говорит очевидную нелепицу.

Варианты. На первых порах хорошо попробовать командный вариант игры, который дает возможность более робким ребятам постепенно войти в игру. Позже они смогут отвечать самостоятельно. Для игры с учащимися младших классов лучше выбирать слова, называющие предметы.

Цели. Игра развивает ассоциативное, метафорическое мышление, ребенок начинает воспринимать предметы окружающего мира объемнее, глубже, обращает внимание на неочевидные связи между ними. Игра активизирует способность видеть разнообразные признаки предмета, а эта способность всегда считалась одним из основных критериев общего развития.

«ГЛОКИЙ  ЯЗЫК»

Ход игры. Прежде чем начинать игру, ведущий разбирает с ребятами знаменитую фразу Л. В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка (если класс не работал с ней раньше). Ребята убеждаются, что, во-первых, в этой фразе ничего не понятно, поскольку таких слов в русском языке нет, во-вторых, очень многое все-таки понятно, например, можно с уверенностью сделать полный синтаксический разбор предложения и морфологический разбор всех слов в нем. Постепенно формулируются правила «глокого языка». Все корни в нем — вымышленные, не существующие в русском языке. Остальные морфемы, служебные слова и правила грамматики — русские. Когда правила сформулированы, игроки получают задание: продолжить рассказ о «куздре». Сочинять можно самостоятельно или в группах по два-три человека. На эту работу нужно отвести не менее 10 минут. Когда время истекает, все по очереди медленно читают свои рассказы вслух, а остальные игроки следят за соблюдением правил «глокого языка». Побеждает тот, кто написал самый интересный рассказ и не нарушил правил.

Варианты. По мере освоения игры ее можно видоизменять и усложнять. Можно провести конкурс переводов с «глокого языка», иллюстраций к «глоким» рассказам, попробовать написать на этом языке стихотворение, сказку, пьесу. Еще интереснее задать жанр или эмоциональный настрой текста: написать страшную историю, веселое четверостишие. После такого задания важно понаблюдать, какие корни изобретают сочинители для передачи того или иного настроения. Ребятам полезно проверить рассказы друг друга и убедиться, что правила соблюдены: то, что в своем тексте проходит незамеченным, в чужом сразу бросается в глаза. Кроме того, в процессе взаимопроверки возникает множество споров и поводов углубиться в совместные размышления об устройстве языка.

Цели. Сложно сказать, что важнее: сама игра, подготовка к ней или обсуждение результатов. «Глокий язык» — прекрасный способ поработать с единицами языка, отношениями между ними, языковыми законами. Лишенные лексического значения «глокие» фразы позволяют наблюдать голые словообразовательные, морфологические и синтаксические абстракции, и благодаря этому многие сведения о языке, просто принятые ребятами на веру, обретают убедительность, яркость. Почему, например, скольким испытуемым ни предложи перевести фразу о «куздре» на русский язык, все без исключения заменяют слово бокр одушевленным существительным? Обсуждение этого вопроса заставляет заново осмыслить (а может быть, впервые понять), что представляет собой категория одушевленности — неодушевленности в русском языке, почему мы считаем одушевленным снеговика, но не считаем толпу.

Тот же вопрос о бокре заставит присмотреться к суффиксу в слове бокренок. Такой суффикс употребляется при обозначении детенышей живых существ, значит, бокр — живой. А почему, собственно, мы уверены, что перед нами — суффикс и что слова бокр и бокренок однокоренные? Ведь мы не считаем, что слово родинка образовано от родина с помощью уменьшительного суффикса. Сочинять на «глоком языке» довольно сложно, Сложно сочинять корни, чтобы они были выразительными, но не слишком похожими на существующие в языке. Сложно научиться не «переводить» с русского, не шифровать, а именно сочинять на «глоком языке», точно не зная даже, что имеешь в виду, но чувствуя сюжет и настроение. Для примера и вдохновения хорошо прочитать ребятам и разобрать с ними этот рассказик Л. Петрушевской, написанный на «глоком языке».

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

—        Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

—        Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А калуша волит:

—        Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-
зюмо некузявые.

А бутявка брянчит за напушкой:

—        Калушата подудонились, калушата подудонились!
Зюмо нецалявые, пуськи бятые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные игры на умножение. "Пальцы".

Серия игр создана для маленьких вундеркиндов, родителей, учителей! В основе этой методики лежат всевозможные занимательные иры с самыми обычными предметами: карточками, кубиками, монетами. Эти игры пр...

Занимательные игры

Занимательные игры включают в себя две игры: "Звездный час" по теме: "Я люблю тебя, Россия" и "Поле чудес" по теме: "Знаете ли вы животный мир"....

Занимательные игры-шутки с элементами математического счёта Математические игры в 1-2-х классах

"Логические концовки"Вооружись логическим мышлением и закончи фразы1. Если стол выше стула. то стул .... (ниже стола).2. Если 2 больше одного, то один ....(меньше двух).3. Если сестра старше брата, то...

Занимательные игры на уроках математики в 1 классе.

Доклад на совещании МО начальных классов....

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ – ПЯТИМИНУТКИ для учащихся 1 – 4 классов

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ – ПЯТИМИНУТКИдля учащихся 1 – 4 классов На первый взгляд кажется, что эти игры малозначительны и не серьезны. На самом деле данный блок игр очень интересен и важен ...

Занимательные игры на переменах для учащихся 1 – 4 классов.

Качество учебного – воспитательного процесса в школе зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Особое место отведено организации малоподвижных и подвижных игр на перемен...

Урок-игра «Занимательная математика» 1-2 класс

Любите математику И вы поймёте вдруг, Что правда: «Математика –Царица всех наук!»...