МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
учебно-методический материал (3 класс)

Юлия Николаевна Шмырова

Методические рекомендации и  разработки уроков  окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методика 91.5 КБ
Microsoft Office document icon конспекты82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модульное обучение: сущность, технологии

Введение

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Поэтому  перед учителем ставится  задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. Для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема именно эта технология. Прежде всего в этой методике привлекает то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Модульное обучение: сущность, технология

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно на всех возможных кодах:

  • СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
  • СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
  • СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
  • методическое руководство по достижению целей (как?)
  • практические занятия по формированию необходимых умений
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.

Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается но то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников.

У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, апатия. Это говорит о дискомфорте ученика на уроке. А модульный урок даёт возможность получать много оценок – баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют только оценки “выходного контроля”. Обычно за урок ученик получает две оценки – за устную работу: знание теории, дополнения - и за практическую часть. Тетради проверяются ежедневно, и хорошо, если обе оценки совпадают.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то ему нет необходимости выполнять домашнее задание. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Обычно в конце каждого урока – модуля есть рекомендации учителя, которые начинаются словами: “если ты что-то не усвоил на уроке, не расстраивайся, повтори параграф №, выполни упражнение ….”.

Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера. Такая работа оценивается отдельно.

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа.

  • Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
  • Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
  • В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единожды, они могут быть использованы несколько раз.

Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

СТРУКТУРА МОДУЛЯ.

Номер Учебного элемента

Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

Рекомендации (Как сделать?)

Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

УЭ -0

Цели и задачи модуля. Актуализация целей.

Методическое руководство.

Необходимые знания и умения.

Работа в парах. Взаимопроверка

УЭ- 1

Учебный модуль. Цель элемента.

Входной контроль.

Пояснения к учебному материалу.

 

УЭ - 2

Обобщение. Цель элемента.

Источники информации, алгоритмы решения задач.

 

 

УЭ - 3

Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням).

 

 

Проверка по ключу, эталону.

Технологическая карта конструирования темы или раздела.

  • № урока – модуля в разделе …
  • № урока модуля в теме …
  • Тема урока…
  • Триединая цель урока (темы)…
  • Дифференцированная цель урока для ученика…
  • Что должен знать ученик в конце темы …
  • Что должен уметь ученик в конце темы …
  • Формируемая область понимания …
  • Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
  • Воспитание на материалах темы …
  • Тип урока и применённой педагогической технологии …
  • Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

 

№1

№ 2

№ 3

 

УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ – 2.
Изучение нового материала
УЭ – 3.
Обобщение изученного материала.
УЭ – 4.
Закрепление. Контроль.
Итого:
Оценка:

 

 

 

 

Заключение

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

По урокам – модулям класс работал в течение 2-хлет (4-й класс) месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.

Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

 Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
  2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
  4. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
  5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.
  7. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
  8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 г.
  9. Начальная школа.№2 – 2003. с.33.

МОДУЛЬ 4.

ТЕМА: В ТУНДРЕ

При изучении темы ты должен: 

  • Знать природные условия тундры.
  • Знать особенности растительного и животного мира тундры.
  • Уметь показывать на карте зону тундры.

Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.

Учебный

элемент

Как делать? Методические рекомендации.

Время работы.

Контроль.

УЭ – 0 

Повторение материала об Арктике.

Цель: Проверить выполнение домашнего задания.

Реши кроссворд.

Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.

Покажи на карте Арктическую зону.

3 мин.

Проверка по ключу №1.

Оценку поставь в тетради.

У Э – 1

Изучение

Нового материала.

Цель: Знать о природных условиях тундры. Знать особенности животного и растительного мира. 

Входной контроль:

Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?

Почему нельзя посадить дерево в тундре?

Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.

Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?

Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?

3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.

Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.

Ответь на вопросы.

Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?

Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.

Какое значение имеет для оленя широкие копыта.

Прочти статью учебника стр 51. – 53.

Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.

Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть. Физкультминутка.

 

 

2 мин.

 

 

8 мин.

 

2 балла за ответ

 

3 мин.

 

 

1 балл за ответ

 

 

 

7 мин.

Комментирование

УЭ – 2 

Закрепление

изученного.

Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.

Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.

Смотри подсказку.

Ива (цветы, кора) ---------*------------песец

Ягель ---------*---------- волк

*----------- * ----------- *

2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)

3) Прочти вывод. Стр. 58.

Работай в тетради.

3 мин

Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.

 

6 мин

 

1 балл за ответ

УЭ – 3 

Контроль.

Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.

1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.

2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.

3) Тестовая работа. Допиши предложения.

  • Зона тундры следует за ……...
  • Зима здесь ……….
  • Лето в тундре ……….
  • Круглый год в тундре дуют …...
  • Многолетняя мерзлота не пропускает …...
  • Тундра – край ……..
  • Ягель называют …...
  • В тундре растут ….берёза и ……… ива.
  • Самое крупное животное - ……..

 

10 мин.

1 балл за ответ

Проверь по ключу№3.

Проверь по ключу №4.

 

 

 

 

 

 

 

Запиши задания к следующему уроку: 

  1. Ответить на вопросы и задания стр.58. 
  2. Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56. 
  3. Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
  4. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
  5. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
  6. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.

Оцени свою работу на уроке. 

  • 25 – 23 балла оценка “5”
  • 22 – 20 баллов оценка “4”
  • 19 – 17 баллов оценка “3”
  • 15 – 13 баллов оценка “2”

Спасибо за урок!

 Русский язык. 4 класс. Модуль № 10

Тема: творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока: Комбинированный.

Цели: 

  • знать правило правописания окончаний имён прилагательных в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода.
  • уметь правильно писать окончания прилагательных в творительном и предложном падежах.
  • развивать устную речь.
  • учит работать в малых группах.
  • совершенствовать умение получать информацию.
  • развивать логическое мышление через сравнение и анализ слов и словосочетаний.

УЭ – 0 

Повторение пройденного материала о правописании прилагательных в дательном падеже.

Цель: Повторить правописание окончаний имён прилагательных в дательном падеже. Проверить выполнение домашней работы.

Вспомни и расскажи правило о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже.

Запиши под диктовку. Салют, трамвай, картина. выгон, пассажир, пальто, завтра, календарь.

Поставь ударение, подчеркни орфограммы.

Составь 4 словосочетания с любыми из данных слов в дательном падеже прилагательное + существительное. Выдели окончание. Докажи, что написали правильно.

Работа по развитию речи. У мудрого человека длинные уши и короткий язык. Прочтите пословицу.

Объясните, в каком значении употребили прилагательные длинные и короткий?

Пообдери ещё слова в переносном значении к слову ЯЗЫК.

Ещё раз сделай вывод. Какие окончания имеют прилагательные в дательном падеже в мужском и среднем роде?

Время работы 7 мин.

Эталон.

5 б – 0 ош.

4 б – 1 ош.

3 б – 2 ош.

2 б – 3 ош.

1 б – 4 и более ош.

 

 

2 балла за ответ.

УЭ – 1. 

Изучение нового материала. Выучи правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Цель: выучит правило о правописании окончаний имени прилагательного в творительном и предложном падеже. Сравнить падежные вопросы и окончания имён прилагательных в этих падежах,, научиться их различать.

Спиши. Вставь прилагательные из скобок в словосочетание, изменив его по смыслу, запиши вопрос. Ставь ударение.

Окружён … кустарником. Спрятался в … кустарнике. (густой, колючий).

Встретился со … псом. Рассказал о … псе. (злой, дворовый).

Любовался … озером. Отдыхал на.. озере. (лесное, красивое).

В каких падежах употреблены прилагательные в данных предложениях?

Назовите ударные и безударные окончания прилагательных в творительном падеже.

Назови ударные и безударные окончания прилагательных в предложном падеже.

Назови вопросы творительного и предложного падежей.

Подумай, почему мы сравниваем эти падежные формы имен прилагательных?

Запишем правило в виде таблицы.

Какие окончания имеют прилагательные в творительным и предложном падежах в мужском и среднем роде?

Проверьте по учебнику стр. 135 верно ли вы сделали вывод.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Выпиши номера словосочетаний с прилагательными в творительном и предложном падежах

В зимнем уборе. 2. По длинному оврагу. 3. Зимним вечером. 4. Сильному морозу. 5. В дремучем лесу. 6. Доброго человека. 7. На синем небе.

Вернись к цели учебного элемента 1, скажи правило.

Дежурный! Не забудь, что пора отдохнуть!

Время работы 10 мин.

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

Оцени работу товарища.

 

 

 

 

1 балл за ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверь с эталоном учителя. 4 балла за правильно выполненную работу.

Расскажи соседу по парте.

УЭ – 2 

Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Выполни упражнение № 308 стр. 136. Сделай фонетический разбор слова весёлом.

Внимание! Аукцион прилагательных в творительном и предложном падежах “Кто больше?” по схемам.

Весёлым, красивым, печальном, хорошем.

Время работы 6 мин.

3 мин.

По 2 балла за слово.

 

 

УЭ – 3 

Контроль полученных знаний.

Цель: Проверить, как усвоено правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Определи падеж, выдели окончания. Выполни задания.

Солнце село за даль … лесом.

Лес наполнился птичь.. гамом.

О дальн … походе в моря, мечтайте, мечтайте друзья!

В соседн … посёлке вырыли пруд.

Время работы 3 мин.

 

 

 

Проверка учителем.

УЭ – 4

Проверь себя.

Цель: Уточнить всё ли усвоил на уроке. Вернись к целям урока и ответь на вопросы.

На какие вопросы отвечают прилагательные в творительном и предложном падежах?

Какие окончания имеют прилагательные в творительном и предложном падежах?

Приведите примеры.

Время работы 3 мин.

Упражнения для самостоятельной работы дома. Упр. 307 стр. 136. Подготовься к диктанту упр.310 стр. 137.

Оцени свою работу на уроке. 

  • 15 – 13 баллов “5”
  • 12 – 10 баллов “4”
  • 9 – 7 баллов “3”
  • Меньше 7 баллов “2”

Спасибо за урок! Если что-то не получилось, не расстраивайся, прочти теоретический материал ещё раз, выполни дополнительно упражнения, спроси у учителя о том, что не понял.



Предварительный просмотр:

Модульные уроки окружающего мира в начальной школе

Учебный элемент, время.

Руководство по усвоению учебного материала.

Учебный материал с указанием заданий.

Баллы

Шаг 0

1-2 мин.

Внимательно прочитайте цели урока.

Цели: 

  1. Определить уровень знаний о планете Земля и её модели.
  2. Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
  3. Знакомство с новыми понятиями: “меридианы”, “нулевой меридиан”, “параллели”, “экватор”.
  4. Находить на глобусе необходимые географические объекты.
  5. Закрепить знания о модели Земли.

 

Шаг 1

3 мин.

Подготовительный этап.

Цель: Определить уровень знаний о планете Земля и её модели. 

1. Ответьте на вопросы. 

  1. Как называется ближайшая к Земле звезда?
  2. Какую форму имеет планета Земля?
  3. Как называется модель Земли?
  4. Что нарисовано на поверхности глобуса?
  5. Чего на Земле больше: суши или воды?

 

 





Шаг 2

10 мин.

Самостоятельная работа с учебником

Цель: Уточнить представления о модели Земли – глобусе

1. Отгадайте загадку.

На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь – в руках унесёшь.

2. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр.7 – 8 (первые четыре абзаца параграфа)

Простым карандашом выделите в тексте новые сведения

3. Проверка самостоятельной работы.

Ответьте на вопросы. 

  1. Что такое глобус?
  2. Что означает слово “глобус” в переводе с латинского языка?
  3. Почему Земля имеет шарообразную форму?
  4. Что показано на поверхности глобуса?
  5. На чём закреплен глобус?
  6. Через какие полюсы проходит ось Земли?
  7. С помощью чего люди смогли получить точные знания о форме Земли?

 

 

 

 

 

 

 

 







Шаг 3

12 мин.

Работа с новыми понятиями.

Цель: Знакомство с новыми понятиями: “меридианы”, “нулевой меридиан”, “параллели”, “экватор”.

1. Рассмотрите глобус.

Для чего нужны линии на глобусе?

2. Прочитайте текст на стр. 8 – 9.

Как называются круговые линии, которые соединяют Северный полюс с Южным? Что они показывают?

Измерьте ниткой длину разных меридианов.

Что вы заметили?

Какой меридиан называется нулевым?

3. Прочитайте текст на стр. 9 – 10 (до слов: “Параллели и меридианы – это воображаемые линии”.)

Что называется экватором?

На какие два полушария экватор делит земной шар?

Как называются линии, проведенные к Северному и Южному полюсам от экватора?

Измерьте ниткой длину разных параллелей.

Что вы заметили?

Какая параллель самая длинная?

4. Найдите в словаре слово “экватор” и прочитайте определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 4

5 мин.

Практическая работа

Цель: Находить на глобусе необходимые географические объекты.

Обозначьте на контурной карте экватор красной линией, нулевой меридиан синей линией, Северный и Южный полюса красным цветом, параллели зелёными линиями, меридианы коричневыми линиями.

 

По 1 б

Шаг 5

10 мин.

Определение уровня полученных знаний

Цель: Закрепить знания о модели Земли.

Ответьте на следующие предложения “да” или “нет”.

  1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса.
  2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет.
  3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями.
  4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами.
  5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах.
  6. Самый длинный меридиан – это экватор.
  7. Экватор – это самая длинная параллель.
  8. Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное.
  9. Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам.
  10. Самые маленькие параллели – это Северный и Южный полюса Земли.
  11. Все меридианы Земли имеют разную длину.
  12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину.

Проверка.

 

 











Самооценка. 

Если у вас получилось 25 и более баллов – “5”; 20 и более баллов – “4”; менее 20 баллов – “3”.

Рефлексия: 

  1. На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?
  2. Какой вид деятельности вам больше нравится:

а) слушать учителя,
б) работать самостоятельно,
в) отвечать на вопросы,
г) выполнять практическую работу в контурной карте,
д) отвечать на вопросы “да” или “нет”.

 

Домашнее задание: стр. 7 – 11, прочитать текст и ответить на вопросы.

 

Тема урока: Стороны горизонта.

Учебный элемент, время.

Руководство по усвоению учебного материала.

Учебный материал с указанием заданий.

Баллы

Шаг 0

1 – 2 мин.

Внимательно прочитайте цели урока.

Цели: 

  1. Повторить понятия, изученные на предыдущем уроке.
  2. Познакомиться с понятиями “горизонт” и “линия горизонта”.
  3. Познакомиться с основными сторонами горизонта.
  4. Уметь определять стороны горизонта.
  5. Закрепить знания об основных сторонах горизонта. 
  6. Познакомиться с промежуточными сторонами горизонта.

 

Шаг 1

15 мин.

Подготовительный этап.

Цель: повторить понятия, изученные на предыдущем уроке 

1. Запишите в тетради слово горизонт столбиком.

2. Отгадайте кроссворд

  1. Объекты, которые на карте обозначаются коричневым цветом.
  2. Небольшое возвышение на равнине.
  3. Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью.
  4. Самое высокое место холма.
  5. Материк, на котором мы живем.
  6. Место, где холм переходит в равнину.
  7. Самая низкая часть оврага.
  8. Место, где заканчивается овраг.

Если вы набрали 8 баллов – “5”, 6 – 7 баллов – “4”, 4 – 5 баллов – “3”.

 

 

 

За каждый ответ по 1б

Шаг 2

10 мин.

Работа с учебником и словарем

 

 

Цель: Познакомиться с понятиями “горизонт” и “линия горизонта”.

1. Найдите в словарике слово горизонт и прочитайте статью.

2. Прочитайте текст в учебнике на стр.35.

3. Отгадайте загадку: Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

4. Ответьте на вопрос: Что такое линия горизонта?

 

 

 

Шаг 3

10 мин.

Объяснение учителя.

Цели:

1) Познакомиться с основными сторонами горизонта.

2) Уметь определять стороны горизонта.

1. Внимательно слушайте объяснение учителя.

(Рассказ учителя о сторонах горизонта и о том, как определить стороны горизонта по Солнцу).

2. Ответьте на вопросы.

  1. Какие стороны горизонта различают?
  2. Как определить стороны горизонта по Солнцу?

Игра.

А) Справа от вас находится юг. Станьте так, чтобы перед вами был север.

Б) Перед вами запад. Станьте так, чтобы север был впереди вас.

 

 

 

 

 

 

 

по 5 баллов

Шаг 4.

8 мин.

Работа со схемой

Целb:

1) Закрепить знания об основных сторонах горизонта. 

2) Познакомиться с промежуточными сторонами горизонта.

1. Нарисуйте схему.

2. Обозначьте на ней основные стороны горизонта

3. Между основными направлениями показаны промежуточные стороны горизонта.

Между севером и востоком – северо-восток (СВ);

Между югом и востоком – юго-восток (ЮВ);

Между югом и западом – юго-запад (ЮЗ);

Между севером и западом – северо-запад (СЗ);

4. Обозначьте промежуточные стороны.

5. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли на северо-восток?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка. 

Если у вас получилось 25 и более баллов – “5”; от 18 до 24 баллов – “4”; менее 18 баллов – “3”.

Рефлексия:

На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?

Какой вид деятельности вам больше нравится: а) работать самостоятельно, б) отвечать на вопросы, в) работать со схемой, г) отгадывать загадки, д) решать кроссворд.

 

Домашнее задание: стр. 35 – 37, прочитать текст и ответить на вопросы.

В тетради выполнить задания на стр.13 – 15. Принести компас.

 

Тема урока: Учимся читать карту.

Учебный элемент, время.

Руководство по усвоению учебного материала.

Учебный материал с указанием заданий.

Баллы

Шаг 0

1 – 2 мин.

Внимательно прочитайте цели урока.

Цели: 

1. Сравнить карту полушарий и глобус.

2. Учиться читать карту.

3. Находить на карте России географические объекты и уметь наносить их на контурную карту.

 

Шаг 1

10 мин.

Подготовительный этап.

Проверка домашнего задания

Цель: Сравнить карту полушарий и глобус. 

4. Рассмотри таблицу. Определи, о чем идет речь – о глобусе или карте. Выпиши буквы правильных ответов.

Глобус

Признаки

Карта

Ю

Видна вся Земля сразу

О

Т

Видна половина поверхности Земли

Е

Л

Объёмная модель, изображающая Землю

К

Е

Уменьшенное изображение Земли на плоскости с помощью условных знаков

И

Ч

Даёт самое верное изображение формы поверхности Земли

Я

Н

Обозначены полюсы, параллели, меридианы

О

Подсказка. Если ты ответишь верно, то выделенные буквы составят слово из семи букв.

 

 

 

1 б

Шаг 2

15 мин.

Самостоятельная работа с учебником

Цель: Учиться читать карту.

5. Отгадай загадку.

С буквой “К” я в школе на стене,
Горы, страны, реки есть на мне.
С буквой “П” - от вас не утаю,
Тоже в школе я стою.

6. Работа с учебником.

Прочитай текст на стр.25 – 27

7. Ответь на вопросы. 

  1. Каким цветом изображаются океаны, моря. реки?
  2. По шкале глубин определи глубину Тихого океана на экваторе, где число 140°.
  3. Каким цветом окрашены равнины?
  4. По шкале высот определи высоту Западно-Сибирской равнины.
  5. Каким цветом изображаются горы?
  6. По шкале высот определи высоту Кавказских гор?
  7. Какие горы самые высокие в мире?
  8. По шкале высот определи высоту самых высоких гор.

 

 

 

 

 

 









Шаг 3

15 мин.

Работа с контурной картой

Цель: Находить на карте России географические объекты и уметь наносить их на контурную карту. 

Найди на карте России и обозначь на контурной карте: 

  1. Тихий океан.
  2. Северный Ледовитый океан.
  3. Западно-Сибирскую равнину.
  4. Кавказские горы.
  5. реку Обь

 

 

 

По 5б за каждое  задание

Самооценка. 

Если у вас получилось 50 и более баллов – “5”; 40 и более баллов – “4”; менее 30 баллов – “3”.

Рефлексия:

На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?

Какой вид деятельности вам больше нравится: а) работать самостоятельно, б) отвечать на вопросы, в) работать с контурными картами.

 

Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы.

 

К каждому уроку можно приготовить контрольный листок, а можно записывать баллы в тетрадь.

Контрольный листок. 

к теме “Глобус – модель земного шара”

ФИ_____________________

1. Вопросы. Баллы______

2. Загадка. Баллы ______

3. Сам. работа Баллы ______

4. Вопросы. Баллы ______

5. Термины Баллы ______

6. Конт. карта Баллы ______

7. “Да” или “Нет” Баллы _____

Общее число баллов ______

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Рефлексия.

а)
б)
в)
г)
д)

Контрольный листок. 

к теме “Стороны горизонта”

ФИ_____________________

1. Кроссворд. Баллы______

2. Загадка. Баллы ______

3. Вопросы

Баллы ______

Баллы ______

Баллы ______

4. Игра. Баллы ______

5. Схема Баллы ______

6. Вопрос Баллы ______

Общее число баллов _______

Ваша оценка ________

Оценка за урок____________

Рефлексия.

а)
б)
в)
г)
д)

Контрольный листок. 

к теме “Учимся читать карту”

ФИ_____________________

1. Таблица. Баллы______

2. Загадка. Баллы ______

3. Вопросы

Баллы ______

Баллы ______

Баллы ______

4. Конт. карта Баллы ______

 

Общее число баллов _______

Ваша оценка ________

Оценка за урок _______

Рефлексия.

а)
б)
в)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по технологии модульного обучения. Закрепление по теме «Умножение»

Данный урок позволит: -закрепить табличные случаи умножения и деления:-закрепить умение решать уравнения;      -закрепить умения решать выражения со скобками, с порядком ...

Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.

Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...

Модульное обучение как средство повышения качества образования на уроках литературного чтения.

Содержание:   Введение……………………………………………………………….……3 Актуальность проблемы……………………………………….….………3Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4Организация работы по ...

Интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения

интегрированный урок математики и краеведения к 75 - летию ХМАО по теме "Табличное умножение" по технологии модульного обучения...

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени" 4 класс

Урок математики по технологиии модульного обучения по теме "Единицы времени"...

Применение технологии модульного обучения в курсе математики начальной школы

Рассмотренны основные принципы технологии модульного обучения на примере урока по теме "Пересечение множеств", изучаемой по программе "Школа 2100" в третьем классе....

Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."...