Мастер-класс по теме: «Метапредметность и межпредметность в образовательном процессе»
статья

Викторова Александра Владимировна

Проект конкурсного задания

Мастер-класс

«Метапредметность и межпредметность в образовательном  процессе»

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога; передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_master-klass.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект конкурсного задания

Мастер-класс

«Метапредметность и межпредметность в образовательном  процессе»

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога; передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.

Технологическая карта

Этап

1

Вступительное слово

 - Здравствуйте! Приглашаю вас на мастер-класс по теме: «Метапредметность и межпредметность в образовательном  процессе», под которой подразумевается интеграция содержания образования, направленная на устранение разобщенности знаний школьника, разделённых по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. При этом большое значение имеет формирование практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способах  действий и межпредметных связях.

2

Мотивация

 - Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

-  Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-  Всё в твоих руках.

- И я решила, что буду целенаправленно использовать метапредметные и межпредметные связи на уроках и внеурочных занятиях. Главным инструментом в достижении цели стали опыты, наблюдения, эксперименты на  всех уроках и занятиях.

 - Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках», стоит только захотеть.

3

Актуализация

 - Начиная любое дело, у человека есть  ожидания и опасения.
На уроке технологии дети изготовили бабочек. Они у вас на столе. На крылышках, с правой стороны вы напишите ожидания, а с левой– опасения, от данного мастер- класса. 

Один человек обобщает.

- Спасибо. Прикрепите бабочек на одежду, это символ нашего мастер-класса. В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

–Хочу отметить, что я часто  использую этот метод, когда начинаю и заканчиваю свой урок с одного и того же приёма, для того, чтобы лучше понять класс и каждого ученика.

4

Проведение опытов, наблюдений и экспериментов

- Ну, а что же наши бабочки? Яркие, красочные похожи на сказочные цветы. Даже бумажные бабочки чувствуют свою красоту и мечтают взлететь. Давай поможем им исполнить их желание! Проведите опыт, описание у вас на столах.
Участники мастер-класса проводят опыт по инструкции «Парящие бабочки».

-Мы выполнили все в соответствии с инструкцией и вот наши бабочки полетели.

- Такой опыт мы можем провести на уроке технологии, на первых этапах урока, перед изготовлением изделия, каждому ребёнку захочется, чтобы его бабочка полетела. Мы объясняем детям, что это происходит при помощи  простых химических процессов.

- Химия может пригодиться и на уроках математики. Обучающимся предлагается решить задачу. Например (один из вариантов)

Лава, вырвавшаяся из жерла вулкана, 2 ч текла по океану со скоростью 32 км/ч. После этого ей осталось преодолеть расстояние в 2 раза больше. Чему равно расстояние между жерлом вулкана и океаном?

Что же такое вулкан? Дети вам,  конечно, ответят, могут найти в энциклопедии или справочной литературе. А вот опыт мы проведём с вами сейчас вместе. Следуя инструкции, выполните опыт.

  - Уважаемые коллеги, для чего мы это делаем, чтобы дети наглядно посмотрели, ведь они редко смотрят научно-популярные фильмы.

Проведение опыта «Извержение вулкана» по инструкции.

  - Теперь дети видят наглядно, что такое лава, как она выходит через жерло вулкана, и приступаем к решению задачи. На данном примере вы видим связь нескольких дисциплин.

 - Математика имеет большой потенциал для метапредметности и межпредметности, например,  при решении такой задачи

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

 - Мы опытным путём рассмотрим  свойства сухого песка, и убедимся,  как сложно путниками в пустыне добираться до пункта назначения.  Берём инструкцию «Сухой песок».

По инструкции изучаются свойства сухого песка.

 - Этот пример показывает связь математики с географией, окружающим миром, историей. Здесь можно дать историческую справку о путешественниках, караванах. И как итог – решение предложенной задачи.

5

Задания на логическое мышление

 -Продолжая решать задачи, попробуем  выучить японский язык.

Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами числовой ряд на японском языке. Я вам предложу задачу, а вы её попробуете решить.

Даётся задача, в которой числительные написаны на японском языке, и расшифровка.

1 (идти), 2 (ни), 3 (сан), 4 (си), 5 (го), 6 (року,) 7 (нети), 8 (хати), 9 (ку), 10 (дзю).

Мама купила дзю яблок. Двое её детей съели по си яблок. Сколько яблок осталось у мамы? (10 – (4+ 4) = 2(яблока)) Решите и вы данную дачу.

 - Дети с удовольствием выполняют подобные задания. Учитель развивает интерес детей к иностранным языкам.

 - Развивать логическое мышление на уроках математики помогает такая головоломка, как

Танграм – это  перекладывание картинок – это всего лишь один из множества видов задач для ума.

Танграм – самая популярная игра из серии «геометрических конструктов».

Приступаем к работе с танграмом.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма. В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

 - Что у нас получилось в результате, сделаем выставку наших работ.

6

Проведение опытов на уроках русского языка

 - А на уроках русского языка важное место занимает работа с фразеологизмами, я считаю, что обучающимся лучше запомнится тот или иной оборот речи, если его продемонстрировать наглядно, если провести опыт. Например, фразеологизм «Нет дыма без огня» можно опровергнуть. Для проведения опыта, нам вновь нужно обратиться к инструкции.

Проведение опыта по инструкции.

У нас получилось опровергнуть данный фразеологизм.

На уроках русского языка можно провести ещё один интересный опыт

«Невидимые чернила».

Проведение опыта по инструкции

Данный опыт можно использовать не только на русском языке и не только при работе со словарными словами. Детям даётся интрига, они с нетерпением ждут её разоблачения. А так же детям нравится исследовать.

7

Связи литературного чтения и биологии

 - По литературному чтению во 2 классе есть тема «Сравнение художественного и научно-популярного текста» В.Д. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии).

Можно связать с уроком окружающего мира (биологии). И прежде чем преступить к сравнительному анализу, мы отправляемся в лабораторию. Сегодня на мастер-класс мы пригласили учителя биологии Штатнову Ирину Васильевну.

Все участники в микроскоп наблюдают плесень, пояснения даёт учитель биологии.

- Уважаемые коллеги, после такого исследования детям легче понять энциклопедический текст.

8

Красочный опыт от учителя ИЗО

Большой потенциал несут в себе уроки изобразительного искусства. При изучении цветового спектра радуги, можно предложить детям опыт по искусственному созданию радуги.

У вас на столах есть инструкция, приступаем к выполнению.

Проведение опыта.

Вот такая радуга получилась.

9

 Рефлексия

- Какой красочный опыт у нас получился.

После такого опыта дети будут с удовольствием выполнять задания.

На фоне такой радуги будут замечательно смотреться наши бабочки, я надеюсь, что мастер-класс оправдал ваши ожидания.

10

Вывод

- Я считаю, что применяя данные технологии на своих уроках, мы развиваем у детей интерес и тягу к учёбе, подталкиваем к поиску новых путей решения проблем, помогаем задуматься о взаимосвязи живой и неживой природы и человека в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

Презентация мастер-класса "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир "

Презентация мастер-класса  "Дидактическая конструкция  уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир  в его органич...

Мастер-класс "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве"

Мастер-класс построен на основе учебного курса "Литературного чтения" автора В.Лазаревой , представляющего собой синтез искусств....

Конспект мастер-класса по ИЗО, тема «Подарки весне»

Ресурсный материал: пластилин, стека, досточка, влажные салфетки, акварельные краски,  2 кисточки в подставке (толстая и тонкая), стаканчик с водой, цветные мелки, цветная бумага, листы для рисов...

Мастер-класс на тему: «Разработка комплексной проверочной работы на межпредметной основе».

Стандарты второго поколения начали осваиваться учителями начальной школы в 2010 году. Затем эстафету продолжили остальные педагоги. Те учителя, кто планировал набирать первый класс по новым стандартам...

Мастер –класс по математике. Тема: абак - эффективный инструмент формирования навыка счета.

Наглядность, чувственное восприятие, и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития детей. В качестве такого наглядного материала я ис...

Мастер-класс по теме: «Метапредметность и межпредметность в образовательном процессе»

Мастер-класс по теме: «Метапредметность и межпредметность в образовательном  процессе»...