" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
презентация к уроку

Голикова Марина Анатольевна

В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy.docx31.24 КБ
Файл innovatsionnye_formy_1.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:

« Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

«Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь .»

. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации?  

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий».

Цель: найти эффективные способы активизации и способствовать формированию познавательных учебных действий у младших школьников на уроках для повышения качества образования.

СЛАЙД2

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без них может стать скучным и малоэффективным.

       Как известно, усвоение любого материала   трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей.  Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими  сложностями осваивают этот же материал.

       Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках   так,  чтобы большая часть его была освоена  школьниками самостоятельно.    

   Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.

СЛАЙД №3

 На уроках использую такие задания как : « Слова рассыпались» ( ученики по группам составляют предложения из слов, а потом все вместе «собирают» текст и придумывают ему заголовок».

«Ручеёк» ( каждому варианту даётся лист- «кораблик», на котором записано выражение, передавая лист каждый ученик пишет на нём следующий шаг решения.

 «Пазлы» - упражнение для закрепления знания падежей – класс делится на шесть групп, каждая группа готовит сообщение о своём падеже, на доске появляется изображение предмета - это слов и нужно просклонять всему классу.

 «Вырасти дерево», когда каждый участник группы пишет на веточке однокоренное слово, а затем группы сравнивают, чьё дерево пышнее.

« Дети против учителя», например при изучении темы « Организм человека», « Птицы родного края»  можно провести викторину, при подведении итогов  каждая команда набирает меньше баллов, чем учитель, но все вместе- больше! Это создание ситуации успеха для каждого ребенка, и напоминание о том, что один в поле не воин, а вместе они- сила!         

Разумеется, мы регулярно проводим работу в парах.

Прием « Найди пару»

На урок математики:

1. Девочкам - даю задачу

Мальчикам – выражение, которым решается задача

На урок русского языка, чтения:

  1. Загадка – отгадка
  2. Начало пословицы – её конец
  3. Например говорю: девочки идут в гости к мальчикам, подходят читают скороговорку, потом наоборот меняются, создают другую пару)

СЛАЙД 4

Методический прием "Цветные поля" заключается в том, что он помогает созданию психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик не боится проверки, так как сам определяет степень ее строгости, и учиться определять и степень своей подготовленности.

 На полях делаются пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:

  • Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
  • Желтый— "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
  • Зеленый — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю".

СЛАЙД №5

Прием «Кластер»

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной.

СЛАЙД 6

Приём «Синквейн»   Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Правила написания синквейна: Первая строчка-тема одним словом (существительное). Вторая строчка-описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строчка- описание действия (три глагола). Пятая строчка-ассоциация, синоним темы (обычно существительное). Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

Слайд 7

Прием «Ящик вопросов»

Например, говорю какую тему будем изучать завтра и прошу дома написать 1 вопрос на листочке, который возникнет у ребенка по этой теме (то есть, что бы он хотел узнать из этого материала).На следующий день после прохождения темы спрашиваю у ребят, получили ли они ответы на свои вопросы.Прошу зачитать  свой вопрос и ответить на него.

СЛАЙД8

Приём «Внутренний и внешний круг»

Цель приёма: возможность учащимся провести проверку приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.Дети образуют два круга. Дети стоят лицом друг к другу и задают  вопросы по пройденной теме.Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий в начале урока вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.

Итак, как интересно начать урок?

Приём «Нетрадиционное начало урока»:

Эпиграф, девиз, ребус, загадка, какое-то чудо, сопровождение красивой музыкой

Загадки – «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Они обладают большими возможностями для наблюдения  за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и  память, развивают любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, могут составлять их сами. Загадки используют на разных этапах урока: при знакомстве с новым словарным словом, при написании орфограмм, для активизации внимания и постановке проблемного вопроса.

СЛАЙД9

Информационно-коммуникативные технологии

Провожу уроки с использованием компьютерных  презентаций или обучающих видео, использую интерактивные тренажеры, музыкальное сопровождение и физкультминутки.

СЛАЙД10-11

Игровые технологии

           Любимой формой деятельности младших школьников, как и дошкольников,  является игра. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. 

   В своей работе я использую разнообразные игры:

  1.  Настольные 
  1. Дидактические 

3. Сюжетно-ролевые,творческие

  1. Игры-путешествия 
  2. Интеллектуальные 

   Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки. 

Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведении устного счёта. 

   Сюжетно – ролевые, творческие игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. 

           Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. 

           Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр. Даются  им  шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. 

В  форме  игры  может  быть  проведен  или  отдельный  этап  урока,  или  весь  урок.

Слайд 12-13

Нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.

Виды нетрадиционных уроков:

  • Урок – путешествие
  • Урок – сказка
  • Урок – экскурсия
  • Урок – игра
  • Урок-фантазии
  • Урок-конкурс
  • Урок-творчества

Слайд 14

Здоровьесберегающих  технологий  формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни (использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательной  гимнастики, самомассаж, пальчиковая гимнастика) Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне  вызывать интерес у детей к учению.

Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.  

 Для снятия усталости мы используем приемы самомассажа, а также массажные мешочки, которые изготовили сами родители и подручные предметы (киндеры,  прищепки или просто карандаши). Также я стараюсь дать детям возможность почаще сменять позу, например, повторить хором правило, или вспомнить стихотворение, можно и стоя. Даже кратковременная смена позы помогает снять усталость и активизировать внимание детей.

ВЫВОД:

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует  много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе,   подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя,  так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.

Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать  реализации задач стандартов нового поколения.

Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действий: дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Инновационные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Голикова М.А Учитель начальных классов МОУ СОШ

Слайд 2

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Слайд 3

« Слова рассыпались» «Ручеёк» « Пазлы » «Вырасти дерево» « Дети против учителя» « Найди пару» Интерактивная технология

Слайд 4

Красный — "проверьте и исправьте все ошибки"; Желтый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю"; Зеленый — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю". Приём « Цветные поля»

Слайд 5

Приём « Кластер»

Слайд 6

Приём « Синквёйн »

Слайд 7

Приём « Ящик вопросов»

Слайд 8

Приём « Внутренний и внешний круг» Приём «Нетрадиционное начало урока» Эпиграф Девиз Загадка Ребус Музыка

Слайд 9

Компьютерные презентации Обучающее видео Интерактивные тренажеры Физкультминутки Музыкальное сопровождение Информационно-коммуникативные технологии

Слайд 10

Настольные игры Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Творческие игры Игры-путешествия Интеллектуальные игры Игровые технологии

Слайд 12

Урок – путешествие Урок – сказка Урок – экскурсия Урок – игра Урок-фантазии Урок-конкурс Урок-творчества Нестандартный урок

Слайд 14

Физкультминутки Психологические тренинги Динамические паузы Зарядка для глаз Дыхательная гимнастика Самомассаж Пальчиковая гимнастика Здоровьесберегающие технологии

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...

Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....

«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его ...