Презентация опыта работы "Ментальная карта. Супермышление"
методическая разработка

Афанасова Лариса Валентиновна

Технология развития критического мышления у младших школьников. Описание метода использования ментальной карты на  разнвх уроках в начальной школе, алгоритм составления ментальной карты и примеры готовых карт учителя и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_karta.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОТБОРОЧНЫЙ(ЗАОЧНЫЙ )

ЭТАП IV ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «ЯНТАРНАЯ СОВА-2016»

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА. СВЕРХМЫШЛЕНИЕ

             

            Презентация опыта работы

              учителя начальных классов

                     МАОУ лицея35 им.Буткова В.В.

Афанасовой Ларисы Валентиновны

              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 СЛАЙД 2

          Введение новых ФГОС  предполагает решение  одной из основных задач на ступени начального общего образования - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение формировать цели собственной деятельности и следовать им, планировать этапы своей деятельности, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.    

 В традиционной педагогике учитель в основном выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, осуществлял единоличный контроль и отбор учебной информации.  Сегодня на уроке должно быть главенство мышления учащихся над памятью, самостоятельной деятельности над монологическим способом информирования школьников. Актуальны слова американского математика, программиста, педагога, психолога  Сеймура Паперта:  «Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового»

        Важным моментом в деятельности учителя в этих условиях становится применение эффективной педагогической технологии. Эффективность той или иной технологии учитель определяет для себя сам.

  Среди многих достойных педагогических технологий для меня оказалась наиболее продуктивной Технология развития критического мышления посредством  построения ментальных карт.

СЛАЙД 3

 Хочу познакомить интересующихся педагогов с этой технологией, поделиться собственным опытом использования и создания ментальных карт     

 . Ментальная карта  – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

          Автором этого метода является британский психолог Тони Бьюзен. Именно он придумал этот удобный и эффективный метод записи и организации информации,   изложил в своей книге  «Супермышление».   

СЛАЙД 4

     Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

 

СЛАЙД 5

Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда студент непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Непрерывно растущий объём информации и её качественное разнообразие требуют от современного человека совершенствования интеллектуальных средств её приёма, обработки хранения и передачи.

СЛАЙД 6

В основе метода лежит известный всем принцип функционирования левого и правого полушарий головного мозга: левое полушарие доминирует в точных областях, правое – в творческих. МК  используют функции и левого и правого полушария одновременно, то есть развивают все виды ментальных (или умственных) способностей    При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление    Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

СЛАЙД 7

Использование интеллект-карт как метода обучения позволяетэффективнее решать образовательные задачи, связанные с формированием УУД:

  1. информационной компетентностью учеников:

выделение познавательной цели, поиск информации,формирование понятий и установление связей между ними,структурирование знаний, кодирование, перекодирование и моделирование,синтез, анализ;классификация, систематизация и обобщение;

  1. коммуникативной компетентностью учеников:

общение и взаимодействие,учебное сотрудничество,умение дискутировать,умение работать в паре,умение работать в малой (4 человека) группе;

3) личностным и регулятивным развитием учеников:

Самопознание, самоопределение, саморегуляция, творческое развитие.

СЛАЙД 8

       МК помогают оптимизировать такие образовательные процессы, как:

- актуализация знаний обучающихся,

- организация  поиска решений  задач проблемной учебной ситуации,

- анализ и систематизация информации,

- создание презентаций, написание реферата, доклада, статьи.

       Можно сказать, что по сути своей, ментальная карта является упрощенным графическим отображением течения наших мыслей.  Опробация приема показывает преимущества интеллект-карт:             

Пишем: с удовольствием, ыстро,мало

Видим: взаимосвязи ,структуру изложения материала,логику

Развиваем: мышление, память,воображение

Задействуем:весь потенциал,творчество

Запоминаем: сразу, много, качественно

   СЛАЙД 9

Интеллект-карта как эффективное средство структурирования информации помогает учителю в подготовке к проведению занятий, планировании учебного материала, принятии решений.

    Помимо ознакомления своих учеников с теорией и практикой интеллект – карт, учитель может использовать интеллект – карты в решении ряда собственных практических задач, делая преподавание и соответственно учебный процесс более легким и приятным занятием.  

СЛАЙД 10-11

Практика показывает, что составление линейных конспектов (в виде цифр и букв)

  для учителей удобнее, привычнее. Но зачастую   конспекты пишем: много, однообразно (слова, абзацы, таблицы) монотонно. Главные, ключевые слова теряются в массе обычных слов. Время, затраченное на составление конспекта, не всегда приносит желаемый результат – понять и запомнить.

Хочу представить Вашему вниманию возможности использования МК мной на уроках в начальной школе.  Использование ментальных карт на моих уроках может проходить в разных формах: использовать готовые карты ума в виде слайдов или на плакатах, приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов, по ходу изложения материала строить ментальные карты на уроке, организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности учеников по использованию готовых ментальных карт и построкению собственных. Мной разработаны уроки с применением технологии ментальных карт, с которыми Вы можете ознакомиться на  сайте 
http://infourok.ru/user/afanasova-larisa-valentinovna

СЛАЙД 12

Что дают ментальные карты школьникам? Как они могут их использовать на уроках?

СЛАЙД 13       

Попробуйте составить ментальные карты для решения ваших задач, и вы поймёте, насколько легче станет развивать идеи, запоминать и излагать материал. Мастер класс по составлению. МК 

Общие правила создания ментальных карт:

  1. В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
  2. От центра исходят основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
  3. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  4. Лучше использовать крупные печатные буквы
  5. Экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки.
  6. Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт – чем более индивидуальной будет ваша карта, тем лучше она будет для вас работать.

СЛАЙД 14-16

Примеры ментальных карт обучающихся моего класса по разным предметам

СЛАЙД 17

Вывод

Цель создания ментальной карты – навести порядок в голове, получить целостную картину явления или процесса, отыскать новые ассоциации. Интеллект-карты дают большую свободу мысли, это инструмент визуального представления и записи информации,

    Технология ментальной карты направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности, которую с удовольствием выполняют все ученики на уроках

    При составлении ментальных карт ученик проделывает  большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, делает обобщения, выделяет главное, существенное. В результате формируются способности пространственного мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

СЛАЙД 18

Представляю наиболее популярные Интернет-ресурсы для создания ментальных карт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.

Карта индивидуальной  коррекционной  работы с обучающимися. Образцы карт.Направление:  Работа с неуспевающими детьми  над повышением интенсивности  учебной деятельностиПояснен...

Викторина по окружающему миру "Знаешь ли ты карту?".Материки,океаны, моря, острова, полуострова на карте.

Викторина может быть предложена учащимся 2-4 классов при изучении географических объектов на карте.Викторина по окружающему миру  была создана для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Шко...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...