мастер-класс для воспитателей "Ментальные карты"
методическая разработка

Войтко Елена Михайловна

Мастер-класс по созданию и использованию технологии «Ментальные карты».

Войтко Елена Михайловна.
Метод ментальных карт в деятельности ДОУ

Данный мастер-класс предназначен для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические положения метода ментальных карт Тони Бьюзена.

2. Познакомить с технологией построения и использования ментальных карт

3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по созданию и использованию технологии «Ментальные карты».

Войтко Елена Михайловна.
Метод ментальных карт в деятельности ДОУ

Данный мастер-класс предназначен для педагогов, воспитателей дошкольного образования. Ментальные карты можно использовать как один из эффективных и интересных методов организации образовательного процесса и проектной деятельности в ДОУ.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через метод ментальных карт Тони Бьюзена.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические положения метода ментальных карт Тони Бьюзена.

2. Познакомить с технологией построения и использования ментальных карт

3. Научить основным приемам создания интеллект карт в образовательном процессе.     

       

                                          Ход мероприятия:

Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Их еще по другому называются «Карты ума»«Интеллект карты», «Карты знаний», «Мыслительные карты».

 Данная методика была разработана психологом Тони Бьюзеном. Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки, при необходимости более мелкие ветки могут делить еще на несколько ветвей-подпунктов.

Особенности построения метальных карт.

Необходимо записывать только ключевые слова (яркие, запоминаемые, «говорящие»). Связи (ветки) должны быть ассоциативными. Согласно Тони Бьюзену, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3, которые располагаются горизонтально. Пространство нужно организовывать так, чтобы не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

2. При создании карты используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

3. Главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа.

4. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах на этих ветках висящих.

5. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

6. Длина линии должна равняться длине слова.

7. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче

8. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

9. Широко используйте рисунки и символы для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений. В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков.

10. С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.

 Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения, что соответствует целевым ориентирам образования, которые на этапе завершения дошкольного образования по итогам освоения программы предполагают формирование у детей способности планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Областей применения карт памяти в дошкольном образовании великое множество. Их можно использовать для закрепления и обобщения материала. Так же создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного, пополняется умения составлять и распространять предложения. В работе используются такие виды детской деятельности, как рисование, аппликация (объемная, из природных материалов, плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления.

Темами последующих работ могут стать «Профессии»«Транспорт»«О природе родного края»«О лете». Дети предлагают новые тропинки-веточки, основанные на неожиданных вопросах. На пути исследования шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира.

Итак, в завершении хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, возрастает детская активность, умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, умение находить ошибки и недостатки, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. И самое главное – технологии ментальных карт помогут формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект. По-моему создание ментальных карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии.

Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.

 На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие.

Можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей.

Рефлексия.

Предлагаю сделать ментальные карты в соответствии с возрастом ваших воспитанников по темам: «Времена года», «Транспорт», «Животные», «Профессии медицинских работников».

          

     В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: при формировании каких знаний, умений, навыков можно использовать метод ментальных карт?

Итог.

Ментальные карты могут стать инструментом для формирования предпосылок учебной деятельности: умения ставить цели и планировать свое время, свои действия.

       

Технология «Ментальные карты» в действии в подготовительной группе нашего сада.

      Литература

1. Литвинов В. А. Применение в учебном процессе ментальных карт. М.: 2010

2. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып. 7/12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

Мастер – класс «Работа с географическими картами на занятиях интерактивной студии «Расчётно-конструкторское бюро» УМК «Перспективная начальная школа»

В данном материале предлагаются формы работы на занятиях внеурочной деятельности интерактивной студии "Расчётно-конструкторское бюро" УМК "Перспективная начальная школа"  ...

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...

мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"

мастер-класс для педагогов "Использование карт Проппа при обучении творческому рассказыванию"...