РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УМК «ГАРМОНИЯ»
статья по теме

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителями задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Главным результатом образования на первой ступени является системное развитие учащихся и становление умения учиться через формирование наряду с предметными умениями личностных, метапредметных УУД.     

Неумение учиться проявляется в том, что при встрече с незнакомым типом задания или с заданием, связанным с незнакомой (пропущенной) темой, ученик теряется и не знает, что нужно делать в такой ситуации.  Причина такого неумения в том, что, как показывает опыт, при традиционном подходе к проведению уроков в школе большинство учеников не задают умных вопросов по существу изучаемого материала. Они  ждут, чтобы их научили, т. е.  пассивно воспринимают преподносимый новый материал и терпеливо учат ответы на те вопросы, которые сами не задавали.

Ученик, который не усвоил что-либо на уроке, надеется прочитать необходимое для понимания дома в учебнике  или обратиться за помощью к родителям и всё понять. Тщетно. Дома не у кого спросить. Нередко родители затрудняются помочь своему ребёнку, поскольку новые программы значительно отличаются от тех, по которым обучались они.  День за днем, мало-помалу накапливаются непонятые темы, неусвоенные навыки  наслаиваются друг на друга. Знания по предмету становятся отрывочными и поверхностными, а сам предмет – неинтересным, а иногда даже ненавистным. При таком подходе дети не учатся, а их учат и часто вопреки их желаниям.

Авторам  комплекта «Гармония» удалось реализовать  в системе учебных заданий условия для формирования всех видов УУД.

Рассмотрим образовательную область «Филология».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 СРЕДСТВАМИ УМК «ГАРМОНИЯ»

Л. С. Правдюк, Е. А. Тишина,

учителя начальных классов

муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной

школы № 6

г. Георгиевска Ставропольского края

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителями задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Главным результатом образования на первой ступени является системное развитие учащихся и становление умения учиться через формирование наряду с предметными умениями личностных, метапредметных УУД.      

Неумение учиться проявляется в том, что при встрече с незнакомым типом задания или с заданием, связанным с незнакомой (пропущенной) темой, ученик теряется и не знает, что нужно делать в такой ситуации.  Причина такого неумения в том, что, как показывает опыт, при традиционном подходе к проведению уроков в школе большинство учеников не задают умных вопросов по существу изучаемого материала. Они  ждут, чтобы их научили, т. е.  пассивно воспринимают преподносимый новый материал и терпеливо учат ответы на те вопросы, которые сами не задавали.

Ученик, который не усвоил что-либо на уроке, надеется прочитать необходимое для понимания дома в учебнике  или обратиться за помощью к родителям и всё понять. Тщетно. Дома не у кого спросить. Нередко родители затрудняются помочь своему ребёнку, поскольку новые программы значительно отличаются от тех, по которым обучались они.  День за днем, мало-помалу накапливаются непонятые темы, неусвоенные навыки  наслаиваются друг на друга. Знания по предмету становятся отрывочными и поверхностными, а сам предмет – неинтересным, а иногда даже ненавистным. При таком подходе дети не учатся, а их учат и часто вопреки их желаниям.

Авторам  комплекта «Гармония» удалось реализовать  в системе учебных заданий условия для формирования всех видов УУД.

Рассмотрим образовательную область «Филология». 

Предмет «Русский язык» (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)  вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Прежде всего, курс русского языка, представленный в учебниках УМК «Гармония», нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка,  языка страны, где он живёт. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу,  обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия  – как после их выполнения, так  и по ходу. Так на уроках русского языка во всех четырёх классах используются различные виды памяток, которые помещены на последних страницах учебника. Ведётся  системная работа по обучению самопроверке написанного. Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае  орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».

Применение приёма одновременно обеспечивает: а) совершенствование у младших школьников ряда предметных, орфографических, умений; б) становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в) постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи; г) психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в «окошко» после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки; д) формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на  разных этапах различные умственные операции.

В курсе русского языка формирование познавательных учебных действий – обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней – осуществляется в трёх направлениях:   а) обучение чтению учебных текстов,  их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению  и применению с учётом решаемых задач; б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т.п.; в) обучение использованию для решения разнообразных  практических задач различных словарей, справочников.  

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою,  так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них:   обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.

Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» (автор О.В. Кубасова)  включают формирование всех видов универсальных учебных действий.

К концу обучения  младшего школьника в данном образовательном учреждении по программе «Литературное чтение» ожидаются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Ценностно-смысловые личностные универсальные учебные действия формируются с 1  класса, начиная  с первого раздела учебника («Звенит звонок – начинается урок»),  при изучении которого вырабатывается положительная мотивация  к обучению и к чтению.  Целенаправленной работе над смыслообразованием, самоопределением и самопознанием посвящены  многие разделы  учебника для 3 класса   (прежде всего - «Жизнь дана на добрые дела» и  «Каждый свое получил»),  а также чтение  библейских сказаний и философской повести А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц»  в 4 классе. Основы гражданской идентичности формируются при чтении и обсуждении произведений о героическом историческом прошлом России.

Выработке нравственно-этической ориентации   способствует  чтение, фактически, любых художественных произведений  эпической формы.  Этому вопросу,  к примеру,  посвящены целые  разделы   учебников по чтению, о чем говорят сами  их названия. (1 класс  – «Что такое хорошо и что такое плохо»,  2 класс – «Автор  и  его герои»,   3 класс  –  «Жизнь  дана на добрые дела»,   «Каждый свое получил»,  «За  доброе  дело стой смело»,  «Много хватать – свое потерять», в 4 классе – «Самого главного словами не увидишь»  и др.)

Содержание и методический аппарат учебников помогают  развивать у учащихся эстетические чувства и эстетический  вкус, вырабатывать отношение к литературе как к искусству слова. Во 2 классе образности художественной литературы, прежде всего, посвящен специальный раздел («Слова, слова, слова…»),  в  4 классе –  раздел   «Мир волшебных звуков (поэзия)», однако задания, направленные на организацию языкового анализа имеются  и в других разделах  учебников по чтению. В курсе литературного чтения с помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к рефлексии ( «Представь себя в такой ситуации», «Как бы ты повел себя на месте …?», эмпатия (на основе сопереживания героям  литературных произведений), эмоционально-личностная децентрация (на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их взглядов и позиций).  

Учебники по чтению содержат задания, которые   вырабатывают способность  к самооценке ( «Оцени свой пересказ. Что тебе удалось, а что не получилось?»;  «Оцени своё исполнение. Узнай мнение одноклассников о нём»;   «Обсуди с одноклассниками достоинства и недостатки своего сочинения»).

Учебный курс «Литературное чтение» закладывает основы  всех  регулятивных  учебных действий. Наибольшее внимание  при этом уделяется развитию способности к прогнозированию  ( «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, сказка или рассказ»; «Как, по-твоему,  развернутся события дальше и чем они закончатся?»).

Способность к контролю,  самоконтролю и  к коррекции вырабатываются, в частности,  при выполнении   упражнений,  расположенных перед текстами («Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование).    

Значительная часть познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении раздела «План и пересказ» во 2 классе и раздела познавательной литературы  «Когда,  зачем и почему?»  в 4 классе. Особое внимание в курсе «Литературное чтение»  уделено заданиям,  формирующим такие общеучебные универсальные  действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного);  умение распределять информацию по  заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того учебники по чтению содержат   задания,  направленные на формирование логических операций, начиная с первого класса: анализ   содержания и языкового оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательное и  художественное);  обобщение;  классификация. Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  вопросам и заданиям: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.  

Методический аппарат учебников по чтению содержит  разнообразные задания, выполнение  которых способствует формированию   коммуникативных УУД, в том числе  обучает планированию учебного сотрудничества,  согласованию действий с партнером. Например, умения  учебного сотрудничества совершенствуются  при организации   регулярно встречающихся на страницах учебника и рабочей тетради  игр  «Радиотеатр»  и «Театр»,   а также  при  проведении бесед  по прочитанному, викторин, конкурсов чтецов,  работы с книжной выставкой, в процессе обсуждения творческих работ учащихся.  

Формированию способности к управлению поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера) способствует  совместная  деятельность учащихся,  а также  специальные  задания учебника, направленные  на  взаимный анализ учащимися  результатов учебных действий  («Оцени свое сочинение. Как ты считаешь, что тебе особенно удалось? Согласны ли с тобой одноклассники?» и т. п.)

Работа над умением с достаточноЙ полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации,  владеть монологической и диалогической формами речи традиционно является приоритетной для курса «Литературное чтение». Развитию монологической формы речи способствует работа над пересказом прочитанного. В данной системе учебников по литературному чтению обучение  подробному пересказу начинается с 1 класса.   Со 2 класса проводится обучение творческому пересказу.    С 3 класса к названным выше добавляется обучение  выборочному пересказу, а с 4 класса  –  краткому пересказу. Кроме того, учебники по «Литературному чтению»  содержат много разнообразных заданий, направленных на    обучение детей созданию собственных высказываний.   Это  задания на создание устного  изложения с элементами сочинения, задания на  продолжение (дополнение) прочитанного текста,  задания  на создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), задания  по  созданию    небольших  высказываний  на заданную тему в форме  повествований, рассуждений, описаний, а также  отзывов, аннотаций, презентаций.  Творческие  задания   на словесное иллюстрирование,   составление словесного диафильма  и  воображаемую экранизацию  также  имеют прямое отношение к освоению монологической и диалогической форм речи. Кроме того, обучению адекватному  использованию речевых средств  в целях эффективного решения разнообразных коммуникативных задач  способствует качественная организация  языкового анализа литературных произведений.

Таким образом,  свою задачу как учителя, мы видим в том, чтобы как можно эффективнее, методически грамотно  использовать возможности УМК «Гармония», и уже сегодня, работая по данному комплекту формировать  предметные и универсальные способы действий, а также  предметные  знания, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; воспитывать основы  умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечивать ндивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.  

Список литературы

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 201.- 12 с.
  2. Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 15 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Т.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. М.:Посвещение, 2010. – 152 с.
  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, - М.: Просвещение, 2009. – 59 с.