Технология проблемного обучения в начальной школе
статья

Мистрюкова Елена Владимировна

Проблемное обучение в начальной школе базируется на научном творчестве, которое проявляется в связи с возникновением противоречивой ситуации. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в начальной школе

Цель проблемного обучения: научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий.

Задачи:

- создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

- повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

- применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном процессе

Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: создание проблемной ситуации на уроке, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. Мне хотелось бы остановиться на первом этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы. Проблемное обучение в начальной школе базируется на научном творчестве, которое проявляется в связи с возникновением противоречивой ситуации. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.

Создание проблемной ситуации на уроке

Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо создание проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. Проблемное обучение в начальной школе реализуется, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент: когда создание проблемной ситуации на уроке вызывает столкновении с вполне конкретным противоречием.

Какими способами можно создать проблемную ситуацию?

1. Классические.

По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением». Перечень приемов для создания проблемной ситуации на уроке представлен в таблице.

Приемы создания проблемных ситуаций

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Создание проблемной ситуации на уроке характеризуется наличием предметной специфики. 

Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приемы 1 и 4 используются реже.

Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается.

На уроках литературного чтения (такие примеры не были рассмотрены в данной статье) часто обсуждаются полярные позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2.

При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3.

Необходимо принять к сведению следующее: проблемное обучение в начальной школе существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, создание проблемной ситуации на уроке — оказание помощи ученикам в формулировании либо темы урока, либо не сходного с темой вопроса для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.

-проблемная ситуация возникшая « с удивлением».

Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Пример:

Математика, 3 класс.

Тема: порядок действий в выражении со скобками.

Детям предлагаюситуацию: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке). Кто из мальчиков прав? Рассуждая, дети определяют тему урока.

Русский язык, 3 класс.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель:
 Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)


Окружающий мир, 3 класс.

Учитель предлагает послушать диалог двух детей:

-Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

-Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

- проблемная ситуация, возникшая «с затруднением».

Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще,

дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Окружающий мир. Тема урока: «План и карта». Обучающимся предлагается изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Математика, 2 класс. Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и прибавьте 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже прибавьте 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики:
 Сложение двузначного числа и однозначного.

Русский язык, 4 класс.
Учитель:
 Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

Ученики: Спряжение глаголов. Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики:
 Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель:
 Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики:
 Глаголы-исключения.

Пример: (практическое задание не выполнимое вообще для детей данного возраста, т.к. не изучали числа больше 100)

Математика, 2 класс.

Тема: конкретный смысл умножения.

Детям предлагаюрешить задачу:

«В альбоме 8 листов. Сколько листов в 3-х таких альбомах?» Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 8+8+8=24. Далее детям предлагаю ответить на вопрос: сколько листов в 30 таких альбомах?

Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

Математика, 3 класс.(невыполнимое задание, сходное с предыдущим)

Тема: Умножение на 0.

Предлагаю вычислить значения выражений:

12*2; 31*3; 15*4; 18*0

Дети вычисляют значения первых трёх выражений и останавливаются на последнем. Почему это выражение вызывает затруднения? ( Его нельзя вычислить, заменив умножение сложением, так как в сумме не может быть ноль слагаемых). Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

2. Проблемно-диалогические:

- побуждающий диалог

Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Что такое имя числительное?

Прочитайте пословицу, объясните её смысл:

Один в поле не воин.

Определите части речи. У какого слова вы затруднились это сделать?(Один) Что называет это слово? (Число) Подумайте, как может называться такая часть речи?

- подводящий проблемный диалог.

Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Пример:

  • Урок русского языка, 1 класс.

Тема: слова, которые обозначают действия предметов.

На доске записаны имена существительные и глаголы: девочка, скачет, летит, птица, ученик, читает. Запишите в один столбик слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Задайте вопросы к словам второго столбика и объясните, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Род имён прилагательных.

Прочитайте словосочетания: Зелёный лист, зелёная трава, зелёное платье.

Что вы заметили? (Прилагательное повторяется) Оно одинаково во всех словосочетаниях? (Нет. Изменяются окончания) Почему окончания имён прилагательных изменяются?

3. Мотивирующие.

Использую следующие приемы:

- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.

Пример:

  • Урок математики, 3 класс.

Тема:Единицы времени: год, месяц, сутки.

Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы приходят к теме урока

- сообщение темы урока с использованием приема «актуальность».

Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Пример:

  • Урок математики, 1 класс.

Тема: «Числа от 1 до 20»

- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. А какое сегодня число? Сможете ли вы его записать? Хватит ли нам изученных чисел, чтобы записать любое число месяца? Что необходимо знать для того, чтобы выполнить это задание?

Дети подводятся к выводу том, что им необходимо узнать числа больше 10.

  • Урок математики, 3 класс.

Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Поднимите руки те, кто покупал что-нибудь в магазине. Кто из вас оказывался в ситуации, когда не знал, хватит ли ему денег на покупку?

Предлагаю решить задачу:

Ты хочешь купить 3 тетради по 6 рублей каждая и 4 карандаша по 5 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 36 рублей?

Дети затрудняются это сделать, так как с таким видом задач ещё не встречались. Делают вывод о необходимости научиться решать задачи такого вида, так как это понадобится в жизни.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в начальной школе

Цель проблемного обучения: научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий.

Задачи:

- создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

- повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

- применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном процессе

Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: создание проблемной ситуации на уроке, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. Мне хотелось бы остановиться на первом этапе процесса открытия нового знания - этапе постановки проблемы. Проблемное обучение в начальной школе базируется на научном творчестве, которое проявляется в связи с возникновением противоречивой ситуации. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.

Создание проблемной ситуации на уроке

Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо создание проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. Проблемное обучение в начальной школе реализуется, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент: когда создание проблемной ситуации на уроке вызывает столкновении с вполне конкретным противоречием.

Какими способами можно создать проблемную ситуацию?

1. Классические.

По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением». Перечень приемов для создания проблемной ситуации на уроке представлен в таблице.

Приемы создания проблемных ситуаций

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Создание проблемной ситуации на уроке характеризуется наличием предметной специфики. 

Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приемы 1 и 4 используются реже.

Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается.

На уроках литературного чтения (такие примеры не были рассмотрены в данной статье) часто обсуждаются полярные позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2.

При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3.

Необходимо принять к сведению следующее: проблемное обучение в начальной школе существует в двух основных формах: в форме темы урока; в форме не совпадающего с темой урока вопроса, ответом на который и будет новое знание. Следовательно, создание проблемной ситуации на уроке — оказание помощи ученикам в формулировании либо темы урока, либо не сходного с темой вопроса для исследования. Если проблема возникла на уроке как вопрос для исследования, то тему урока уместно сформулировать на этапе воспроизведения знаний.

-проблемная ситуация возникшая « с удивлением».

Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Пример:

Математика, 3 класс.

Тема: порядок действий в выражении со скобками.

Детям предлагаюситуацию: Два мальчика находили значение выражения 3*5-4 и получили следующие результаты: 11 и 3. Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке). Кто из мальчиков прав? Рассуждая, дети определяют тему урока.

Русский язык, 3 класс.
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель:
 Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)


Окружающий мир, 3 класс.

Учитель предлагает послушать диалог двух детей:

-Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

-Грибы не зеленые, значит, они животные.

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

- проблемная ситуация, возникшая «с затруднением».

Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще,

дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Окружающий мир. Тема урока: «План и карта». Обучающимся предлагается изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Математика, 2 класс. Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и прибавьте 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже прибавьте 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики:
 Сложение двузначного числа и однозначного.

Русский язык, 4 класс.
Учитель:
 Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

Ученики: Спряжение глаголов. Учитель: Поупражняемся в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. Далее - шаг 1.) А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения. Далее - шаг 2.) Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?
Ученики:
 Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.
Учитель:
 Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Ученики:
 Глаголы-исключения.

Пример: (практическое задание не выполнимое вообще для детей данного возраста, т.к. не изучали числа больше 100)

Математика, 2 класс.

Тема: конкретный смысл умножения.

Детям предлагаюрешить задачу:

«В альбоме 8 листов. Сколько листов в 3-х таких альбомах?» Дети находят результат приемом сложения одинаковых слагаемых: 8+8+8=24. Далее детям предлагаю ответить на вопрос: сколько листов в 30 таких альбомах?

Ученики приходят к выводу, что задачу можно решить и записать решение при помощи сложения, но запись получается слишком длинная. Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

Математика, 3 класс.(невыполнимое задание, сходное с предыдущим)

Тема: Умножение на 0.

Предлагаю вычислить значения выражений:

12*2; 31*3; 15*4; 18*0

Дети вычисляют значения первых трёх выражений и останавливаются на последнем. Почему это выражение вызывает затруднения? ( Его нельзя вычислить, заменив умножение сложением, так как в сумме не может быть ноль слагаемых). Обнаруживая границу своего незнания, определяют тему урока.

2. Проблемно-диалогические:

- побуждающий диалог

Заключается в подаче учителем отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые помогают школьникам осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Что такое имя числительное?

Прочитайте пословицу, объясните её смысл:

Один в поле не воин.

Определите части речи. У какого слова вы затруднились это сделать?(Один) Что называет это слово? (Число) Подумайте, как может называться такая часть речи?

- подводящий проблемный диалог.

Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Пример:

  • Урок русского языка, 1 класс.

Тема: слова, которые обозначают действия предметов.

На доске записаны имена существительные и глаголы: девочка, скачет, летит, птица, ученик, читает. Запишите в один столбик слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Задайте вопросы к словам второго столбика и объясните, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

Пример:

  • Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Род имён прилагательных.

Прочитайте словосочетания: Зелёный лист, зелёная трава, зелёное платье.

Что вы заметили? (Прилагательное повторяется) Оно одинаково во всех словосочетаниях? (Нет. Изменяются окончания) Почему окончания имён прилагательных изменяются?

3. Мотивирующие.

Использую следующие приемы:

- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.

Пример:

  • Урок математики, 3 класс.

Тема:Единицы времени: год, месяц, сутки.

Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Дети заинтересованы, пытаясь ответить на вопросы приходят к теме урока

- сообщение темы урока с использованием приема «актуальность».

Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

Пример:

  • Урок математики, 1 класс.

Тема: «Числа от 1 до 20»

- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. А какое сегодня число? Сможете ли вы его записать? Хватит ли нам изученных чисел, чтобы записать любое число месяца? Что необходимо знать для того, чтобы выполнить это задание?

Дети подводятся к выводу том, что им необходимо узнать числа больше 10.

  • Урок математики, 3 класс.

Тема: Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

Поднимите руки те, кто покупал что-нибудь в магазине. Кто из вас оказывался в ситуации, когда не знал, хватит ли ему денег на покупку?

Предлагаю решить задачу:

Ты хочешь купить 3 тетради по 6 рублей каждая и 4 карандаша по 5 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 36 рублей?

Дети затрудняются это сделать, так как с таким видом задач ещё не встречались. Делают вывод о необходимости научиться решать задачи такого вида, так как это понадобится в жизни.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Технология проблемного обучения в начальной школе

В последние годы перед учителями встали проблемы:несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностямнизкий уровень мотивации;снижение или отсутствие интереса к предмету;высокий урове...

Доклад на тему: «Технология проблемного обучения в начальной школе"

Одна из технологий ,используемых в начальной школе ,является проблемная технология.О ней и говорится в докладе....