Программа выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей
рабочая программа на тему

Куницына Елена Сергеевна

Программа   выявления и развития у обучающихся  интеллектуальных и творческих способностей  в начальной школе. Срок реализации 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmv_raboty_s_odarennymi_detmi.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ Пречистенская СШ   Духовщинского района Смоленской области

            «Принято  «                                                                              « Утверждаю»

Педагогическим советом                                                                   Директор школы _________________

Протокол от 30.08.2015                                                                                                   И. Э. Комаровский

 

 

Программа выявления и развития у обучающихся

интеллектуальных и творческих способностей

 (1 – 4 класс)

Учитель начальных классов

                                                              Куницына Е.С.

2015 - 2018 г.

            Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.  В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.

           Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения.

         Вопросы обучения и развития одаренных детей не следует выделять в отдельную проблему, потому что все они по природе обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Если же способности ребенка не находят своего полноценного и творческого развития, то виноваты в том взрослые, которые либо не создали условий, необходимых для развития природных возможностей данного ребенка, либо загасили его природные способности своими догматическими методами обучения.  Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.

Цели программы:

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности, общества, государства;
  • обеспечение их личностной, социальной самореализации

   Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

     

  •   познакомиться  с психолого-педагогической и методической литературой о работе с одаренными детьми, подбор и накопление литературы для самообразования, курсы повышения квалификации.
  • проводить целенаправленные наблюдения за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
  • подобрать материал  и провести специальные тесты, позволяющие определить наличие одаренности, накапливать библиотечный фонд
  • отборать среди различных  систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  • разработать индивидуальные программы обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена:
  • составить программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими;
  • создавать ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками;
  •  избегать в работе с одаренными детьми  двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
  • проводить  различные конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, и др., позволяющее учащимся проявить свои способности.
  • отборать среди различных систем обучения те  методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Основные направления реализации программы работы по выявлению одаренных детей

 

  • выявление одаренных учащихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • активное вовлечение обучающихся во  внеурочную учебную и внеклассную деятельность обучащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на   олимпиадах,   конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня

         Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения  человеком более высоких ( необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности ( природных задатков)  и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.    

 К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда;
  • характеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.

Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей , в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учителя.

 

        Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе  умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда.

        Познавательная потребность, является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков. 

Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов: 

          I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотнее осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности .
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при роде деятельности - в области художественного развития.  

        II этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие работы, проектные задания и т. д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в классе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.

       Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

 Формы работы с одаренными учащимися

творческие мастерские;
групповые занятия   с сильными учащимися;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;

проектная деятельность;

внеурочная деятельность
 
Условия успешной работы с одаренными учащимися.

  • Осознание важности этой работы   и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.  
  • Признание учителем  того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы по выявлению одаренных детей

 В процессе    работы с одаренными учащимися учитель должен  обладать определенными качествами: 

     учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учениками должно быть направлено на оптимальное развитие способностей иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
     учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
     учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
     учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, учится у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 Учитель должен быть: 

     увлечен своим делом;
     способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
     профессионально грамотным;
     интеллектуальным, нравственным и эрудированным, проводником передовых педагогических технологий, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
     знатоком во всех областях человеческой жизни

Система дополнительного образования

 

               Необходимым условием для решения стоящих перед учителем  задач в области развития творческих способностей личности является вовлечение обучающихся в  систему дополнительного образования.

         Объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования составляет единое образовательное пространство школы, в котором развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.

Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.

Формы работы с родителями:

 - творческие и проблемные родительские собрания;

 - групповые и индивидуальные консультации;

 - привлечение родителей к проведению мероприятий;

 - выполнение рекомендаций литературы.

Ожидаемые результаты

1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;

 2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социальнопсихологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы; 4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

 5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; 6. Повышение качества образования.

 

План мероприятий по выявлению одаренных детей.2017/18 уч. год

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

1 полугодие

2.

Анализ   результатов диагностирования способных учащихся

Февраль

 

3

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь, январь

4

Участие  в олимпиадах и конкурсах различного уровня

В течение года

 

5

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

6

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

7

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

1 четверть

8

Творческий отчет учащихся

 Май

9

Распространение опыта работы с одаренными детьми

В течение года

10

Проведение предметных недель  

1 полугодие

11

Изучение опыта работы учителей школы с одарѐнными детьми В течение года Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми

В течение года

12

Родительские собрания, консультации  

В течение года


Литература:

1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

 2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

 3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

 4. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.

5. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51. 6. Абатурова В.В. Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С. 2-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Программа «Выявление и развитие у обучающихсяинтеллектуальных и творческих способностейв начальных классах»....

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах»....

Программа.Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника "Одаренный ребенок"

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и является основой для ...

Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»

Пояснительная запискаПрограмма по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исс...

Программа выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе на 2017-2021 гг.

Выявление и развитие одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и спос...

Программа. Выявление и развитие интеллектуальных, творческих, учебных способностей младшего школьника «Одарённый ребёнок»

Выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных младших школьников....

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и физкультурно-спортивных способностей в начальных классах».

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...