Методическая разработка. "Обучение детей ОВЗ и детей-инвалидов:методы и приемы."
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями возросло. В связи с этим, возросла и актуальность проблемы педагогической помощи и обучения детей- инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы, учителя ощущаем это в полной мере. После каждого заседания школьной ППК пополняется контингент нашего образовательного учреждения.

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии, препятствует освоению общеобразовательных программ вне специальных условий. У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира.  Они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, специальных адаптированных программ обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут приспособиться к правилам и условиям общества. Они вливаются в жизнь на своих собственных условиях, а мы должно учесть это и помочь. Вот здесь и включается инклюзивное образование. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока – это и разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. И на каждом этапе урока могут быть использованы различные методы и приёмы.

 Ценность методов и приемов обучения детей с ОВЗ заключается в том, что они ведут к усвоению знаний, воспитывают, развивают школьников, делает обучение максимально доступным и посильным, обеспечивает высокий уровень прочности усвоения учебного материала, приводит к усвоению знаний, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний, способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konkursa.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Кормянкова Елена Вячеславовна

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ №18 г. Сочи

им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.

Высшая квалификационная категория

Аннотация: получение детьми с ОВЗ и детей-инвалидов образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни общества.  Особенно остро в интеллектуальном развитии нуждаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Задача педагога научить ребёнка думать, размышлять.

          Важнейшим условием активизации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются методы и приемы обучения. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны быть разработаны с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

В течение длительного периода времени в отечественной системе образования детей распределяли на соответствующих норме детей и на детей с нарушениями здоровья. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не смогли полностью влиться в общество.  Общество не готово было их принять. Инклюзивное образование в нашей стране появились недавно.         Что такое инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная школа? Инклюзивная школа-это образовательная стратегия, которая включает детей, как и с особыми потребностями развития так и детей, которые соответствуют норме в развитии как в умственном, так и в физическом.

Такой индивидуальный подход позволяет каждому ребенку учиться со всеми, независимо от его умственных способностей и физических возможностей.

Включение в образовательный процесс всех учеников, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей -это развитие потенциала абсолютно всех учащихся, программа которого соответствует индивидуальным способностям каждого.

Путешествие в инклюзивную школу может быть долгим и трудным, но в конечном итоге это укрепит школьное сообщество и поможет детям. Под "включением" понимается не только проживание детей-инвалидов и инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс, который включает в себя фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.

Средняя общеобразовательная школа с инклюзивными и коррекционными классами, разрабатывает индивидуальные образовательные программы (АООП НОО) по федеральному стандарту, предоставляет все необходимые условия в общеобразовательном учреждении для воспитания и обучения детей-инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья. В общеобразовательном учреждении очень важно иметь квалифицированные кадры! Учитель должен пройти курсы повышения квалификации. В школе должны быть два психолога, медицинская сестра, врач, логопед, дефектолог, социальный педагоги тьютор, по необходимости.

 Школа предлагает бесплатные учебники для всех видов ограничения здоровья и методические пособия. Для родителей информационно-просветительская работа проводится в виде семинаров, родительских собраний, консультаций, круглых столов. В школе работает психолого-педагогический консилиум для решения проблем учебно-воспитательного процесса.

Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов - одно из самых важных   условий для их полного участия в жизни общества, фактической самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его потребностями определяют особую логику построения воспитательного и образовательного процесса. Для каждой категории детей в средней общеобразовательной школе созданы необходимые условия с учетом их психофизических особенностей. В школе рабочее место должно быть организовано в соответствии с потребностями учащегося:

- одноместная парта;

- индивидуальное освещение;

- изолированная зона в классе;

-зона для двигательной активности;

- специальные туалетные комнаты и принадлежности;

- библиотека;

- классные доски с программным обеспечением;

- пандусы;

- лифт;

- подъемники;

- дорожки для слабовидящих и слепых;

- широкие двери на первом этаже школы.

Структура обучения, сам урок в инклюзивном классе и в классе коррекции отличается от обычного урока в общеобразовательном классе. Учитель изучает особенности ребенка, его физическое состояние, умственные способности прежде, чем работать с ним. Важнейшим документом для педагогов является ФГОС НОО ОВЗ. Здесь все программы прописаны для каждой категории детей.

Индивидуальность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов состоит из дифференцированного подхода к каждому учащемуся, учебный материал выдается небольшими дозами. Обязательно чередуется умственная и практическая деятельность. Урок содержит большое количество наглядности, дидактического материала, сигнальных и информационных карточек. Важен и настрой учителя к такому «особенному» учащемуся. Постоянное поощрение даже за небольшие успехи, тактильный контакт. Давать возможность верить в собственный успех. Создавать на уроке «ситуацию успеха».

Игровые ситуации, музыкальные физические минутки, психогимнастика, релаксация положительно влияют на эмоциональную и познавательную сферу учащихся с ограничением возможности здоровья.

Для эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя важно использовать все новое, что есть в педагогике: технологии, методы, принципы приемы обучения.

Самый важный принцип обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - это принцип активности и сознательности. Активность таких учащихся должна быть направлена на запоминание учебного материала и на процесс самостоятельного добывания своих знаний. Обучение должно соответствовать психическим, интеллектуальным возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель должен сделать отбор содержания методов и форм обучения в каждой отдельной ситуации.

Для реализации успешного обучения являются  следующие методы: пояснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- исследовательский, коммуникативный, информационно-коммуникативный; методы контроля, самоконтроля и взаимного контроля.  Привычной формой деятельности для  всякого ребенка является игра, поэтому необходимо в первую очередь использовать эту форму организации деятельности для обучения, сочетая игровой и образовательный процесс, применяя игровую форму организации деятельности учащихся для достижения образовательных целей.

Во время урока учитель может использовать различные методы и методы обучения, выбирая наиболее подходящий учебный контент и когнитивные способности учащихся. Так учитель изучил ФГОС НОО ОВЗ, составил учебный план, рабочую программу по каждому предмету, и смело пошел на урок. Чтобы организовать режим обучения, учитель придерживается определенных требований:

- четкий алгоритм урока;

- наглядность;

-дидактический материал, информационный материал;

- физминутки;

- различные виды деятельности.

Выделяют следующие методы активного обучения для активизации деятельности учащихся в классе:

- использование сигнальных и информационных карт;

- использование различных вставок на доске, решении кроссвордов, головоломок, шарад, ;

- узелки на память;

- использование слайдов и презентаций;

- использование ИКТ

- использование визуального материала .

Всю  методическую работу можно рассмотреть на примере урока по окружающему миру уроку по теме:

«Разнообразие животных»

Урок окружающего мира 3 класс представлен по направлению
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА». Данный урок находится в разделе учебника «Эта удивительная природа» по теме: «Разнообразие животных».

 Тип урока: усвоение нового материала.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с классификацией животных;
  • выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку  осознавать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Этапы урока:

Организационная часть

Сообщение темы и цели урока

Изучение нового материала

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

В основе разработки лежит программный урок по окружающему миру в 3 классе по программе «Школа России»2007 год (1час в неделю,34 часа в год). Работа ведётся по учебнику «Мир вокруг нас», автор А.А. Плешаков, с использованием рабочей тетради к нему. Дополнительный материал (атлас ,карточки, физминутка).

 Характеристика класса.

Урок проводился в 3 классе. В классе 35 человек из них 17 девочек, 18 мальчиков. Класс со средним показателем качества обученности. Обучающиеся из благополучных семей: из них 2 многодетные семьи, 9 неполные семьи, малообеспеченных 3 семьи, детей инвалидов в классе 1 человек ,с задержкой психического развития 1 человек.  По уровню развития класс можно разделить на три категории. Из них 3 часть с низкой мотивацией обученности. По итогам учебного года 45 % учащихся может учиться и учиться на «4». Обученность составляет 100 %

         Урок направлен на систематизацию и обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках. На уроке проводится коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития . Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей учителя являлось создание условий для обобщения раннее изученного материала  и на усвоение нового материала по теме «Разнообразие животных».

Умения и навыки, отработанные на данном уроке, а также знания, полученные на нём, помогут учащимся получить новые знания о разнообразии животных.

Каждый вид наглядности использовались для более доступного восприятия материала учителя.

Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигается с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществляется по следующим схемам: Учитель – ученик; ученик – ученик, группа-ученик.

В полной мере на уроке задействованы все учащиеся, в том числе и дети с задержкой психического развития. Соблюдался дифференцированный подход в выполнении домашнего задания.

Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.

Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учителем учитывается индивидуальная особенность ученика, дается только положительная характеристика результатам деятельности учащегося, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствует принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и посилен для учеников 3 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, а также благодаря созданным школой условиям (предоставление компьютера, мультимедийного оборудования) повышается возможность учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Этот урок будет «пуском» и опорой для дальнейшей познавательной и творческой деятельности учеников. Особое значение на уроке имел здоровьесберегающий аспект: создана ситуация психологического комфорта для детей. Урок построен в ненавязчивой игровой форме.

Вывод:

Вся учебная организация должна сосредоточиться на добровольном включении ученика в деятельность. Для этого нужно использовать творческие и проблемные задачи, но соответствовать навыкам ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием ЦОРов и электронных учебных пособий

В данной разработке я делюсь своим опытом работы с детьми начальных классов при обучении их чтению на английском языке, Работа была представлена на муниципальный конкурс-ярмарку методических разработо...

Методическая разработка "Обучение детей безопасности на дорогах"

В этой публикации хочу показать:1. Рабочую программу "Безопасное колесо"2. Творческие разработки по теме "Дорогие, взрослые, мы смотрим на Вас!"3. Достижения учащихся.4. Разработки...

Методическая разработка " Обучению скорочтению "

Методические  разработки занятий по внеурочной деятельности по скорочтению для учащихся 2 класса.Цель :развитие техники чтения учащихся, без принуждения, на основе интереса к чтению....

Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)

В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....

К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВТ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ» Конспект урока по окружающему миру «Кто такие птицы и звери?» 1 класс.

Цели и задачи :- познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ;- учить детей выделять существенные признаки природных объектов,;- продолжить обучение практическому исследов...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...

Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе"

Методическая разработка "Обучение детей с ОВЗ в школе" Адаптация к обучению детей с ОВЗв общеобразовательной школе Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социали...