Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Смирнова Владислава Марковна

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Знать соотечественников, которым установлены памятники в Москве за покорение космоса;
  2. Знать, где на территории Москвы, расположены эти памятники;

Развивающие:

  1. Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  2. Развивать логическое мышление для установления причинно-следственных связей между явлениями;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  2. Воспитывать уважение к героям-космонавтам, их труду и отваге.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Дата: 23.03.2021

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 4 «г»

Урок: 1

Время: 13:00 – 13:40              Кабинет: 204

Студент: Смирнова Владислава Марковна

Группа: 36

Учитель: Копанёва Яна Михайловна

Руководитель практики: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока: «Памятники Москвы покорителям космоса»

Тип урока: «открытие» нового знания;

Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Знать соотечественников, которым установлены памятники в Москве за покорение космоса;
  2. Знать, где на территории Москвы, расположены эти памятники;

Развивающие:

  1. Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  2. Развивать логическое мышление для установления причинно-следственных связей между явлениями;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  2. Воспитывать уважение к героям-космонавтам, их труду и отваге.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебная презентация (слайды 1-27), раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесные: слово учителя

Учитель проверяет готовность к уроку.

Учитель приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Давайте перед началом нашего урока улыбнёмся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением. Можете садиться.

Показывают свою готовность к уроку.

Встают, приветствуют.

Садятся.

М: личностное включение в учебную деятельность (Р);

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях

Учебная презентация (слайд 1)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Наглядные: «яркое пятно»

Словесные: подводящий диалог

Учитель помогает учащимся вспомнить известных личностей, связанных с космонавтикой.

- Сейчас я покажу вам фотографии известных личностей. Ваша задача – назвать имена этих людей и их профессию.

- Знаете ли вы, что людям, которые внесли большой вклад в культуру, принято ставить памятники?  Как выдумаете, достойны ли люди, о которых мы только что говорили памятников?

Вспоминают известных личностей.

- Юрий Алексеевич Гагарин. Первый космонавт.

- Валентина Владимировна Терешкова. Первая женщина космонавт.

- Алексей Архипович Леонов. Космонавт, первый вышедший в открытый космос.

- Сергей Павлович Королёв. Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем.

- Да.

 

М: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Л: формирование основ российской гражданской идентичности

Учебная презентация (слайд 2)

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные: формирующий диалог

Учитель помогает сформулировать тему, поставить цель.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Какая будет цель урока?

 

Формулируют тему, ставят цель.

- Памятники Москвы покорителям космоса.

- Узнать о том, какие памятники покорителям космоса расположены в Москве.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

М: планирование (П); Л: развитие мотивов учебной деятельности

Учебная презентация (слайд 3)

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесные: работа с книгой

Словесные: учебный диалог

Учитель организует работу с учебником.

- Кто-то из вас был в Москве? Видели ли вы памятники космонавтам?

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

Что это за памятник? Давайте откроем учебники на странице 104 и узнаем о нём больше. Прочитайте, что написано о первом памятнике на этой странице и один абзац на следующей странице. Что вы можете рассказать  о нём?

- Верно. Этот памятник расположен в Гагаринском районе Москвы, который расположен на юго-западе Москвы. Высота памятника — 42,5 метра, общая масса — 12 тонн. У подножия монумента находится копия спускаемого аппарата корабля «Восток», на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос.

- Посмотрите на экран. Здесь изображён второй памятник. Как он называется? Дочитайте страницу 105 и расскажите о нём.

- Монумент установлен в Мещанском районе на севере Москвы. Сама скульптура установлена на постамент, на котором выгравированы надписи: «Создателям первого спутника Земли. 1957».

- Сейчас мы с вами увидим последний памятник на сегодня. Как думаете, как он называется? Прочитайте о нём страницы 106 и 107 и расскажите о нём.

- Монумент расположен в Останкинском районе на северо-востоке города. Его центральная часть – второй по высоте памятник в России. На аллее космонавтов  установлены бюсты космонавтов и пионеров ракетостроения: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Владимира Комарова, Сергея Королёва, Мстислава Келдыша, Валентина Глушко.

Узнают новое с помощью учебника.

- Была, но не видела.

- Не был.

- Памятник.

- Памятник Ю.А. Гагарину. Сделан из титана. Формой напоминает ракету. Один из самых высоких памятников в столице.

- Монумент «Спутник». Посвящён выведению первого искусственного спутника на орбиту Земли.

- Монумент «Покорителям космоса». Ракета – центральный элемент монумента. Аллея героев-космонавтов дополняет монумент бюстами известных космонавтов и учёных.

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

М: поиск необходимой информации (П);

Предмет: знание памятников Москвы покорителям космоса;

Предмет: знание расположение памятников на территории Москвы;

Л: наличие мотивации к бережному отношению материальным и духовным ценностям

Учебная презентация (слайд 4-15), учебник

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель проводит динамическую паузу для класса.

Выполняют физические упражнения.

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

П

Практические: выполнение упражнения

Учитель даёт задание на запоминание памятников.

- Проверим, как вы запомнили памятники, я покажу вам фрагменты этих памятников. В парах вы обсуждаете, к какому памятнику, какой фрагмент относится.

Выполняют задание в парах.

- Монумент «Спутник».

- Монумент «Покорителям космоса».

- Монумент «Покорителям космоса» - Аллея Героев-космонавтов.

- Памятник Ю.А. Гагарину.

М: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Учебная презентация (слайд 16-20)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практические: решение самостоятельной работы

Учитель организует самостоятельную работу на оценку.

- Решите самостоятельную работу по вариантам.

- Поменяйтесь с соседом листочками и проверьте друг друга. Сколько вы поставили плюсов, такую и ставьте оценку.

Решают самостоятельную работу по вариантам.

Проверяют работы своих товарищей и проводят взаимопроверку.

М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П);

М: самооценка (Л);

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Раздаточный материл, учебная презентация (слайд 21)

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г, Ф

Практические: решение кроссворда

Словесные: беседа

Учитель организует работу в группах над кроссвордом.

- Разгадайте кроссворд. Сделайте это в группах.

- Сегодня мы говорили о памятниках Москвы. А есть ли у нас в городе памятники или места, которые напоминают нам о подвигах наших космонавтов?

Разгадывают кроссворд.

- 1. Спутник; 2. Гагарин; 3. Терешкова; 4. Покорителям; 5. Леонов; 6. Москва; 7. Земля; 8. Марс.

- У нас есть улицы Гагарина, Королёва, Сахарова, Макеева, ТК Гагарин парк,  ТК Космос, парк Гагарина, парк Терешковой, памятник Курчатову, мемориальная доска в честь А. Чижевского, памятник Курчатову.

М: использование знаково-символических средств (П);

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных условиях

Предмет: запоминание памятников Москвы покорителям космоса

Предмет: вспоминание памятников Челябинска покорителям космоса

Раздаточный материал, учебная презентация (слайд 22-26)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Учитель организует рефлексию по материалу урока.

- Вспомните, какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Вспомните, кому установлены памятники?

- Где они расположены?

- Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразу. Сегодня я узнал…

Повторяют материал, изученный на уроке.

- Памятники Москвы покорителям космоса.

- Узнать о том, какие памятники покорителям космоса расположены в Москве.

- Юрию Гагарину, Валентине Терешковой, Владимиру Комарову, Сергею Королёву, Мстиславу Келдышу, Валентину Глушко, Константину Циолковскому.

- На севере, северо-востоке и юго-западе Москвы.

- Сегодня я узнал о памятниках Москвы покорителям космоса.

М: рефлексия способов и условий действия (П);

М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П);

М: самооценка (Л);

Учебная презентация (слайд 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Публикация содержит подробный конспект урока + приложения (презентация, сообщения)...

Технологическая карта урока окружающего мира. "Москва-преемница Владимира" 4 класс, УМК "Перспектива"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о во...

Технологическая карта урока окружающего мира "Москва: память о войне 1812 года" (УМК "Перспективная начальная школа",4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся об Отечественной войне 1812 года; знакомство с памятниками, посвященными Отечественной войне 1812 года.За...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...

Технологическая карта урока окружающий мир «Травянистые растения леса» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирования знаний о травянистых растениях леса. Задачи урока:Дидактические: 1. Формирование знаний о травянистых растениях. 2. Обобщить и систематизировать знания о травянистых растениях...

Технологическая карта урока окружающего мира «Москва – преемница Владимира», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востокамонголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада.Задачи урокаПланируемые р...