Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

 

Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационными технологиями.
Каждого учителя волнуют вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который даёт возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление и способствует активизации познавательной деятельности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

 по теме «Дифференцированный подход в начальной школе»

Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационными технологиями.

Каждого учителя волнуют вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.

Эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который даёт возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление и способствует активизации познавательной деятельности.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся, подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей притвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, потоки, по вариантам) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.

Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определённых успехов на своём уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы.

При дифференцированном обучении более ценными в методическом отношении являются домашние задания. Если при выполнении домашних дифференцированных заданий менее продвинутые ученики достигают положительных результатов, то им предлагаются и задания повышенного уровня или задания творческого характера.

Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового материала лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.

Предлагаю план – конспект урока математики, проведённого в 4 классе с учётом изложенных требований к дифференциации и индивидуализации в форме деловой игры.

Урок – игра  по математике в 4 классе

Тема: «Действия с многозначными числами»

Целевые установки:

предметные:  закрепить умения решать задачи изученных видов, развивать навык самостоятельной работы, закреплять умения выполнять арифметические действия с многозначными числами.

метапредметные:

регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;

познавательные: ориентироваться в заданиях, проводить сравнение числовых выражений, , соотносить задачу и составленный по ней схематический чертёж или краткое условие;

личностные: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике.

Задачи:

  • Организация дифференцированного подхода к обучающимся;
  • Формирование правильной самооценки;
  • Обеспечение состояния успеха для каждого ученика.

Оборудование: разноуровневые карточки с индивидуальными заданиями, флажки для каждого ученика. Таблички разного цвета для помощников учителя.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Чётко, смело говорим

И тихонечко сидим.

2.  Постановка учебной задачи.

Существует фондовая биржа – это рынок ценных бумаг. А наша

«Биржа» интеллектуальная: мы  «покупаем акции» и обмениваем свои знания на оценку. На доску вывешивается пособие: название игры, открывающиеся ставни, внутри четыре кармашка, куда вкладываются «акции» (карточки с заданиями). Карточки – «акции» отмечены кружками разного цвета: красным – задания для сильных учащихся, зелёным – средней сложности, жёлтым – для слабоуспевающих детей, ПТ – повышенной трудности.

Каждый учащийся «покупает» нужную «акцию», т.е. выбирает карточку с определённым кружком (красным, зелёным или жёлтым), и самостоятельно выполняет задания. Два ученика, которые заранее сдали зачёт по всем четырём карточкам назначаются «спонсором». Если ученику непонятно задание, он поднимает индивидуальный флажок с буквой «С», т. е. зовёт «спонсора», который оказывает помощь в объяснении задания, но не подсказывает. Если ученик справляется со своей карточкой – «акцией» раньше отведённого времени, следовательно он может обменять её на другую. В таком случае поднимает индивидуальный флажок такого цвета, на какую «акцию» хочет обменять свою карточку ученик. В случае выполнения трудного задания или задания средней сложности можно «купить акцию» - карточку с пометкой ПТ (обычно это кроссворды или логические задания)

3. Работа по теме урока.

Оформление доски:

Флажки для каждого ученика.

Таблички разного цвета для помощников учителя (вывешиваются на грудь или надеваются в виде шапочек – полосок на голову)

Задания.

Зелёная

1.На складе было 986 ц картофеля. Одному магазину отправили 455ц, второму – 127ц картофеля. Сколько центнеров картофеля осталось на складе?

2. Вычисли.

7592 + 92468            90305 – 56246

(200000 – 149900) : 100         200000 – 149900 : 100

Зелёная

3.Реши уравнения

Х – 200 = 800         150 + х = 450

4. Сделай преобразования.

650см = …м….см

Жёлтая

1.С бахчи собрали 550 арбузов, а дынь на 170 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали вместе?

2.Вычисли.

1375 + 9626

70600 – 2348 – 897

27380 – 15456

70600 – (2348 – 897)

3.Реши уравнения.

700 – х = 400

Х + 800 = 1000

4.Сделай преобразования.

7 руб. = ..коп.

..руб. = 500 коп.

..м..см = 920 см

..кг130г = 8130г

Красная

1.Школьники собрали 300 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько килограммов фруктов в каждом ящике?

2.Вычисли.

85191 – 769300 :100 + 19407

360987 – 278549

187360 + 198288

3.Реши уравнения.

580 – х = 420

Х – 590 = 420

4.Вычисли удобным способом.

12км315м – 9км850м – 1км315м

Повышенной трудности.

1.Найди неизвестное число.

24           (38)      52

47           (50)     53

14           (?)        38

2.Коля и Петя вышли из своих домов навстречу друг другу. Петя шёл со скоростью 5 км/ч, Коля – 4 км/ч. Через два часа они встретились. Кто из них оказался ближе к школе в момент встречи?

3.Продолжи ряд чисел.

15, 1, 13, 2, 11, 3, 9, ….

Такая работа обеспечивает состояние успеха для каждого ученика, вселяет в него уверенность, устраняет страх и формирует правильную самооценку.

4. Итог урока.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке и её результат?

Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

Самым полезным для меня было…

Я затруднялся…

Свою работу на уроке оцениваю вот так…(смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Опыт работы в информационном пространстве в начальной школе

Использование в образовательном процессе ИКТ - технологий и формирование у учащихся ИКТ- компетентности - неотъемлемая часть работы по ФГОС. В статье описан опыт работы в информационном пространстве з...

Методическая работа "Технологии дифференцированного обучения в начальной школе"

В данной работе показаны практические приёмы дифференцированной работы на уроках в начальной школе....

Опыт работы с одаренными детьми в начальной школе

В статье дан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе на примере олимпиады по русскому языку...

Опыт работы по технологии проектного обучения в начальной школе.

В статье представлена диссеминация опыта работы по технологии проектного обучения в начальной школе....