Мастер – класс «Работа с географическими картами на занятиях интерактивной студии «Расчётно-конструкторское бюро» УМК «Перспективная начальная школа»
методическая разработка по математике (2, 3, 4 класс)

Медведева Любовь Витальевна

В данном материале предлагаются формы работы на занятиях внеурочной деятельности интерактивной студии "Расчётно-конструкторское бюро" УМК "Перспективная начальная школа"     

Программа курса «Расчётно-конструкторское бюро» реализуется с приоритетным направлением общеинтеллектуального развития младших школьников, которое связано с развитием мышления, продуктивного, пространственного воображения, с формированием умений исследовательской деятельности.  Программа взаимосвязана с предметными областями «Математика» и «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx33.3 КБ
Файл master-klass.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

Мастер – класс

«Работа с географическими картами на занятиях интерактивной студии «Расчётно-конструкторское бюро»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель высшей квалификационной категории

Медведева Любовь Витальевна

21 февраля 2019 г.

Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» О.А. Захарова

     Программа курса «Расчётно-конструкторское бюро» реализуется с приоритетным направлением общеинтеллектуального развития младших школьников, которое связано с развитием мышления, продуктивного, пространственного воображения, с формированием умений исследовательской деятельности.  Программа взаимосвязана с предметными областями «Математика» и «Окружающий мир»

     Основная цель программы — изучение окружающего мира математическими средствами. Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2–4 классы). Во 2 классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчетно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир».

     Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчеты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

     В рамках курса «Расчётно-конструкторское бюро» реализуется проектная деятельность, обеспечивающая развитие у обучающихся основ исследовательской деятельности.

Практическая работа.

Тема: «Помогите Пете Семёнову»

 Цель: формировать готовность младших школьников познавать окружающий мир; систематизировать знания по теме «Связь умножения и деления. Табличные случаи деления»; формировать умение работать в группе.

Планируемые личностные результаты:

  • Развитие познавательной мотивации.
  • Осознание роли изучаемой темы в познании окружающего мира.
  • Готовность выражать свои мысли, излагать свою точку зрения.

Планируемые метапредметные результаты:

  • Познавательные: развитие кругозора; формирование познавательных интересов.
  • Коммуникативные: развитие умений взаимодействовать в группе.
  • Регулятивные: формирование умений слышать и слушать инструкции взрослых и сверстников; оценивать свою деятельность.

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Задача этапа: организация направленного внимания на начало занятия.

Деятельность: учителя – организация учебного пространства для распределения учащихся на группы; учащихся – деление на группы.

Учащиеся на карточках вычисляют значения частного (табличные случаи деления) и распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Учащиеся определяют своё рабочее место в группах (по цвету)

  1. Постановка цели.

Задача этапа: формирование у учащихся представлений о том, что они узнают на занятии, чему научатся.

Деятельность: учителя – организация обсуждения в группах и формулировка темы занятия; учащихся – обсуждение и предложение вариантов цели занятия.

В клуб «Мы и окружающий мир» пришло письмо от ученика 2-го класса Пети Семёнова. В нём Петя просит помочь ему составить карту городов, расположенных недалеко от Сергиева Посада.

  1. Актуализация знаний.

Задача этапа: повторение понятия, правила, алгоритма.

Деятельность: учителя – выяснение, что такое карта и какие темы из курса математики потребуются для успешного решения практических задач; учащихся – обсуждение вопроса в группе.

Учащиеся читают письмо Пети Семёнова (тетрадь с. 9)

Учитель предлагает определить, что необходимо знать чтобы помочь Пете и составить модель – определение понятия «карта»

Карта – чертёж земной поверхности (толковый словарь С.И.Ожегова)

  1. Работа в группах (составление карты)

Задача этапа: формирование способа деятельности, решение практических задач.

Деятельность: учителя – предложение учащимся работать по инструкции:

  1. Изучить карту, на которой необходимо отметить города.
  2. Составить план действий.
  3. Выполнение практических задач, составляя карту.
  4. Презентация мини-проекта (договоритесь, кто будет выступающим, а кто ассистентом),

помощь группам; учащихся – самостоятельная работа в группах (по инструкции)

План действий.

1.Для того чтобы отметить на карте места, где побывал Петя, нужно учитывать направление, в котором находится место (север, юг, запад, восток и т.д.). и расстояние от города Сергиев Посад до этого места.

2.Посмотреть масштаб карты: расстояние 8 км соответствует на карте 1см.

3.Выполнить вычисления.

4.Определить положение города на карте, отмерив с помощью линейки в определённом направлении.

5.Написать название города.

Практические задачи (карточка)

Помогите Пете отметить на карте города, расположенные недалеко от города Сергиев Посад, в которых побывал Петя со своим классом:

  1. Красноармейск – 24 км на юг
  2. Яхрома – 40 км на запад
  3. Лобня – 56 км на юго-восток
  4. Электроугли – 64 км на юг
  5. Дубна – 72 км на северо-запад

В Ярославской области отметить город Переславль-Залесский – 48 км на северо-восток.

В Тверской области отметить город Кимры – 80 км на северо-запад.

5.Презентация мини-проекта.

Задача этапа – представление результатов работы каждой группы (готового продукта)

Деятельность: учителя – слушает, задаёт вопросы, оценивает работу (похвала); учащихся – отчёт о проделанной работе (рассказ), оценивание своей деятельности.

  1. Рефлексия.

Было легко и интересно

Было трудно, но интересно

Было трудно и неинтересно

 

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

                               Л. Выготский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Гимназия №5 Г. Сергиева Посада» Медведева Любовь Витальевна Учитель начальных классов Мастер – класс «Работа с картами на занятиях интерактивной студии «Расчётно-конструкторское бюро» УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 2

З адачи Создание условий для профессионального совершенствования педагогов; Познакомить коллег с приёмами работы на занятиях РКБ . Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности учащихся на занятиях РКБ ; Показать практическую значимость использования проектной деятельности , убедить педагогов в целесообразности её использования в практической деятельности на занятиях . Распространение своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Слайд 3

Автор О.А. Захарова. УМК «ПНШ». «Расчетно-конструкторское бюро» (решение практических и проектных задач в интеграции предметной области «Математика» с предметной областью «Обществознание и естествознание»). Основная цель - изучение окружающего мира математическими средствами . Задачи: Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Слайд 4

Практическая работа. УМК "Перспективная начальная школа" 4 Тема: «Помогите Пете Семёнову » Цель: формировать готовность младших школьников познавать окружающий мир; систематизировать знания по теме «Связь умножения и деления. Табличные случаи деления»; формировать умение работать в группе.

Слайд 5

УМК "Перспективная начальная школа" 5 Планируемые личностные результаты: Развитие познавательной мотивации. Осознание роли изучаемой темы в познании окружающего мира. Готовность выражать свои мысли, излагать свою точку зрения.

Слайд 6

УМК "Перспективная начальная школа" 6 Планируемые метапредметные результаты: Познавательные: развитие кругозора; формирование познавательных интересов. Коммуникативные: развитие умений взаимодействовать в группе. Регулятивные: формирование умений слышать и слушать инструкции взрослых и сверстников; оценивать свою деятельность.

Слайд 7

Организационный момент. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому. ? Задача этапа : организация направленного внимания на начало занятия. Деятельность : учителя – организация учебного пространства для распределения учащихся на группы; учащихся – деление на группы.

Слайд 8

Постановка цели. Поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели , самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”). Задача этапа : формирование у учащихся представлений о том, что они узнают на занятии, чему научатся. Деятельность: учителя – организация обсуждения в группах и формулировка темы занятия; учащихся – обсуждение и предложение вариантов цели занятия. В клуб «Мы и окружающий мир» пришло письмо от ученика 2-го класса Пети Семёнова . В нём Петя просит помочь ему составить карту городов, расположенных недалеко от Сергиева Посада.

Слайд 9

УМК "Перспективная начальная школа" 9

Слайд 10

Актуализация знаний. Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Задача этапа : повторение понятия, правила, алгоритма. Деятельность: учителя – выяснение, что такое карта и какие темы из курса математики потребуются для успешного решения практических задач; учащихся – обсуждение вопроса в группе. Обязательные характеристики Необязательные характеристики пример Противоположный пример карта

Слайд 11

Групповая работа. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому, учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Задача этапа : формирование способа деятельности, решение практических задач. Деятельность : учителя – предложение учащимся работать по инструкции: Изучить карту, на которой необходимо отметить города. Составить план действий. Выполнение практических задач, составляя карту. Презентация мини-проекта (договоритесь, кто будет выступающим, а кто ассистентом), помощь группам; учащихся – самостоятельная работа в группах (по инструкции)

Слайд 12

УМК "Перспективная начальная школа" 12 Формирование действия контроля, самопроверки и взаимопроверки. Презентация и оценка. Задача этапа – представление результатов работы каждой группы (готового продукта) Деятельность: учителя – слушает, задаёт вопросы, оценивает работу (похвала); учащихся – отчёт о проделанной работе (рассказ), оценивание своей деятельности.

Слайд 13

Рефлексия. Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия. Было легко и интересно Было трудно, но интересно Было трудно и неинтересно

Слайд 14

УМК "Перспективная начальная школа" 14 2 класс «Как найти сокровища» 2 класс «Далеко ли до Солнца»

Слайд 15

УМК "Перспективная начальная школа" 15 4 класс «Что нам стоит дом построить» 2 класс «Кто строит крепости на воде»

Слайд 16

УМК "Перспективная начальная школа" 16 4 класс Путь «из варяг в греки» Задания: Рассмотреть карту Древней Руси, выписать названия русских городов, через которые проходил этот путь. Достроить схему пути «из варяг в греки» Определить, сколько дней требовалось торговцам, чтобы проехать весь путь. Определить примерную длину пути «из варяг в греки», если за одни сутки торговые суда проплывали в среднем до 180 км.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока математики "Деление "круглых" сотен на 100" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование представления об увеличении и уменьшении «круглых» сотен  на число 100. Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...

Технологическая карта урока технологии «Подарочные открытки из гофрированного картона» (УМК "Перспективная начальная школа, 3 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о технике изготовления подарочной открытки из гофрированного картона; изготовление изделия «подарочная открытка».Задачи урокаДидактические:формиров...