Опыт работы по технологии проектного обучения в начальной школе.
статья

Шеремет Наталия Валерьевна

В статье представлена диссеминация опыта работы по технологии проектного обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_sayte.docx513.21 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по технологии проектного обучения в начальной школе.

Сегодня в образовании школ происходят значительные перемены, которые охватывают все стороны педагогического процесса. Одной из главных задач считаю, является повышения педагогического мастерства путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.   Хочу поделиться опытом работы по технологии проектного обучения.                                                     

Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.

      В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками - это  особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков..  Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе,  обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

Проектную технологию использую на всех уроках.

Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи.

Так на открытом уроке по окружающему миру дети представляли продукты своих исследований по теме: «Мой город – частица Родины».

Дети заранее были разделены на группы. Им помогали  родители. Объединившись в группы дети составили с учителем план, договорились и распределили роли ( исследователи, корреспонденты, оформители, создатели презентаций, докладчик). Каждая группа работала по своей теме и самостоятельно добывала информацию. На уроке они представили продукты своих исследований. Первая группа  с цель создания презентации посетила музей; вторая группа совершила экскурсию по памятным местам, нашла их историю и сделала видеоролик, 3 группа брала интервью с мест работы своих родителей, 4 группа искала информацию о знаменитых людях, им пришлось обратиться и в музей и искать информацию в интернете,5 группа оформила выставку рисунков- достопримечательностей нашего города.

На уроке они работали по плану:

1.История города.

2.Памятные места.

3.Где можно работать?

4.Знаменитые люди.

5.Достопремечательности нашего города.

C:\Users\malishi\AppData\Local\Temp\IMG-20190315-WA0013.jpg

При изучении темы «Разнообразие растений.» (2 класс) проектное задание было: подготовить фоторассказ о мире растений. Дети искали познавательную информацию об интересных растениях (самое большой цветок в мире, растения-хищники, шоколадное дерево и т.д.).

.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе обучающиеся искали интересные растения.

2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе  изучили литературу об исследуемом растении.

3 этап - Осуществление деятельности.

4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта.

5 этап - Презентация.

Для детей были интересны проекты по темам: «Почему радуга разноцветная?», «Плесень-друг или враг?»,«Жизнь жука водомерки».

Защиту проектных работ чаще всего проводим  по следующему плану.

  • Почему избрана эта тема.
  • Какую цель преследовали.
  • Какие ставились задачи.
  • Какие гипотезы проверялись.
  • Какие использовались методы и средства.
  • Каким был план.
  • Какие результаты получены.  
  • Какие выводы сделаны по итогам .

Решая задачи по математике, возник вопрос: «Как решали задачи в старину?» Был создан проект «Старинные математические задачи».

Цель исследования - изучить решение старинных задач, сравнить методы решения с современными.

          В результате проделанной работы узнали для себя много полезной информации об истории развития математики у славянского народа, пришли к выводу, что старинные задачи сложнее, чем современные, что они развивают сообразительность и логическое мышление.

 По русскому языку  созданы такие проекты: «Пословицы о труде»

Цели проекта:

  • пополнить активный словарный запас учащихся пословицами;
  • уточнить смысл и значение каждой из них;
  • научиться применять их в речи;
  • самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками;
  • дать толкование пословицам;
  • нарисовать к пословицам иллюстрации.

Проект  «Крылатые слова и выражения»

Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.

Цель проекта: прививать любовь и уважение к родному языку.

Задачи проекта:

  • Формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы.
  • Учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно.
  • Совершенствовать у детей навыки работы в группе.
  • Расширить представления детей о родном языке, о его многообразии.

По окружающему миру после экскурсии на пекарню возник проект «Отчего в хлебе столько дырочек?».

Данная технология применяется и во внеурочной деятельности. На кружке «Эколята» обучающиеся выполнили такие проекты: «Осенние картины» природы города Шимановска», «Экологические проблемы нашего города», «Животные и растения Амурской области, занесённые в Красную книгу», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу» и другие.

 Мы выполняем практико-ориентированные проекты. К таким проектам можно отнести проект по теме «Покормите птиц зимой», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Покормите птиц зимой» была поставлена проблема: чем питаются птицы зимой. Обучающимся было предложено сделать кормушки, понаблюдать какие птицы к ним прилетают, разработать меню.

Проекты создаём и по внеурочной деятельности.

  «Удивительный подарок»,  «Маркетинг в жизни человека ».

        Проект  «Интуиция человека»

Гипотеза. 

Интуиция, в некоторых случаях, помогает сделать правильный выбор, но чем взрослее человек, тем она слабее.

Цель. 

Исследовать интуицию у людей разного возраста,  узнать методы ее развития.

Задачи. 

Определить действительность существования такого чувства, как интуиция.

Исследовать степень развития интуиции у людей разного возраста.

Выявить способы ее развития.

Методы исследования. 

Тестирование трех групп по 5 человек разного возраста (3-4 лет, 8-9 лет, 30 лет и старше).

Выборка и анализ научных источников, а также Интернет-ресурсов.

Определение факторов, блокирующих интуицию и способствующих ее работе.

      Вывод: Интуиция есть, и ей можно пользоваться! Этому можно научиться. Или просто вспомнить, как мы это делали в детстве. Доверяйте интуиции. Не опасайтесь совершать ошибки при попытках распознать интуицию.

Применение этой технологии придает учащимся уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"

 Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационны...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...