Решение учебных проблем младших школьников
статья на тему

Волкова Анна Борисовна

Рассматривание отдельных приемов формирования оценочной самостоятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение учебных проблем младших школьников

В контексте системно-деятельностного подхода в образования авторы статьи рассматривают отдельные приемы формирования оценочной самостоятельности младших школьников. Особое внимание уделено мотивационному аспекту оценочной самостоятельности учащихся.

______________________________________________________

Казанцева И.В.,

канд.биол.наук, доц. каф. начального образования ГБОУ ДПО (ПК) Санкт Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт Петербург

Волкова А.Б.,

Зам. директора по УВР начальной школы, учитель ГБОУ СОШ № 496 Московского района г. Санкт Петербурга,

Паздникова Н.М.,

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 496 Московского района

г. Санкт Петербурга

О формировании оценочной самостоятельности младших школьников:

Модернизация российской системы образования, обусловленная потребностями развития современного общества, предполагает решение ряда задач, первостепенной из которых является обеспечение нового качества образования. Одна из задач современного школьного образования на уровне начального общего образования – развитие учащихся посредством формирование у них такой ключевой компетенции, как умение учиться. Суть этой компетенции заключается в становлении школьника как субъекта учебной деятельности.

Поскольку структурным компонентом любой деятельности, в том числе и учебной, является оценка достигнутых результатов субъектом этой деятельности, то способность к самооценке и оценочную самостоятельность как таковую следует рассматривать обязательной составляющей комплексного образовательного результата учащихся.

Вместе с тем, связанная с формированием оценочной самостоятельности младших школьников педагогическая практика сегодня встречает немалые препятствия со стороны традиционной системы оценивания, которой были свойственны: субъективность оценки; неопределенность критериев оценки; недостаточный диапазон шкалы оценивания; репрессирующий характер принципа оценивания, наличие в оценочной шкале отрицательных отметок, использование оценки как средства принуждения; ограниченность возможностей для оценки творческих видов работы, ориентация оценки на узко предметные знания и умения; блокирующее воздействие оценки на формирование заинтересованности ученика в результатах своей познавательной деятельности; использование оценки исключительно в качестве педагогического инструмента, невозможность ее применения как средства самооценки школьника и развития его оценочной самостоятельности.

LK Факторы системно-деятельностного подхода

Разрешить создавшееся противоречие можно, если рассматривать учебную деятельность младших школьников как деятельность в полном смысле этого слова и культивировать все компоненты этой деятельности, включая рефлексию (самооценку) результатов деятельности. И именно тогда, когда в учебном процессе будет планомерно обеспечиваться возможность оценки результатов учебного труда самими учащимися, будут созданы условия для развития оценочной самостоятельности младших школьников.

Оценочная самостоятельность способствует дальнейшему самообразованию и саморазвитию учащихся, поэтому ее становление характеризуется сегодня как ключевое условие решения важнейших задач основной образовательной программы (далее – ООП) начального общего образования.

ВСТАВКА НА СЕРОМ ФОНЕ _____________________

Оценочную самостоятельность учащихся в процессе учебной деятельности – это способность ученика анализировать и оценивать результаты собственной учебной деятельности с использованием осознаваемых критериев. Оценочная самостоятельность усиливает субъектную позицию младшего школьника в образовательном процессе.

КОНЕЦ ВСТАВКИ _____________________________________________

Развитие оценочной самостоятельности младших школьников происходит при освоении учащимися универсальных учебных действий (далее – УУД) аналитического и оценочного характера и протекает в условиях совместной оценочной деятельности учителя и ученика.

Важные принципы освоения учащимися процедур самооценивания:

  1. Оценка ученика должна предшествовать оцениванию учителя. Если оценка взрослого предшествует детской, тот ребенок либо некритично ее воспринимает, либо отвергает ее.
  2. Оценка должна быть посвящена конкретного действия, конкретного умения (вместо обобщенного «молодец»). Ребенку сразу надо показать требования учителя к результату исполнения работы, а не к старательности, прилежности. Оценивание должно помочь ребенку осознать свою учебную деятельность.
  3. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого - знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства. За это отметки не ставятся, оцениванию подлежат умения (донести, сформулировать свою мысль, подобрать аргументы, сравнить, обосновать и т.д.)
  4. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

LK Карты алгоритмов самооценки

В основание процесса развития оценочной самостоятельности может быть положена стратегия критериальной оценки результатов учебной деятельности школьников. Учащемуся предлагаются для обсуждения и реализации критериальные блоки (кодификаторы) для освоения учебных и карты (формы) алгоритмов достижения планируемых результатов.

Пошаговое формирование умения самооценки.

  1. Создание алгоритма учебной деятельности, понятного ребенку с приоритетом достижения результата (решения, выполнения, но не получение отметки)
  2. Освоение алгоритма, привлечение внимания ребенка к выполнению отдельных операций
  3. Создание кодификатора с тремя вариантами оценивания выполнения каждой из операций алгоритма: умею делать; могу делать с помощью (подсказки, помощи); затрудняюсь сделать, надо повторить.
  4. Самостоятельное обоснование домашнего задания

На первых порах важно привлечь внимание учащегося к понятию результата, донести идею включения в процесс достижения успеха труда по освоению конкретных умений и навыков, заучиванию и пониманию определений, законов и т.д. Учащиеся фиксируют в карте достижения планируемых результатов собственные представления об учебных достижениях и выставляют свою оценку. Например, при выполнении задания на тему Круговорот веществ в природе, целесообразно привлечь внимание ребенка к понятийному аппарату, заложив в оценочную карту пункты алгоритма: знание понятийного аппарата, умения построить связи между участниками круговорота и т.д.

        Тогда вариант карты будет выглядеть следующим образом:

Самооценивание учащимся

план

факт

Что определило успех /неуспех)

Что надо повторить

Я знаю, кто такие «производители», «разрушители», и «потребители» в экосистеме леса

Я могу рассказать, какие роли они выполняют

Я могу привести примеры

Я могу объяснить, что такое круговорот веществ, нарисовать схему (модель)

По мере освоения оценочных карт, можно осложнять работу при  введении количественных показателей успешности выполнения задания, например в баллах. В дальнейшем осваивается совместная с учителем деятельность по сравнительному оцениванию успехов, когда отметки выставляются параллельно. При этом интереснее для ребенка будет вариант, когда он сам выставляет только планируемую (претензия на отметку), а учитель проставляет фактическую отметку. По договоренности, если отметки учителя и ученика совпадают, то они удваиваются. В том случае, когда оценка и самооценка не совпадают, то выставляется более низкая отметка учителя. Если же учитель поставил более высокий балл, чем ученик, то решение о необходимости выставления более низкой собственной оценки принимается самим ребенком. Несмотря на приоритетность отметки учителя, такая практика обладает выраженной мотивационной составляющей.

LK Функции самооценки

Очевидно, что подобные приемы развития оценочной самостоятельности младших школьников требуют изменения профессиональной позиции педагога и коррекции представлений родителей о функциях школьной оценки. Современное оценивание смещает акценты с оценки фактического объема усвоенных знаний на результаты учебной деятельности учащихся, на индивидуальное достижение как таковое. А это достижение невозможно без индивидуального осознания достигнутого результата, что еще раз подчеркивает роль самооценки ученика и становление его не только как субъекта учения, но и как субъекта оценочной деятельности.

Организация оценочной деятельности учителя и ученика начальных классов в учебном процессе ориентирована на развитие оценочной самостоятельности ученика посредством развития регулятивных УУД, учебной мотивации в ходе систематического самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности. Создаются условия для выбора учащимися уровня сложности учебного задания и совместного с учителем согласования критериев его оценки. Выбор ученика обеспечивается: а) наличием банка дифференцированных заданий разного уровня сложности; б) наличием инструкций для самооценки (оценочных карт); в) подготовкой учителя к интерпретации оценочных шкал; г) использованием различных форм включения учащихся в оценочную деятельность.

Различные методики развития оценочной самостоятельности младших школьников позволяют как учителю, так и самому ученику сравнивать текущие результаты выполнения учеником учебных заданий и результаты, ранее достигнутые.


Оценочный лист

Дата ________Тема урока________________________________________________________________________

Задания по теме

Оценка прогноз

Оценка итог

В чем мой успех/не успех

Планируемая домашняя работа

Устные приемы вычисления

  1. Достигну успеха
  2. Достигну успеха частично
  3. Не достигну успеха
  1. Достиг успеха
  2. Достиг успеха частично

Не достиг успеха

Почему я не смог выполнить задание:

  1. Забыл таблицу «*» и «:»
  2. Невнимательно слушал задание
  3. Неправильно произвел «+» и «-»
  4. Не запомнил ответ
  5. _______________

Письменные приемы умножения и деления

3 – я смогу выполнить задание (проговаривая про себя алгоритм устно)

2 – я смогу выполнить задание без ошибок (сверяясь с алгоритмом)

1 –я смогу рассказать всем как пользоваться алгоритмом

Итого_____________

3 – я смог выполнить задание (проговаривая про себя алгоритм устно)

2 – я смог выполнить задание без ошибок (сверяясь с алгоритмом)

1 –я смог рассказать всем как пользоваться алгоритмом

Итого_____________

Умею составлять задачу по теме урока и решать ее

Придумаю интересную задачу – 1б

Придумаю реальную задачу – 1 б.

Оформлю задачу правильно – 1 б

Решу задачу правильно – 1 б

Правильно запишу ответ – 1 б

Придумал интересную задачу – 1б

Придумал реальную задачу – 1 б.

Оформил задачу правильно – 1 б

Решил задачу правильно – 1 б

Правильно записал ответ – 1 б

Работа в группе

Какие мои действия влияли на выполнение задания?

Что было хорошо______________________________________

Что мне мешало: недостаток информации, недостаток слов и способов убеждения (речевых образцов, текстов), трудности в общении, другое

Хочу научиться:

Выводы в конце урока

Доволен я своей работой (да/нет/частично)

Что в моей работе можно назвать успехом?_________________________________________

Теперь я умею ________________________________________________________________

На что следует обратить внимание, что следует повторить (подчеркните):

Устные приемы вычисления

Письменные приемы вычисления

Решение задач

Другое ______________________________________________________________________

Какие выводы я сделаю в конце урока _____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

Из опыта работы  «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»  Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Решение проектных задача в учебной деятельности младшего школьника

Действительно ли так актуальна «Технология проектной деятельности»?Учебный проект для ученика и учебный проект для учителя – это одно и то же? О чем необходимо продумать, предусмотреть и подготовить д...

Решение учебных проблем. Секреты письма

Письмо вместе с чтением – это составляющие единого процесса – письменной речи. Несформированность навыков письма, чтения, письменной речи – это очень серьёзная социальная проблема, так как ведет к пер...

театральная деятельность как средство для решения психологических проблем младшего школьника

laquo;Театр – это волшебный мир,В котором ребенок радуется, играя,а играя, познает  окружающие…»О.П. РадыноваСейчас такое время, когда о чём бы ни заговорил, будь то наука, пр...

Методическая разработка Исследование проблем младших школьников и пути их решения в совместной деятельности педагога с родителями и детьми

Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо? Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс. Ищем ре...