«Морфологический ящик как прием поиска решения выявленных проблем»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Толстоусова Елена Анатольевна
Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много."Морфологический ящик" и многие другие приемы успешно применяю на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx675.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11  города Каменск - Шахтинский

«Морфологический ящик как прием поиска решения выявленных проблем»

Толстоусова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №11

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Школа вынуждена уделять все большее внимание проблемам формирования творческого стиля мышления в процессе обучения и воспитания учащихся.

Стандартами задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:

  • самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при
  • решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, сочинения,
  • графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, в Интернете;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»);

- определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Поставленные задачи предполагают поиск новых форм и методов обучения, которые:

- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,

самооценочные;

- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализуют принцип связи обучения с жизнью.

При традиционном обучении и воспитании на материале, лишенном образности и эмоций, возникает опасность потери способности детей открывать, творить, создавать, изменять окружающий мир.

Формы общения и взаимодействия педагога и ребенка в традиционной педагогической модели вошли в противоречие с интересами развития личности ребенка, несовместимыми с гуманистическим воззрением, ставящим в центр своего внимания веру в творческие силы ребенка.

Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и

творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества.

В УМК «Школа России» не предусмотрено в полной мере развитие способностей детей к творчеству, поэтому в своей работе я применяю ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач).

Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Г.С.Альтшуллер (Альтов) и его научная школа.

Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерно деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является А. Гин.

Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ-технология, позволяющая, сохраняя основную форму урока, придать ему оригинальность, нестандартность, креативность, повышая этим интерес учащихся к процессу обучения, одним из приёмов которой является «Морфологический ящик»

Цели и задачи:

  • целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
  • обучение способам решения творческих задач;
  • обучение способам коллективной познавательной деятельности;
  • формирование познавательной активности и интереса;
  • воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
  • воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.

И я решаю эти задачи, используя классно-урочную форму и внеклассную формы работы, ведь систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.

Актуальность методической разработки заключается в том, что применение приемов ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:

  • регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
  • познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
  • коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
  • личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.

Воспитательный потенциал предполагает анализ любой ситуации, учѐт противоречий, поиск оптимального решения.

Ребята, умеющие применять приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности. ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества. Она помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.  

Это положение определяет инновационность методического решения в области активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Люди издавна мечтали о методе, который охватывал бы исчерпывающее количество вариантов решения задач. Определенным приближением к этому методу является морфологический анализ. Термин морфологический (греч. morphe – форма) означает внешний вид.

В наше время морфологическим анализом пользуются инженеры и ученые (например, многие дидактические конструкторы по сути представляют собой морфологические ящики).

Сейчас метод морфоанализа и прием создания морфоящика используется на многих уроках. И даже на занятиях в дошкольных учреждениях.

  1. На уроке литературного чтения для составления загадок и новых сказок

На что похоже?

Чем отличается?

забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

Зубная щетка

не чистит зубы

герой

злодей

желания

волшебные предметы

превращения

волшебное место

Аленушка

Баба Яга

Вернуть домой

Шапка -невидимка

В комара, муху, шмеля,

Страна Лжецов

Гулливер

Кощей Бессмертный

Достать живую воду

Волшебная палочка

 Во льва, мышк

Королевство Кривых Зеркал

Айболит

Бармалей

Найти волшебные предметы

Цветик-семицветик

В карлика

Лилипутия

Красная шапочка

Мачеха

Вылечить друга

 Скатерть-самобранка

Козлёночек

Изумрудный город

Золушка

Леший

Спасти

Огниво

Страна Чудес

2. На уроках русского языка при словообразовании и создании паспорта правила

Морфема

1

2

3

4

5

А

приставка

за

при

над

с

вы

Б

корень

сух

вяз

лед

мир

рез

В

суффикс

к

ник

н

ов

ян

Г

окончание

а

ой

ут

ый

Метод применяется и  на других уроках: окружающего мира, технологии.

Морфологический анализ на уроках математики используется, когда нужно систематизировать и инвентаризировать проблему.

1. Использование приема  «Морфологический ящик» при решении логических задач.

Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет не соответствует фамилии. Правильно! - ответил Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков.

 Составим таблицу, которая поможет в анализе задачи.

Друзья

Цвет волос

белые

рыжие

черные

Белов

+

+

Рыжов

+

+

Чернов

+

+

Анализируя задачу и таблицу, находим ответ: Чернов – блондин, Рыжов – брюнет, Белов – рыжий.

2. Создание морфоящика при закреплении геометрического материала

Тема: Классификация треугольников

       Используя знания, построили классификацию треугольников по видам углов и сторон. С ее помощью можно ввести понятия равнобедренного, разностороннего, равностороннего треугольников (одна классификация), а также остроугольного, прямоугольного, тупоугольного (вторая классификация).  

1

2

3

Стороны

Все разной

длины

Две равной

длины

Все равной

длины

Углы

Все острые

Один тупой, два острых

Один прямой,  два острых

Такую же таблицу можно создать по теме «Многоугольники».

3. Создание морфологических ящиков при решении творческих задач.

При закреплении и обобщении геометрического материала возможны такие задания творческого характера, основанные на анализе свойств объектов:

«Сконструируй робота», «Нарисуй человечка», «Создай волшебный дом», «Построй ракету» и др.

http://elegia87.myjino.ru/wp-content/uploads/2014/05/%D0%9C%D0%90-%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B.jpgморфологическая таблица

                                                     

При работе с морфологическими таблицами у детей формируются и развиваются основы анализа, синтеза, классификации, комбинаторики, обобщения

Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленный и многие другие приемы успешно применяю на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

Из опыта работы  «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»  Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...

Методические рекомендации для решения ряда проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием. Система самооценивания.

Данные рекомендации предназначены для учителей начльных классов (средней школы), родителей учащихся, учащихся начальных классов. Цель методических рекомендаций - обеспечить на этапе контроля отражение...

Нравственное развитие ребенка в процессе обучения литературе на основе решения нравственных проблем, поставленных автором

Знаками беды нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, является складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и об...

Решение учебных проблем младших школьников

Рассматривание отдельных приемов формирования оценочной самостоятельности младших школьников....

Разработка методического продукта для родителей обучающихся (лиц их заменяющих) с учетом выявленных проблем развития и образования детей младшего школьного возраста.

Современные дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от них сегодня требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать им...

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Наблюдение как способ выявления проблем". Рабочий лист 1,2. 2 класс.

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Наблюдение как способ выявления проблем". Рабочий лист 1,2. 2 класс....


 

Комментарии

Ленева Алёна Александровна

Да, соглашусь, что "Школа России" скудна на оригинальность. А ТРИЗ-технологии - незаменимые инструменты для преодоления стереотипов и выработки умения выдвигать оригинальные идеи. В моей практике встречалось большое количество детей с нестандартным мышлением. Материал учебника интереса не вызывал. Тут-то и спасал "Морфологический ящик", считаю, самый продуктивный метод для начальной школы. А в сочетании с ИКТ- незаменимый помощник для учителя.