выступление
статья

Матросова Елена Викторовна

Общее образование не есть изучение предметов,

а есть развитие личности предметами.

На первом плане стоит личность, субъект,

его интересы, а предметы - на втором.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchee_obrazovanie_ne_est_izuchenie_predmetov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Общее образование не есть изучение предметов,

а есть развитие личности предметами.

На первом плане стоит личность, субъект,

его интересы, а предметы - на втором.

П.Ф. Каптерев

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им

Личностно-ориентированные технологии создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации .

Основной целью своей работы ставлю реализацию  деятельностного  подхода в обучении, который соответствует требованиям нового Стандарта образования. Деятельностный, системно- деятельностный подходы способствуют  развитию  личности учащихся  на  основе  освоения ими универсальных способов деятельности.

В своей педагогической практике осуществления личностно-ориентированного образования учащихся я придаю большое значение дифференцированному подходу,что дает положительные результаты в развитии  потециальных  возможностей и способностей ребенка, формирования его индивидуализации.

Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует: - дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности.

Система моей работы по дифференцированному обучению направлена на максимальное раскрытие, развитие способностей обучающихся, на формирование положительных личностных качеств ребенка .Учебный материал используется не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного развития способностей своих учеников, для проявления и развития личностных качеств каждого субъекта образовательного процесса.

К уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований, которым я стараюсь следовать.

Определяю место урока в системе уроков, совместно с учениками выбираем пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом стремлюсь создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации.

 На уроках я сочетаю различные формы коллективной и индивидуальной работы, организую самостоятельную  работу учащихся, Создаю на уроках ситуацию активного общения, не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала..

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

Данная технология позволяет выстраивать процесс познания «от ученика»:

  • осознание школьниками хода своих умственных действий;
  • коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, выяснения закономерностей;
  • интенсивная самостоятельная работа;
  • работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки;
  • групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта);
  • межгрупповое взаимодействие при обобщении, формулировании выводов;
  • индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только  правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждения использовал, почему и в чём ошибся;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

Осуществление технологии личностно ориентированного обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, урок формирования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний и др.), разных вариантов дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы.

Считаю, что на этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность.

Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.

Контроль учебной деятельности направляю на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.

Для отслеживания этой динамики использую различные виды контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
  • прогностический, представляющий собой «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, ориентированный на оценку правильности, полноты и последовательности выполнения действий, составляющих решение той или иной учебной задачи;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом;
  • итоговый, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Для осуществления контроля учебной деятельности применяю различные варианты составления и оценивания работ:

Первый вариант – ученик сам выбирает уровень и выполняет задания этого уровня в течение отведённого на выполнение работы времени.

Второй вариант – школьник выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения.

Третий вариант – ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней мыслительной деятельности. Он самостоятельно выбирает уровень мыслительной деятельности, на котором будет выполнять задание и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки.

Динамика развития учащихся фиксируется при анализе тестовых, тематических контрольных, самостоятельных работ  и срезов, итоговых контрольных работ.

При задании на дом указываю не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляю право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала, при этом показываю слабым учащимся посильность поставленной учебной задачи

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференциация обучения и воспитания должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математики. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности.

1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий, например

  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

например,1-й группе дается задание:запишите именованных чисел в порядке убывания;2- й группе преобразование данных именнованых чисел; 3-й группе сравнение данных единиц времени.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

  • наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)

    Технология дифференцированного обучения в воспитании эффективна только при условии интеграции с другими технологиями: личностно- ориентированного обучения и воспитания, проблемного обучения и воспитания, рефлексивного обучения, технологией эффективной речевой деятельности.              

 Качество формирования социальных компетентностей напрямую зависит от того , учитывает ли педагог психологические ,  психо - физические особенности учащихся. Подавать материал так, чтобы его в равной мере хорошо воспринимали самые разные дети.

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения.

В условиях, когда школа является «школой для всех»,здесь находит свое место каждый ученик, «чувствует себя дома»независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Предоставляется возможность каждому ученику реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои  мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности.

 

                                                                     

Обезличенность  сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным.

                  Джон Восс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....