Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и физкультурно-спортивных способностей в начальных классах».
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Татьяна Ивановна Максимова

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болтутинская средняя школа

имени И.К.Базылева»

Программа

«Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих  и физкультурно-спортивных способностей в начальных классах».

2017-2021 год

 Актуальность проблемы. 

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.

 

Пояснительная записка 

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно         начинаться         уже в начальной         школе         на         основе наблюдения,         изучения психологических         особенностей,         речи,         памяти, логического мышления.         Работа         с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые: 

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую активную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.

При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Диагностики: 

1) Методика  «Карта одаренности младших школьников» автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

2) Диагностика умственных способностей детей  Э. Ф. Замбацявичене (Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра)

Педагогические методики: 

  • Метод проектов Л.С. Выготский,
  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,        
  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Портрет одаренного ребенка: 

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.  
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.  
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.  
  4. Склонен к рискованным действиям.  
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.  
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.  
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.  
  8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.  
  10.  Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми 

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

 

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;  - накопление литературы по данному вопросу;
  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;  - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;  
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа  с одаренными и способными  детьми в начальной школе (1-4 классы)  считается подготовительным этапом. 

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.  При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении  предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.

На подготовительном этапе происходит: 

  • формирование навыков научной организации труда
  • вовлечение в активные формы познавательной деятельности
  • формирование познавательного интереса
  • выявление способных учащихся

Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися 

  • Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  • Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Основные мероприятия по реализации программы  Диагностика: 

Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей,         изучение         круга         интересов         умственной         деятельности         обучающихся         путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.  

Развитие         творческих         и         познавательных          способностей:  

Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).

Стимулирование         -         поощрение         дальнейшей         творческой         деятельности: 

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.

 

Формы работы с одаренными и способными детьми 

  • Олимпиады;
  • Творческие выставки;
  • Индивидуальные занятия с сильными обучающимися;
  • Проектная деятельность;
  • Конкурсы различного уровня;
  • Внеурочная деятельность;

Работа с родителями 

Важным         моментом         работы         с         одаренными         детьми         следует признать         комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.

Формы работы с родителями: 

  • Творческие и проблемные родительские собрания;
  • Групповые и индивидуальные консультации;
  • Привлечение родителей к проведению мероприятий;

Ожидаемые результаты 

 

  1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
  2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социальнопсихологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
  4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
  5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  6.  6. Повышение качества образования.

 

План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.

 

 

п/п

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1

Занятия в  кружках

В течении года

Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности

2

Участие в предметных неделях

По плану  школы

Расширение познавательной активности

3

Олимпиады (школьные, муниципальные)

В течение года

Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах

4

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

В течение года

Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся

5

Родительские собрания, консультации

В течение года

Способствование формированию интеллектуальной культуры родителей

6

Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой

В течение года

Выявление способностей

7

Изучение опыта работы учителей школы с одарѐнными детьми

В течение года

Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми

8

Активное участие во внеклассных мероприятиях

В течение года

Создание условий, способствующих творческой активности обучающихся

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях...

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Программа «Выявление и развитие у обучающихсяинтеллектуальных и творческих способностейв начальных классах»....

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах»....

Программа выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей

Программа   выявления и развития у обучающихся  интеллектуальных и творческих способностей  в начальной школе. Срок реализации 3 года...

Мониторинг освоения программы выявления и развития у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности инструктора по физической культуре на середину 2018-2019 учебного года

Приложение № 1      Мониторингосвоения программы выявления и развития у обучающихся способностей кфизкультурно-спортивной деятельностиинструктора по физической культуре д...

Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»

Пояснительная запискаПрограмма по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исс...

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...