Мастер – класс «Работа с географическими картами на занятиях интерактивной студии «Расчётно-конструкторское бюро» УМК «Перспективная начальная школа»
методическая разработка по математике (2, 3, 4 класс)
В данном материале предлагаются формы работы на занятиях внеурочной деятельности интерактивной студии "Расчётно-конструкторское бюро" УМК "Перспективная начальная школа"
Программа курса «Расчётно-конструкторское бюро» реализуется с приоритетным направлением общеинтеллектуального развития младших школьников, которое связано с развитием мышления, продуктивного, пространственного воображения, с формированием умений исследовательской деятельности. Программа взаимосвязана с предметными областями «Математика» и «Окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 33.3 КБ |
master-klass.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»
Мастер – класс
«Работа с географическими картами на занятиях интерактивной студии «Расчётно-конструкторское бюро»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель высшей квалификационной категории
Медведева Любовь Витальевна
21 февраля 2019 г.
Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» О.А. Захарова
Программа курса «Расчётно-конструкторское бюро» реализуется с приоритетным направлением общеинтеллектуального развития младших школьников, которое связано с развитием мышления, продуктивного, пространственного воображения, с формированием умений исследовательской деятельности. Программа взаимосвязана с предметными областями «Математика» и «Окружающий мир»
Основная цель программы — изучение окружающего мира математическими средствами. Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2–4 классы). Во 2 классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчетно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир».
Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчеты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
В рамках курса «Расчётно-конструкторское бюро» реализуется проектная деятельность, обеспечивающая развитие у обучающихся основ исследовательской деятельности.
Практическая работа.
Тема: «Помогите Пете Семёнову»
Цель: формировать готовность младших школьников познавать окружающий мир; систематизировать знания по теме «Связь умножения и деления. Табличные случаи деления»; формировать умение работать в группе.
Планируемые личностные результаты:
- Развитие познавательной мотивации.
- Осознание роли изучаемой темы в познании окружающего мира.
- Готовность выражать свои мысли, излагать свою точку зрения.
Планируемые метапредметные результаты:
- Познавательные: развитие кругозора; формирование познавательных интересов.
- Коммуникативные: развитие умений взаимодействовать в группе.
- Регулятивные: формирование умений слышать и слушать инструкции взрослых и сверстников; оценивать свою деятельность.
Ход занятия:
- Организационный этап.
Задача этапа: организация направленного внимания на начало занятия.
Деятельность: учителя – организация учебного пространства для распределения учащихся на группы; учащихся – деление на группы.
Учащиеся на карточках вычисляют значения частного (табличные случаи деления) и распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Учащиеся определяют своё рабочее место в группах (по цвету)
- Постановка цели.
Задача этапа: формирование у учащихся представлений о том, что они узнают на занятии, чему научатся.
Деятельность: учителя – организация обсуждения в группах и формулировка темы занятия; учащихся – обсуждение и предложение вариантов цели занятия.
В клуб «Мы и окружающий мир» пришло письмо от ученика 2-го класса Пети Семёнова. В нём Петя просит помочь ему составить карту городов, расположенных недалеко от Сергиева Посада.
- Актуализация знаний.
Задача этапа: повторение понятия, правила, алгоритма.
Деятельность: учителя – выяснение, что такое карта и какие темы из курса математики потребуются для успешного решения практических задач; учащихся – обсуждение вопроса в группе.
Учащиеся читают письмо Пети Семёнова (тетрадь с. 9)
Учитель предлагает определить, что необходимо знать чтобы помочь Пете и составить модель – определение понятия «карта»
Карта – чертёж земной поверхности (толковый словарь С.И.Ожегова)
- Работа в группах (составление карты)
Задача этапа: формирование способа деятельности, решение практических задач.
Деятельность: учителя – предложение учащимся работать по инструкции:
- Изучить карту, на которой необходимо отметить города.
- Составить план действий.
- Выполнение практических задач, составляя карту.
- Презентация мини-проекта (договоритесь, кто будет выступающим, а кто ассистентом),
помощь группам; учащихся – самостоятельная работа в группах (по инструкции)
План действий.
1.Для того чтобы отметить на карте места, где побывал Петя, нужно учитывать направление, в котором находится место (север, юг, запад, восток и т.д.). и расстояние от города Сергиев Посад до этого места.
2.Посмотреть масштаб карты: расстояние 8 км соответствует на карте 1см.
3.Выполнить вычисления.
4.Определить положение города на карте, отмерив с помощью линейки в определённом направлении.
5.Написать название города.
Практические задачи (карточка)
Помогите Пете отметить на карте города, расположенные недалеко от города Сергиев Посад, в которых побывал Петя со своим классом:
- Красноармейск – 24 км на юг
- Яхрома – 40 км на запад
- Лобня – 56 км на юго-восток
- Электроугли – 64 км на юг
- Дубна – 72 км на северо-запад
В Ярославской области отметить город Переславль-Залесский – 48 км на северо-восток.
В Тверской области отметить город Кимры – 80 км на северо-запад.
5.Презентация мини-проекта.
Задача этапа – представление результатов работы каждой группы (готового продукта)
Деятельность: учителя – слушает, задаёт вопросы, оценивает работу (похвала); учащихся – отчёт о проделанной работе (рассказ), оценивание своей деятельности.
- Рефлексия.
Было легко и интересно | Было трудно, но интересно | Было трудно и неинтересно |
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
З адачи Создание условий для профессионального совершенствования педагогов; Познакомить коллег с приёмами работы на занятиях РКБ . Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности учащихся на занятиях РКБ ; Показать практическую значимость использования проектной деятельности , убедить педагогов в целесообразности её использования в практической деятельности на занятиях . Распространение своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Автор О.А. Захарова. УМК «ПНШ». «Расчетно-конструкторское бюро» (решение практических и проектных задач в интеграции предметной области «Математика» с предметной областью «Обществознание и естествознание»). Основная цель - изучение окружающего мира математическими средствами . Задачи: Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Практическая работа. УМК "Перспективная начальная школа" 4 Тема: «Помогите Пете Семёнову » Цель: формировать готовность младших школьников познавать окружающий мир; систематизировать знания по теме «Связь умножения и деления. Табличные случаи деления»; формировать умение работать в группе.
УМК "Перспективная начальная школа" 5 Планируемые личностные результаты: Развитие познавательной мотивации. Осознание роли изучаемой темы в познании окружающего мира. Готовность выражать свои мысли, излагать свою точку зрения.
УМК "Перспективная начальная школа" 6 Планируемые метапредметные результаты: Познавательные: развитие кругозора; формирование познавательных интересов. Коммуникативные: развитие умений взаимодействовать в группе. Регулятивные: формирование умений слышать и слушать инструкции взрослых и сверстников; оценивать свою деятельность.
Организационный момент. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому. ? Задача этапа : организация направленного внимания на начало занятия. Деятельность : учителя – организация учебного пространства для распределения учащихся на группы; учащихся – деление на группы.
Постановка цели. Поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели , самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”). Задача этапа : формирование у учащихся представлений о том, что они узнают на занятии, чему научатся. Деятельность: учителя – организация обсуждения в группах и формулировка темы занятия; учащихся – обсуждение и предложение вариантов цели занятия. В клуб «Мы и окружающий мир» пришло письмо от ученика 2-го класса Пети Семёнова . В нём Петя просит помочь ему составить карту городов, расположенных недалеко от Сергиева Посада.
УМК "Перспективная начальная школа" 9
Актуализация знаний. Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Задача этапа : повторение понятия, правила, алгоритма. Деятельность: учителя – выяснение, что такое карта и какие темы из курса математики потребуются для успешного решения практических задач; учащихся – обсуждение вопроса в группе. Обязательные характеристики Необязательные характеристики пример Противоположный пример карта
Групповая работа. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому, учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Задача этапа : формирование способа деятельности, решение практических задач. Деятельность : учителя – предложение учащимся работать по инструкции: Изучить карту, на которой необходимо отметить города. Составить план действий. Выполнение практических задач, составляя карту. Презентация мини-проекта (договоритесь, кто будет выступающим, а кто ассистентом), помощь группам; учащихся – самостоятельная работа в группах (по инструкции)
УМК "Перспективная начальная школа" 12 Формирование действия контроля, самопроверки и взаимопроверки. Презентация и оценка. Задача этапа – представление результатов работы каждой группы (готового продукта) Деятельность: учителя – слушает, задаёт вопросы, оценивает работу (похвала); учащихся – отчёт о проделанной работе (рассказ), оценивание своей деятельности.
Рефлексия. Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия. Было легко и интересно Было трудно, но интересно Было трудно и неинтересно
УМК "Перспективная начальная школа" 14 2 класс «Как найти сокровища» 2 класс «Далеко ли до Солнца»
УМК "Перспективная начальная школа" 15 4 класс «Что нам стоит дом построить» 2 класс «Кто строит крепости на воде»
УМК "Перспективная начальная школа" 16 4 класс Путь «из варяг в греки» Задания: Рассмотреть карту Древней Руси, выписать названия русских городов, через которые проходил этот путь. Достроить схему пути «из варяг в греки» Определить, сколько дней требовалось торговцам, чтобы проехать весь путь. Определить примерную длину пути «из варяг в греки», если за одни сутки торговые суда проплывали в среднем до 180 км.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ! То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...
Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...
Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...
Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве ЛеонидаПантелеева. Задачи урока:Дидактиче...
Технологическая карта урока математики "Деление "круглых" сотен на 100" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование представления об увеличении и уменьшении «круглых» сотен на число 100. Задачи урока:Дидактиче...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...
Технологическая карта урока технологии «Подарочные открытки из гофрированного картона» (УМК "Перспективная начальная школа, 3 класс)
Цель урока: формирование знаний учащихся о технике изготовления подарочной открытки из гофрированного картона; изготовление изделия «подарочная открытка».Задачи урокаДидактические:формиров...