Развитие устной речи у младших школьников
статья (1 класс)

Васина Елена Геннадьевна

Анализ проблемы, над которой работаю

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие устной  речи  младших  школьников »

Эпиграфом моего выступления я бы хотела взять такое изречение «Ничто не красит человека, как ...»  Здесь можно добавить много разных по смыслу слов, но я хочу продолжить его, добавив слово речь. «Ничто не красит человека, как  его речь»

Я думаю,  вы согласитесь со мной, что одной из актуальных проблем начального обучения была и остается проблема развития речи младших школьников. Каждый успешный человек, несомненно, должен обладать красноречием и уметь ясно выражать собственные мысли. Основные навыки владения  речью закладываются в детстве, поэтому так важно уделять особое внимание развитию устной  речи детей в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются навыки не только грамотного письма, но и грамотной речи.

   Проработав в школе учителем начальных классов  вот уже больше 20-ти  лет, я убедилась, что чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научится правильно решать задачи.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.

Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Да и речь у детей плохо развита, немало детей приходят  с неправильным и нечётким произношением звуков.

Порой  удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко. Даже было такое, когда надо было принести детскую художественную литературу в класс, мне отвечали, что у них книг детских нет. А не читающим детям  довольно  трудно придерживаться стандартам 2 поколения: ведь выпускники начальной школы уже могут  владеть пересказом текста как  устно, так и письменно, формулировать несложные выводы, составлять  небольшое монологическое высказывание отвечая на вопросы, высказывать свою точку зрения, участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного.

Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению используя разные методы.  Например, вот уже несколько лет я беру  за основу  начинать каждый урок  литературного чтения  с «жужжащего чтения»  из художественных книг. Дети приносят с собой дополнительную литературу. Это развивает не только читательские навыки, но и потребность в желании дочитать произведение или книгу до конца и взяться за другую. Это мотивирует, побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул.

Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки.

Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению и развитию речи  используется множество методов и приёмов.  

Я  хочу затронуть  те, которые  в основном  использую в своей практике :

  1. «Жужжащее чтение»
  2. “Речевая зарядка”(используя пословицы, поговорки, скороговорки для развития фонетического слуха и артикуляции)На уроке было затронуто совсем немного времени –это хоровое чтение названия раздела.
  3. “Речевая зарядка”(используя пословицы, поговорки, скороговорки для развития фонетического слуха и артикуляции)
  4. Чтение «наоборот» (справа налево).
  5. Упражнение «Эхо»(чтение стихотворения 1-2 строчек, ученик повторяет с той же интонацией)
  6. Подбери синоним (или подходящее по  смыслу слово)
  7. Словарная работа .
  8. Устное сочинение по опорным словам (из ряда слов, которые даются, надо составить небольшое сочинение)

  1. Групповая  и парная работа ( здесь идёт развитие речи во время общения).
  2. Рассказ по опорным картинкам.
  3. Составление и пересказ по картинному плану
  4. Сочинение стихов, четверостиший по рифмам(например дано 2 слова кошка и окошко, вставить слова, чтобы получилась рифма )
  5. Сочинение сказок.

  1.  Сочинение- ассоциация. Больше всего любят дети (показываю картину, а дети записывают или называют слова, с чем ассоциируется  эта картина: чувства, настроение)
  2. Работа со словарём.(такое присутствие было на уроке, только из-за недостатка времени мне пришлось самой приготовить слова,  а на уроках дети самостоятельно работают, находят и читают значения слов)

Очень любят дети на уроках литературного чтения инсценировать сказки. Это тоже способствует развитию речи. Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, рассказы о своих семьях.

И ещё один способ привития читательских навыков, способствующий развитию речи  я использую почти  с самого начала моей педагогической деятельности. Это в какой-то мере заставляет ленивых детей приучаться к чтению. А именно, со 2 класса ( а по желанию, с конца 1 класса) мы заводим «Читательский дневник» где дети записывают ежедневно какое произведение они прочитали, рядом ставится подпись родителей. В конце каждой четверти подсчитываем и выбираем  самых трудолюбивых  читателей, которые получают грамоты. А в конце года по итогам вручаем грамоты и книгу в подарок.

Итог всего –это результаты техники чтения. На конец 1-го полугодия результаты такие: из 24 человек читают ниже нормы-4 ч., норма (65-70с/м)-3 ч., выше нормы(до 150с/м)-17ч.

В заключении я хочу сказать, что ничто не развивает речь ребёнка, как живое общение с окружающими.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

Семинар. Выступление на тему "РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. Поэтому сколько бы ребенок ни читал, ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет...

Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

Методическое пособие для  учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....