Решение учебных проблем. Секреты письма
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Клёпова Тамара Александровна
Письмо вместе с чтением – это составляющие единого процесса – письменной речи. Несформированность навыков письма, чтения, письменной речи – это очень серьёзная социальная проблема, так как ведет к первичной и функциональной неграмотности. Как же необходимо выстраивать обучение письму, чтобы избежать негативных результатов? К сожалению, большинство педагогов начальной школы, обучая письму,используют методику, которая строится на принципе «механического копирования», при котором ведущая инструкция - «смотри и делай как я». Признаюсь, использовала эту методику и я. Но результаты не приносили удовлетворения. Увы, дети по-разному «видят букву», по-разному «схватывают» необходимую траекторию движений и чаще закрепляют в процессе обучения свои же ошибки. Понимая, что надо что-то менять, проанализировав рекомендации педагогов-психологов, пришла к выводу: что обучение письму надо с самых начальных этапов вести осознанно. Овладеть письменной речью можно «… только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи». (Л.С. Выготский «История развития высших психических функций»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Секреты» письма

Клепова Тамара Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СШ с.Рыткучи

Чему учат в школе? И многие ответят: «Буквы разные писать…» И верно: письмо– один из сложнейших и важнейших базовых навыков, на котором строится всё дальнейшее обучение. И если этот навык недостаточно или плохо сформирован, невозможно обучение и всем остальным предметам.

Письмо вместе с чтением – это составляющие единого процесса – письменной речи. Несформированность навыков письма, чтения, письменной речи – это очень серьёзная социальная проблема, так как ведет к первичной и функциональной неграмотности.

Как же необходимо выстраивать обучение письму, чтобы избежать негативных результатов? К сожалению, большинство педагогов начальной школы, обучая письму,используют методику, которая строится на принципе «механического копирования», при котором ведущая инструкция  - «смотри и делай как я». Признаюсь, использовала эту методику и я. Но результаты не приносили удовлетворения.

Увы, дети по-разному «видят букву», по-разному «схватывают» необходимую траекторию движений и чаще закрепляют в процессе обучения свои же ошибки.

Понимая, что надо что-то менять, проанализировав рекомендации педагогов-психологов, пришла к выводу: что обучение письму надо с самых начальных этапов вести осознанно.

Овладеть письменной речью можно «… только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших  и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи». (Л.С. Выготский «История развития высших психических функций»)

Известный российский психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, в формировании навыка письма выделяет три этапа:

  • первый – аналитический – это вычленение и овладение основными элементами действия;
  • второй – синтетический–объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля;
  • третий – автоматизация – сформированное целостное действие, выполняемое без фиксированного внимания на отдельных элементах.

Со мной согласятся многие педагоги, что большинство обучающихся начальной школы в процессе формирования навыка письма «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему.Графически и орфографически правильное письмо в этом случае затруднено, поэтому навыки письменной речи остаются несформированными.

Хочу поделиться своим опытом, как работаю над формированием этого важного и сложного навыка.Вот несколько рекомендаций.

На первом этапе формирования навыка необходимо очень медленное, поэлементное выполнение каждого действия. Каждый элемент буквы на начальном этапе обучения выполняется раздельно, даже, если от ребёнка требуется связное (слитное) написание буквы. Пауза между отдельными элементами действия необходима для оценки того элемента действия, который уже ребёнок выполнил, и для программирования следующего действия (какой элемент нужно написать, как, откуда, начинать, куда вести руку ит.д.).

Кроме того, чисто «техническое» выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти и не закончено формирование костей запястья и фаланг пальцев.

А ещё в  каждом классе есть леворукие дети и обучающиеся с несформированными зрительно-моторными координациями, которые испытывают ещё большие трудности и  напряжение.

Поэтому советую, на данном этом этапе нельзя экономить времяна физкультминутках. Упражнения и игры на развитие мелкой и тонкой моторики существенно облегчат и сделают более эффективным труд младших школьников (Приложение 1.)

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Обмен опытом\Клепова Т.А\от Клеповой Т.А\DSC01077.JPG C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Обмен опытом\Клепова Т.А\от Клеповой Т.А\DSC01080.JPG

А вот, что происходит, когда мы учителя форсируем темп письма на начальных этапах обучения.

Выполнить движение быстрее ребёнок не может из-за несовершенства координации движений и несформированности нервно-мышечной регуляции, этопоказали многочисленные исследования, и поэтому вынужден сокращать время паузы. В результате снижается степень осознания деятельности, контроля, у ребёнка нет времени оценить, правильно ли выполнено действие, нет возможности продумать следующее действие. А в итоге не – не буква, а неправильный вариант – «каракуля», и именно этот неправильный вариант действия закрепляется, формируется «небрежный», «плохой» почерк. Более того, закрепляется самый неэффективный, нерациональный вариант движения, который становится препятствием для перехода к следующим этапам овладения навыком.

Ещё один ключевой вопрос современной методики обучения – требование безотрывности письма буквально с первых дней обучения.

Прислушавшись к рекомендациям психологов, не тороплюсь, и требуюэто только на третьем этапе обучения, когда выполнение каждого элемента (буквы) выходит из-под постоянного контроля, и схема движений становится более связной, плавной и быстрой.

Нам педагогам начальной школы необходимо учитывать и точто, сокращениевремени на формирование навыка письма резко ухудшает не только графику (качество письма), но и грамотность.

Вот как это объясняет директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО: «Паузы между отдельными буквами в слове необходимы, прежде всего, для звуко-буквенного анализа, перевода фонемы в графему, а потом уже для того, чтобы решать, как эту букву (графему) писать. Если же сокращается длительность паузы, на звуко-буквенный анализ просто не хватает времени.»

Результат сокращения времени подтверждается опытом работы: у учеников при письме типичные ошибки – пропуски, замены, недописывания.

Традиционно в процессе обучения письму большое внимание учителями начальной школы уделяется упражнениям по каллиграфии. Действительно, в процессе обучения письму необходимы упражнения и тренировка. Из урока в урок мы с ребятами повторяем написание букв, элементов, соединений, отрабатываем линейность, безотрывность, ритмичность написания, наклон, соразмерность строчных и заглавных букв по отношению друг к другу. Совершенствование техники письма на пятиминутках по чистописанию чаще провожу со всем классом. Но можно сочетать фронтальный вид работы с индивидуальным, используя на уроке карточки. С целью повышения интересаобучающихся к работе по  каллиграфии и активизации всего учебного процесса необходимо использовать на этом этапе игровые ситуации, занимательный материал, небольшие конкурсы, соревновательные элементы. Помогают учить, развиваяупражнения, направленные на  развитие логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению и сопоставлению).  На этом этапе можно использовать и загадки. Они как гимнастика, тренирующая умственные силы, развивают творческое воображение, образное мышление. (Приложение №2).

В результате такой последовательной продуманной работы у детей формируется осмысленное отношение к написанию букв и соединений, развивается орфографическая зоркость.

Ребенок учится с интересом, когда он успешен, и преодолевает все свои школьные трудности. Этот успех во многом зависит от нас педагогов, от правильной организации учебного процесса и верной тактики работы. И тогда самый «неготовый» к школе ребенок будет учиться с удовольствием.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Игры и упражнения на развитие тонкой моторики у детей

Гимнастический комплекс на развитии у детей тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
  1. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  2. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  3. Положить ладони на стол Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  4. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы
  5. На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
  1.  Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  2.  Катать между ладонями (пальцы прямые)
  3.  два небольших шарика или два грецких ореха.

Упражнение "Обведи по точкам"

Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги

Упражнение "Штрихи в рисунке"

Цель: развитие тонкой моторики рук.

Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

"Колечко"

Как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

"Кулак - ребро - кулак"

Сжать левую руку в кулак, развернуть его пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Ребром выпрямленной ладони правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение рук. Повторить упражнение 6-8 раз.

"Лягушка"

Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.

"Замок"

Скрестить ладони, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки ладонями от себя. Двигать пальцем, который укажет учитель. Палец должен двигаться точно и четко.

"Змейки"

Представить, что пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться, вращаясь вправо и влево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом друг на друга. Варианты усложнения упражнений:

  • выполнять со слегка прикушенным языком;
  • с закрытыми глазами;
  • со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.

Короткие упражнения:

  • размять поочередно пальцы левой руки, затем правой;
  • стряхивать с рук воображаемые капли воды (6-7 раз);
  • "поиграем на пианино"(пальцы двигаются как при игре на инструменте).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как разнообразить пятиминутку по каллиграфии Приложение 2 Клепова Тамара Александровна, учитель начальных классов МБОУ СШ с.Рыткучи

Слайд 2

Упражнение 1. Пропиши по образцу. Составь с одним из слов предложение и запиши его.

Слайд 3

Упражнение 2. Выдели сходства и различия в написании букв Сходства Различия

Слайд 4

Упражнение 3. Объедини в одну группу буквы по сходству элементов и перепиши буквы, которые объединил

Слайд 5

Упражнение 4. Прочитай. Какие элементы пропущены? Спиши, вставляя нужные элементы

Слайд 6

Упражнение 5. Прочитай. Какие элементы пропущены? Выпиши эти элементы, пропиши до конца строки. Какие буквы имеют данные элементы? Напиши их.

Слайд 7

Упражнение 6. Составь из данных элементов буквы

Слайд 8

Упражнение 7. Даны буквы д , у, н , ю , т . Подумай из каких элементов состоят эти буквы. Пропиши эти элементы в тетради

Слайд 9

Упражнение 8. Даны буквы и, ц . Найди различия в элементах. Пропиши в тетрадь эти элементы и допиши буквы.

Слайд 10

Упражнение 9. Вылечи «заболевшую» букву (разные варианты). Найди и исправь ошибку в написании буквы: Элементы Линейность Безотрывность Наклон, параллельность

Слайд 11

Упражнение 10. Допиши недостающий элемент буквы (разные варианты). Полученные буквы допиши до конца строки.

Слайд 12

Загадки. Догадайтесь о какой букве идет речь. 1. Эту букву я возьму, если в дождик побегу. ( Рр ) 2. Эти буквы так похожи, словно сестры – близнецы. Только маленькие точки различить помогут их. (Е, Ё) 3. Эту букву без труда Сможешь ты узнать всегда: Три наклонных над строкой, А над ними крыша. ( Тт ) 4. В зеркало взглянула «З» и увидела там … «Е»

Слайд 13

Источники изображений http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

Из опыта работы  «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»  Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...

Методические рекомендации для решения ряда проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием. Система самооценивания.

Данные рекомендации предназначены для учителей начльных классов (средней школы), родителей учащихся, учащихся начальных классов. Цель методических рекомендаций - обеспечить на этапе контроля отражение...

Нравственное развитие ребенка в процессе обучения литературе на основе решения нравственных проблем, поставленных автором

Знаками беды нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, является складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и об...

Решение учебных проблем младших школьников

Рассматривание отдельных приемов формирования оценочной самостоятельности младших школьников....

Решение педагогических проблем в условиях смешаного учебно-воспитательного процесса

Систематизация опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Лицей №1" "Решение педагогических проблем в условиях смешаного учебно-воспитательного процесса" И. Л. Лубневс...