Использование Дальтон - технологии в начальных классах
статья

Лапина Лидия Алексеевна

Статья раскрывает возможности использования Дальтон - технологии в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_dalton-_tehnologii.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

      Использование Дальтон - технологии в начальных классах

      Дальтон-технология —  технология, в которой заложены большие возможности для реализации идеи личностного развития ребенка.

      Дальтон — это город в США, где впервые была создана такая школа. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах.

     Американский педагог Хелен  Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению,  что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. X. Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

     Цели Дальтон - технологии:

•  обеспечить индивидуальное развитие ученика;

•  обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

     Дальтон – технология основывается  на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма.

     Принцип свободы — это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию.  Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

     Принцип самостоятельности. Самостоятельность — это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

     Принцип сотрудничества — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. 


     Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания проверяется не только учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание оценка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

     К самим заданиям предъявляются следующие требования:

•  задания носят уровневый характер;

•  задания охватывают достаточный объем учебного материала,

•  четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

•  задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;

• задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

•  в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе); ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и кому можно обращаться за помощью;

• содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

      Через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

      Лаборатория — это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

     «Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

      Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана — классное учебное занятие, лабораторное занятие, конференция.

      Классное учебное занятие имеет своей целью главным образом усвоение теории и обработку умений и навыков, их закрепление.

      Коллективный урок имеет следующие особенности:

•  наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности;

•  учитель-организатор и участник процесса обсуждения;

•  ученик-участник и субъект организационной деятельности;

•  результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.

     Лабораторное занятие. К признакам лабораторного занятия относятся:

•   наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.;

•  длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;

•  присутствие одного или нескольких консультантов.

      Во время занятия ученик работает индивидуально (но в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятиях в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключаются в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

    Конференция. 

    Основные признаки конференции:

•  необходимость подготовительного этапа;

•   выступления в форме  докладов, а не сообщений;

•  обозначить собственную позицию.

   Такова классификация форм учебных занятий в условиях Дальтон -технологии.

   В ходе работы по данной технологии дети учатся

- планировать познавательную деятельность на протяжении урока, дня,  

  недели;

- рационально распределять время на учебную деятельность;

- ставить цели своей познавательной деятельности;

- рационально организовывать рабочее место;

- выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке и

  т. д.;

- использовать разные источники информации;

- работать с учебной и справочной литературой;

- работать самостоятельно, в парах, в группах;

- анализировать задание, выявлять в них трудное, непонятное;

- сосредоточиваться на выполнении заданий, проявлять силу воли;

- выполнять задания разными способами, выбирать рациональный способ;

- выделять главное, обобщать, классифицировать, систематизировать по

  разным приметам и критериям;

- ставить вопросы и находить на них ответы;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их

  исправлять;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- составлять алгоритм выполнения задания;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- выполнять задания творчески.

Урок русского языка во 2 классе по Дальтон-технологии

Учитель: Лапина Л. А.

Тема: Имя прилагательное.

Задачи: формировать представление об имени прилагательном;

              развивать внимание, орфографическую зоркость;

              закреплять навыки самостоятельной работы, работы в парах;

              воспитывать мотивацию учения.

Оборудование: учебник, листы с Дальтон-заданием для каждой пары, карточки с дополнительными заданиями и памятками, контрольные листы с ответами.

Ход урока

Объявление темы урока.

Постановка учебных задач.

Коллективное повторение теоретических вопросов по теме.

Инструктаж по организации выполнения Дальтон-задания.

Задание 1. (самостоятельная работа)

Вставь пропущенные буквы:

Уч…ник, учит…ль, с…бака, с…рока, п…тух, м…роз, …гурец.

К каждому имени существительному подберите слова, которые обозначают признак предмета  (устно в парах)

Задание 2.

Чтение правила в учебнике.

Дополни и запиши:

Имя прилагательное – это …____________________________________.

Имя прилагательное отвечает на вопросы …_______________________.

Имя прилагательное обозначают  … ______________________________.

Задание 3.

Подчеркни существительное одной чертой, прилагательное, которое к нему относится – волнистой:

Летят перелетные птицы.

Серые тучи затянули небо.

Рыжий щенок вилял хвостом.

Задание 4.

Допиши подходящие по смыслу прилагательные:

Тот, кто сердится — …

Тот, кто веселится — …

Тот, кто резвится — …

Объясни правописание орфограмм  в прилагательных.

Задание 5. (в парах устно, выборочно можно записать)

Подобрать имена прилагательные:

Кошка (какая?) …

Помидор (какой?)…

Яблоко (какое?) …

Задание 6.

Напиши данные прилагательные в словосочетаниях с существительными:

Красный - …,

широкая -…,

осеннее -…,

печальный -…,

золотая -…,

голубое -…

Игра в парах: назови слово с орфограммой.

Задание 7 (творческое)

Опиши сегодняшнее утро. Используй в каждом предложении  прилагательное.

Задание 8.

Вспомни все сведения об имени прилагательном. Проверь себя по учебнику.

Итоги урока

Рефлексия

                                                        Лапина Л. А.

                                                        учитель начальных классов

                                                        ОАНО «Школа Эрудит»

                                                        г. Москва

                                               

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в начальных классах.

Данная статья познакомит учителей с новинками в сфере образования в начальных классах. Использование современных обучающих технологий в начальной школе Емельянова Л.П.учитель начальных класс...

Использование компьютерных технологий в начальных классах

В  своей  работе  при подготовкек урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры.....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; дост...

Использование ТРИЗ технологии в начальных классах на уроках русского языка

На уроках с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. В статье показывается, как иработать по ТРИЗ технологии в нача...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах (из опыта работы)

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общ...

Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны

Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода....