Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Симонова Лада Викторовна

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости как фактора социализации личности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simonova_statya.docx29.85 КБ
PDF icon k_pedchteniyam_2019.pdf1.1 МБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Симонова Л.В., учитель-логопед

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с

углублённым изучением отдельных предметов»

г. Каменск-Уральский

Россия

ФГОС НОО IV Требования к условиям реализации основной образовательной программы НОО п. 28 Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО должны обеспечивать: ...вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений… Одним из которых является выявление и поддержка … детей с ограниченными возможностями здоровья… [5, С.51].

Отмечаем, что в последние время увеличилось число детей с общим недоразвитием речи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, не только в дошкольных учреждениях, а и в начальной школе. Для таких учащихся характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Незрелость психических процессов, нарушения пространственной ориентировки приводят к расстройствам устной и письменной речи (дислексии и дисграфии). Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сфере снижают работоспособность. Это в свою очередь приводит к трудностям адаптации к школе, к неспособности усвоить школьную программу.

 Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребёнок должен быть готов воспринимать большой объём информации, ориентироваться в нём, стараться быть успешным, конкуретноспособным, поэтому рассматриваемая проблема остаётся актуальной.

По мнению кинезиологов, нейрофизиологов ведущую роль, определяющую возникновение речевых нарушений, играют нарушения функциональной ассиметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность к интеграции правого и левого полушария.

Для того, чтобы преодолеть имеющиеся нарушения, необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Результативным методом в данном случае является кинезиология или развитие межполушарного взаимодействия.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Различают: прикладную кинезиологию (мышечное тестирование, врачи), психокинезиологию (работа с эмоциональной сферой) и образовательную кинезиологию (сравнительно молодую науку об усовершенствовании процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения любому новому виду деятельности, т.е. тот самый процесс познания, делающий человека способным активно учиться на протяжении всей жизни, решать проблемы, задачи, думать, воображать и создавать.)

Создателем образовательной кинезиологии является американский психолог Пол Деннисон, работавший в системе образования всю свою профессиональную деятельность. К 70-м годам прошлого века он открыл Учебные коррекционные центры “Valley Remedial Group Reading Centres” в Сан-Фернандо Вэлли. Такие центры оказывали помощь людям (как детям, так и взрослым), испытывающим трудности в обучении: [3].

Полу Деннисону были хорошо знакомы чувства этих людей, так как сам он был в детстве проблемным ребёнком (заговорил в 4 года, в начальной школе не мог писать, читать, считать). Школа была для него мучительной скукой и источником стресса. Из этой проблемы, в процессе роста и работы над собой, возникла его задача: создать новый способ обучения детей, который бы позволил им учиться без стресса и с наименьшим количеством неудач. Пол Деннисон закончил Бостонский Университет. А затем получил докторскую степень в образовании, исследовав взаимосвязи физического развития человека, способности усваивать язык и способности к обучению.

Он объединил знания нейрофизиологов, нейропсихологов, прикладной кинезиологии, практических психологов, развивающей офтальмологии, какую-то часть движений взял из восточных практик, какую-то — из танцевальных техник (здесь ему помогала его жена Гейл Деннисон, имеющая профессиональное танцевальное образование) и создал систему простых, быстрых и эффективных упражнений. Эти упражнения направлены на восстановление природных, уникальных способностей человека, возвращение его к естественному, природному механизму обучения, при котором любой процесс познания нового становится радостным, активным, увлекательным занятием. Эти 26 упражнений: [2, с. 80-81] были названы Brain Gym (Гимнастика Мозга) и являются только небольшой частью Образовательной Кинезиологии. Эти упражнения очень просты, их можно выполнять где угодно без требований к пространству, они интересны, забавны, их можно проводить в форме игры, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.

В настоящее время Гимнастику Мозга преподают более чем на 40 языках и, люди применяют лёгкие игровые упражнения в бизнесе, спорте, искусстве, дома, в школе более чем в 80 странах.

Моя профессия – логопед. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда, дефектолога или психолога в общеобразовательной школе крайне регламентирована по времени, поскольку является не основной учебной деятельностью, а дополнительным, вспомогательным воздействием. Это обстоятельство никак не умаляет значимости деятельности специалистов, требует целенаправленного постоянного поиска, отбора и применения в работе способов, позволяющих реализовывать требования ФГОС НОО, включая инклюзивное образование.

Несколько лет я использую нейропсихологический подход и лечебную педагогику в коррекционной работе с учащимися младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия,  Н.С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи: [4, с. 141]. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Интересно отметить, что человек может мыслить, находясь в неподвижном состоянии. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, постукивании карандашом по столу, покачивании ногой и др. На двигательной активности построены все нейро–психологические, коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок необучаем!

В своей работе я использую методы образовательной кинезиологии и упражнения из «Гимнастики мозга». Упражнения собраны в 4 группы:

1 группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную её левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. В основе упражнений данной группы лежит механизм «единства мысли и движения», что способствует интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

2 группа – упражнения, растягивающие, снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы расслаблены, они принимают естественное состояние и посылают сигнал в мозг, что человек находится в спокойствии и, следовательно, готов к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов головного мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние (причинно-обуславливающие) через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.

3 группа представляет упражнения, энергетизирующие тело, другими словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

4 группа – это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного мышления, ибо влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

Динамичное обучение происходит при активизации у обучающихся трёх учебных измерений: Фокус (позволяет видеть новые возможности и делать сознательный выбор), Центрация (помогает сохранять равновесие), Латеральность (обработка информации).

При использовании кинезиологических упражнений в данных измерениях устанавливаются 5 принципов обучения:

1.Извлечение. (Интеллект – врождённое свойство)

2.Фокусирование. (Внимание возникает как следствие намерения)

3. Наблюдение. (Мы учим то, что активно проживаем. Отслеживание)

4. Движение помогает обучению. (Рост – это поиск баланса, дисбаланс – это поиск роста).

5. Взаимосвязь. (Каждый из нас оказывает влияние на другого. Последействие. Выполнение повторных проверок)

В декабре 2018 г. в Институте практической психологии «Иматон» г. Санкт-Петербург я прошла очные курсы повышения квалификации в области образовательной кинезиологии (технологии здоровьесбережения) в объёме 72 часов; получила удостоверение, дающее мне право применять в работе с учащимися и их родителями (законными представителями) наиболее экологичную психотерапевтическую технику по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день. Используя полученные теоретические знания и практику, я научилась подбирать определённые балансы действий для зрения, для слуха, для внимания, для чтения, для письма.

В качестве примера рассмотрим баланс действий письма.  Точка баланса – это то, что не получилось. Для процесса письма нам необходимо скоординировать действия и связь «рука-глаз». 1. Ритмирование (находим подходящий ребёнку темп). 2. Постановка цели (анализируем по РАСЕ: [1, с.30-31]).   3. Отслеживание (в каком состоянии находится ученик: «Я понимаю» или «Я понял!») 4. Меню (Энергетическая зевота; активизация рук; двойные рисунки; энергетизатор; алфавитные восьмёрки) 5. Последействие (закрепляем новый опыт).

Баланс письма используем при зеркальности букв, сползании со строчки, пропуске букв, проблеме различения графем, сложности с пунктуацией, орфографические ошибки и т.д. А также для отработки навыков черчения, стереометрии, планеметрии, навыков любого творческого самовыражения: рисование, шитьё, вышивка, лепка, скульптура, печатание на клавиатуре, игра на музыкальных инструментах; спортивные игры, где нужна тонкая моторика: стрельба из лука, настольный теннис и др.

Использование кинезиологических упражнений на уроках и логопедических занятиях повышает работоспособность, активизирует интеллектуальные и познавательные процессы: у учащихся улучшаются внимание, память, речь, пространственные представления, крупная и мелкая моторика, происходит снижение утомляемости, повышается способность к произвольному контролю. При этом, чем интенсивнее задана нагрузка (но оптимальная для данных условий), тем значительнее сами изменения.

«Гимнастика мозга» помогает детям успевать и быть успешными.

Всегда проявляйте к детям любовь, понимание и поддержку!

Список использованных источников

1. Афанасьева Н.Е. Методические материалы к тренингу «Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров – Институт практической психологии «Иматон»- негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.: г. Санкт-Петербург, 2018.- 62 с.

2. Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е. «Гимнастика мозга» Книга для учителей и родителей. Дополнение к «Гимнастике мозга»: простые упражнения для активизации обоих полушарий.: Научно-популярное издание. Санкт-Петербург. Издательская группа «Весь», 2018. – 308 с.

3. Образовательная кинезиология и Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: creativekinesiology.ru: интернет-портал Межрегиональной общественной организации сертифицированных кинезиологов «Ассоциация кинезиологии»  – Режим доступа: https://creativekinesiology.ru/obrazovatelnaya-kineziologiya-i-gimnastika-mozga  (дата обращения 2019/02/10)

4.  Проектная деятельность в работе учителя-логопеда в свете реализации ФГОС НОО ОВЗ: пятый сборник материалов заседания Ассоциации учителей-логопедов Свердловской обл.- Екатеринбург: ГБОУ «Речевой центр»,  2018. – 156 с.

5. Федеральный государственный образовательный Ф32 стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. –   6-е изд.,  перераб.- М.: Просвещение, 2018. – 53с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-053641-7.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Экологическое развитие личности младших школьников (из опыта работы)

В статье приводятся материалы из опыта роботы учителя начальных классов. Экологическое воспитание в современном обществе является едва ли не одной из важнейших задач учителя. Закладывается воспитание ...

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2.    Позн...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимат...