Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
статья по теме

   Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Так же и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы.
          Это, на наш взгляд, фундамент всего образования. Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, мы решили работать над данной темой. Все шесть учителей начальных классов нашей школы прошли  обучение в Ставропольском краевом  институте повышения квалификации   работников образования по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Е.И. Чепурная, С.А. Колодко, О.С. Пронь, Л.П. Остренко.  

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края.

Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают, а умение учиться становится сегодня всё более востребованным. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия.  Их формирование  и стало одним из главных направлений нашей педагогической деятельности.

Что же такое универсальные учебные действия?

Классификация типовых задач формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (см. табл. 1)

                                                                                                           Таблица 1

Типы задач (заданий)

Виды задач (заданий)

Личностные

Самоопределение; смыслообразование; нравственно–этической ориентации

Регулятивные

Целеполагание; планирование; осуществление учебных действий; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляции

Познавательные

Общеучебные, знаково–символические, информационные, логические

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество; планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

   Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Так же и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Система универсальных учебных действий (УУД) прописана во ФГОС 2 поколения для начальной школы.
         Это, на наш взгляд, фундамент всего образования. Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, мы решили работать над данной темой. Все шесть учителей начальных классов нашей школы прошли  обучение в Ставропольском краевом  институте повышения квалификации   работников образования по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе».

Наша школа вот уже девятый год  работает по программе «Перспективная начальная школа». Хотим выразить наше мнение по этому поводу. УМК «Перспективная начальная школа», который был создан на основе научных идей развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова получил широкое распространение в нашем образовательном учреждении. В 2004 году состоялось знакомство с этой программой.

        Данный комплект – соответствует духу времени и требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Вот уже третий год  мы работаем по новым ФГОС.

В самом начале работы по новым стандартам мы задумались, а как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, как подводить итоги своей деятельности на уроке и как связать это с универсальными учебными действиями. Для решения этих задач, мы пользовались учебным пособием – таблицу «Универсальные учебные действия для обучающихся»

Все 4 группы универсальных учебных действий мы распределили по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте. Из  Программы формирования УУД мы выписали все УУД для первого класса и переформулировали на детский язык все учебные действия. И на каждом этапе уроке, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета. Это вошло в систему и дети без труда могут сказать, что будет формироваться на данном этапе урока. Такой же таблицей мы пользовались  и во 2-м и 3-м  классах, учитывая требования программы формирования УУД.

Учебное пособие - таблица «Универсальные учебные действия для детей»

                                                                                      Таблица 2

Познавательные УУД:

1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) учимся делать схемы;

3) учимся  делать выводы;

4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;

5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.

синий

Коммуникативные УУД:

1) учимся слушать и понимать других;

2) учимся строить речевое высказывание;

3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учимся работать в паре.

зелёный

Регулятивные УУД:

1) учимся делать предположение;

2) учимся оценивать свои действия;

3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

жёлтый

Личностные УУД:

1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

красный

Фрагменты уроков с применением созданного пособия.

Фрагмент 1

1. Постановка учебной задачи:

– Давайте предположим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте «Азбуку» на с. 188-190.

– Мы будем открывать новые знания или повторять изученное?  

Поставим перед собой цель на урок:

закрепить свои знания о мягком, глухом, согласном звуке [щ’].

2. Определение вида формируемого УУД:

- Ребята, что мы сейчас учились делать? (планировать свою деятельность).

 Обозначьте  эти действия кружком (жёлтый).

Фрагмент 2

1. Составление слов с изученной буквой:

- Я придумала слова со звуком [щ’]. Отгадайте их (Щука, роща, щавель, щенок, щурить )

(Когда встретится слово с сочетанием ЩА или ЩУ, гласные пропустить).

2. Создание и решение проблемной ситуации:

- Ребята, а какие же буквы мне написать в сочетаниях ЩА, ЩУ (презентация)?

- Сделайте вывод. (Запомни! ЩА, ЩУ)

3. Определение вида формируемого УУД:

- Ребята, что мы сейчас учились делать? (Учились строить речевое высказывание)  

- Каким кружком мы обозначим эти действия? (Зелёным кружком).

4. Закрепление изученного правила.

Послушайте сказку (инсценировка)

   Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат  - нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали, икали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

         - Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

- Хорошо ли поступили гласные Я и Ю?

6. Определение вида формируемого УУД:

- Ребята, что мы сейчас учились делать?

1.  Добывали информацию из текста.

- Каким кружком мы обозначим эти действия? (Синим кружком).

2. Учились оценивать поступки героев. Каким кружком мы обозначим эти действия? (Красным кружком).

           Итак, рассмотрим личностные универсальные действия. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию школьников, т. е формируют их нравственную позицию.

Так, начиная с первых уроков окружающего мира,  ученики знакомятся с  такими понятиями, как «Родина», «отечество», «отчизна»,  «гражданин», «Россия», тем самым формируются у них личностное (гражданское) самоопределение. Ребёнок осознаёт себя гражданином России, испытывает чувство гордости за свой народ, свою Родину.

На уроках литературного чтения личностные универсальные действия формируем так:

- через прослеживание «судьбы героя»;

- на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

- высказывания своего отношения к прочитанному.

           Дети учатся оценивать поступки героев, тем самым воспитываются их нравственные качества.

           Следующий вид универсальных учебных действий – регулятивные. Они дают возможность школьникам организовать свою учебную деятельность. К ним относятся:

- прогнозирование;

- целеполагание;

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция.

     А теперь  рассмотрим познавательные универсальные учебные действия, которые  включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.

Работая над общеучебными умениями и навыками, учим детей осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной и письменной форме, умению выделять и формулировать познавательные цели, применять методы информационного поиска, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, а также контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

          Так, например, на уроках русского языка предлагаю ученикам задания: «Посмотри на мир другими глазами», «Продолжи неоконченный рассказ», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку» и другие, которые помогут детям в дальнейшем в приобретении навыков построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

     Особую группу общеучебных действий составляют знаково-символические, такие как  моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, в чём большую помощь оказывают информационные компьютерные технологии. Универсальные учебные действия – это умение учиться. Задача учителя начальных классов дать детям знания не в готовом виде, а научить ребёнка самому их добывать.  Этому способствуют логические универсальные  действия, которые формируются в результате  таких умственных операций, как:

- анализ;

- сравнение, классификация объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

    Например: на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества проводится  сравнение народных сказок. Сказка «Теремок», знакомая всем с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто же главные герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки и увидели, что, несмотря на отличие деталей сюжет сказок одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление о вариативности народного творчества. Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для  исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

         Одним из подвидов познавательных универсальных учебных действий является постановка и решение проблемы, которая предусматривает формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

          И последний вид универсальных учебных действий – коммуникативные. Особенно ярко коммуникативные учебные действия проявляются при выполнении исследовательской и проектной работы, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

          Особо хочется сказать о работе в минигруппах, способствующих развитию коммуникативных учебных действий. Детям этого возраста свойственна определенная собственническая позиция. Они не любят даже, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своем учебнике они не позволят никому.      

         Учебники УМК «Перспективная начальная школа» уже с помощью пиктограмм нацеливают детей на работу в группе, предлагают посмотреть у соседа, обменяться тетрадями. Такая ежедневная работа способствует формированию нравственных основ личности: учит детей налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности.

         В заключение следует отметить, что опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения.

          Мы считаем, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
  2. «Перспективная начальная школа» Программа по учебным предметам. М.: Академкнига/Учебник, 2011г.
  3. «Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2011г
  4. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе/под ред.

Р.Г. Чураковой.-3-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2011г

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.  – 31с. – (Стандарты второго поколения).
  2. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
  3. https://sites.google.com/site/bibliotekapoipkro/informacionnaa-kompetentnost