Методическая разработка "Обучение детей безопасности на дорогах"
план-конспект занятия по зож (3, 4 класс)

Полубинская Наталья Юрьевна

В этой публикации хочу показать:

1. Рабочую программу "Безопасное колесо"

2. Творческие разработки по теме "Дорогие, взрослые, мы смотрим на Вас!"

3. Достижения учащихся.

4. Разработки по литературному творчеству "Дорога и мы!"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий выступления «Дорогие, взрослые! Мы смотрим на Вас»

  1. Мама, помоги понять,

Красный говорит – стоять.

Но куда же ты идешь

И меня с собой ведешь?

Я ведь тоже так пойду,

И куда ж  я попаду?

Вот зеленый загорит,

От несчастья сохранит.

2.С папой мы спешим домой,

Идем дорогою прямой.

Переход нам неудобен,

Далеко от дома он.

Как попало мы бежим,

На машины не гладим.

Я ведь тоже так пойду,

И куда ж  я попаду?

3.Вот идут два важных деда,

Ведут умную беседу.

Перед ними переход,

Под дорогой он идет.

Им идти под землю лень,

Верхом будет побыстрей.

Я ведь тоже так пойду,

И в беду я попаду.

Есть подземный переход,

От несчастья нас спасет.

4.Ролики купил мой брат,

Покатил как акробат,

И, представьте, на дорогу,

Чтоб сломать себе там ногу.

Я ведь тоже так смогу,

И куда ж  я попаду?

Долго в гипсе он лежал,

Роллером так и не стал.

5. Вот девчушка вся в кудряшках

Убежала от мамашки.

Та с подружкой повстречалась,

С ней немножко заболталась.

А машины мчаться слишком.

Мама, береги малышку.

Я ведь тоже так пойду,

И куда ж  я попаду?

Меня за руку держи,

Подружка ведь не убежит.

6. Вот девчушка вся в кудряшках

Убежала от мамашки.

Та с подружкой повстречалась,

С ней немножко заболталась.

А машины мчаться слишком.

Мама, береги малышку.

Я ведь тоже так пойду,

И куда ж  я попаду?

Меня за руку держи,

Подружка ведь не убежит.

7.Очень нужен телефон,

Жизнь так упрощает он.

Идет тетя по дороге,

Ведет важный разговор.

Не заметила она поворот.

А шофер не успел дать отворот.

Затрещали тормоза

И случилась с ней беда.

Я ведь тоже так пойду,

И куда ж  я попаду?

Тетя, спрячь ты телефон.

Отложи свой разговор.

8.Подошли мы к переходу,

Стоим. Ждем зеленый свет

Загорелся. Что такое?

От машин спасенья нет,

Мчат они на красный свет.

Если я сейчас пойду,

То куда ж  я попаду?

Ведь зеленый говорит,

Пешеходам путь открыт.

9.Подошли мы к переходу,

Стоим. Ждем зеленый свет

Загорелся. Что такое?

От машин спасенья нет,

Мчат они на красный свет.

Если я сейчас пойду,

То куда ж  я попаду?

Ведь зеленый говорит,

Пешеходам путь открыт.

10. Вновь машины понеслись,

Папа, быстро пристегнись!

Знаем правило мы четко-

Ехать без ремня нельзя!

Полицейский остановит,

Штраф пропишет – это да!

11. Но страшнее штрафа всё же,

Если ждёт тебя беда!

Пристегнулись и спокойно

Можем ехать мы тогда.

Безопасности ремень

От несчастья сбережет.

12.Мы вам сценки показали,

И страшилки показали.

Не затем, чтоб посмеятья,

А подумать, разобраться.

В том, что взрослые в ответе,

Как ведут себя их дети.

Вы должны нас научить,

Как по улице ходить.

Мы уверены, тогда,

Не придет и к нам беда.

13.Шоссе шуршало шинами,

Бегущими машинами.

Но возле школы сбавьте газ,

Висит , водители, для вас.

Особый знак – здесь дети.

За них мы все в ответе.

И вы при этом знайте тоже,

Ребята, будьте осторожны!

Песня:

Пусть дорога серою лентою вьется,

Нам в пути не страшно,

Дорога нам друг.

Дружим мы и с зеброй, и со светофором.

Ничего не будет случайно и вдруг.

Пр. если ты знаком с дорожным знаком,

Знать должны мы все их назубок.

Чтобы не пришлось потом нам плакать,

Знаки ты скорее учи, дружок.

  1. Правил есть дорожных на свете немало,

Их должны усердно мы все изучать.

Чтобы нас беда никогда не застала.

Правила дорожные всем надо знать.



Предварительный просмотр:

 «Безопасное колесо».

Безопасное колесо -  традиционное мероприятие, целью которого является воспитание законопослушных участников дорожного движения, пропаганды здорового образа жизни. Команда Ново – Девяткинской школы под руководством преподавателя Полубинской Н.Ю. в течение нескольких лет выступает в числе лидеров, занимая первые места в районе и области.

На протяжении 10 лет команда МОУ «Ново – Девяткинская СОШ №1» является абсолютным победителем в районных  соревнованиях «Безопасное колесо».

2006 год – участие  во Всероссийских соревнованиях юных инспекторов

движения «Безопасное колесо»    в Казани.

2009год – участие  во Всероссийских соревнованиях юных инспекторов движения «Безопасное колесо»    в Перми. Заняли   10 (призовое место).

2012 год - участие  во Всероссийских соревнованиях юных инспекторов движения «Безопасное колесо»    в Ханты – Мансийске.

       



Предварительный просмотр:

                        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Ново – Девяткинская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                директор МОУ «Ново – Девяткин-

                                                                       ская СОШ №1»

                                                                Мартыновская Г.Ф.                                                                                                                              

                                                                              приказ № ___________

                                                                            от __________________200  г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Безопасное колесо»

Автор: Полубинская Наталья Юрьевна

Направленность программы: спортивно-техническая

Возраст детей осваивающих программу: 10 лет

Срок реализации программы: 1 год обучения  102 часа

СОДЕРЖАНИЕ

 Пояснительная записка_____________________________________________

Отличительные особенности программы________________________

Актуальность и новизна программы ___________________________

Цель программы _____________________________________________

Задачи программы ___________________________________________

  • Обучающие _______________________________________________
  • Развивающие _____________________________________________
  • Воспитательные ___________________________________________

Условия достижения поставленных задач и цели ________________

Организация деятельности учащихся __________________________

Учебно-тематический план ____________________________________

Первый год обучения _________________________________________

Содержание программы _______________________________________

Первый год обучения _________________________________________

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы __________________________________________________

Методы отслеживания и диагностики результатов: ______________

Библиографический список ___________________________________

Список использованной литературы для педагогов ______________

Список использованной литературы для обучающихся  и их родителей ___________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа «Безопасное колесо» по содержательной  и тематической направленности является спортивно-технической.

Занятия являются  частью единой системы патриотического воспитания, обучения и развития в учащихся личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения.

Из бесед, экскурсий  и соревнований по безопасности движения учащиеся знакомятся с правилами дорожного движения.

Прохождение программы предполагает освоение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающие выполнение определенных практических навыков в определенных видах транспорта ( велосипед)  и участие в спортивных  соревнованиях. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать постоянному интересу учащихся к данному виду спорта, развитию инициативы, выдержки и целеустремленности.

Актуальность и новизна программы

Программа «Безопасное колесо» вводит детей в мир спорта, дает уверенность в себе, что очень актуально для мальчиков и девочек.

Программа предусматривает развитее таких качеств как ответственность, пунктуальность, внимательность, настойчивость, глазомер, товарищество.

Дети приобретают навыки спортивных состязаний, опыт работы в коллективе, умение выслушивать, воспринимать и выполнять требования руководителей, судей и товарищей.

Цель программы

Создание условий для самореализации личности ребенка в процессе приобщения к спортивно-техническому творчеству.

Задачи программы

  •     Обучающие
  • Изучить правила дорожного движения.
  • Научиться оказывать первую медицинскую помощь.
  • Изучить основы страхования.  Научиться фигурному вождению велосипеда.
  • Научить применять полученные знания на практике.

  • Развивающие
  • Развитие силы, ловкости, координации движения.
  • Профессиональное ориентирование в дорожных ситуациях.
  • Развитие в учащихся умения адаптироваться к социальным условиям.

  • Воспитательные

  • Воспитывать усидчивость, трудолюбие, сознательность.
  • Ориентирование детей на ценности здорового образа жизни и           рационального использования свободного времени

Условия достижения поставленных задач и цели

Одним из условий успешного достижения целей и задач является создание в детском коллективе доброжелательной товарищеской обстановки, что способствует развитию индивидуальных качеств каждого учащегося.

Другим условием является применение педагогом личностно-ориентированного подхода  в процессе обучения.

Программа предназначена для школьников 10-12 лет, обучающихся в основной школе. По времени реализации – годичная. Предусматривается групповая форма организации занятий. Учебные группы состоят из 12-15 человек.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения в кружке в течении полного учебного года по программе обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • Знания основ страхования.  
  • Фигурное вождение велосипеда.
  • Участие и победы в соревнованиях.
  • Правила техники безопасности при движении на велосипеде.
  • Правила дорожного движения.
  • Основы оказания первой медицинской помощи.

Система оценки результатов

Оценка знаний и умений проводятся на каждом занятии в форме экспресс-опросов, внутрикружковых  спортивных соревнованиях. Итогом обучения детей являются участие в  соревнованиях по правилам дорожного движения «Безопасное колесо»

Организация деятельности учащихся

  • Формы организации деятельности учащихся:
  • Групповая
  • Особенности набора учащихся:

              по желанию детей и их родителей

  • Режим организации занятий:
  • Общее количество часов в год -102;
  • Периодичность занятий – 3 занятия в неделю;
  • Каждое занятие длительностью – 1час

Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ п\п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Изучение правил дорожного движения

42

32

10

2

Основы доврачебной медицинской подготовки

20

10

10

3

Фигурное вождение велосипеда

40

2

38

Всего:

102

44

58


                                   

   

 

Содержание

Правила дорожного движения.
1. Вводное занятие (2 часа теория)
Инструктаж по технике безопасности. Комплектование группы.
Ознакомление с учебниками, пособиями. Просмотр фильма.
2. Правила дорожного движения. Общие положения (3 часа теории)
Ознакомление с правилами дорожного движения, основными терминами и
понятиями.
3. Обязанности пешеходов и пассажиров (5 часов (3+2))
Движение групп детей, правила перехода дороги. Работа по билетам.
4. Светофор. Сигналы светофора (6 часов (2+4))
История светофора. Виды и основные сигналы.
5. Изучение дорожных знаков (21 час(12+9))
Знакомство со всеми группами дорожных знаков. Работа с карточками.
Знаки, регулирующие движение пешеходов, велосипедистов. Работа с
компьютером, по билетам. Просмотр учебных фильмов.
6. Сигналы регулировщика. (8 часов(4+4))
Сигналы регулировщика для пешеходов, водителей. Ролевые игры. Работа
по билетам.
7. Проезд перекрестков. (1 2часов (4+8))
Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Работа па
компьютере по специальной  программе.
8. Правила для велосипедистов. (7часов (4+3))

Основы доврачебной  медицинской помощи.

 1 Первая помощь при различных видах кровотечения (2 часа теории).
2. Первая помощь при несчастных случаях (1час теории).
З. Первая  помощь при повреждении суставов, костей, мягких тканей (3ч
 
(2+1).
4. Первая помощь при ожогах, обмороках (4часов
 (4+1)).
5. Первые реанимационные действия (3 часов (2 + 1).
6. Транспортировка пострадавших (2 часов(1+1)).
7. Наложение повязки (5часов (2+3).

Фигурное вождение велосипеда.
1. Правила безопасности  движения на велосипеде (2часа)
2. Фигурное вождение велосипеда (38 часов
 практики)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В программе «Безопасное колесо» образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:

  • – репродуктивный (воспроизводящий);
  • – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Теоретический и практический материал программы передается через:

  • – словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
  • Наглядные методы (источником знаний являются наглядные пособия, );
  • Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
  • В комплекс средств обучения входят:
  • учебно-методическая литература, наглядные пособия (иллюстративный и табличный материал, схемы, чертежи);
  • Велосипеды, компьютеры

Материально-техническое оснащение

Реализация данной программы возможна при наличии необходимого оборудования и учебных материалов.
Занятия кружка должны проходить в хорошо освещенном, теплом, просторном кабинете. Для занятий на велосипеде необходим спортивный зал или улица.
Для проведений занятий необходимо следующее:
 
1.  Правила дорожного движения с изменениями 2006 года.

 2.  Методические пособия.

 3.  Видеокассеты.
4.   Компьютер.

  5. Велосипеды.
 6. Фишки для фигурного вождения велосипеда.
 7. Бинты.

       8. Автомобильная аптечка. 

Методы отслеживания и диагностики результатов: 

  • Диагностическая беседа.
  • Тестирование.
  • Наблюдение;
  • Соревнования.

             

 

Список использованной литературы для педагога  и родителей:

1. Обучение детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Казань. 1995г,
2. Б. М. Сосунова,  М.Л.Форштат. Учись быть пешеходом. Учебно- методическое пособие.
СП6: ИД «МиМ», 1997г,
3.Путешествие в страну дорожных знаков. «Учитель» 2001 г.
4.Профилактика и предупреждение детского дорожно
транспортного  травматизма: Методические рекомендации.- Вологда: ВИРО, 2006. 52 с.
5.Профилактика детского дорожно
транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями.  Автор сост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова. Волгоград: Учитель, 2006. 222 с. (В помощь классному руководителю)
б. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения. Автор
сост. В.Е.Амелина. М.: Глобус, 2006.  264 с. (Классное руководство)
7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1
4 классы. М, ВАКО, 2004  192 с. (Мастерская учителя)

8.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов-на Дону: Феникс, 2005.- 160 с. - (Здравствуй, школа!)
9.Островок безопасности. — Минск: ИООО «Красико - Принт», 2004  128 с; - (деятельность классного руководителя)
1 0. Классные часы по правилам дорожного движения: 5 —6 класс.   Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.
М.: ТЦ «Сфера», 2006. 64 с.  

Статьи из периодических изданий


1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 —2012 годах»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 февр. 2006 г. Н 100: (печатается в сокращении),
 ОБЖ. Основы безопасности жизни. —2006 - № 9—С. 13 —21.
2. О взаимодействии образовательных учреждений и подразделений ГИБдд в профилактике детского дорожно
транспортного травматизма. Юридический журнал директора школы.- 2006- № 1 —С. 60— 61.
3. Левинская Т.В. План совместной работы школы, инспекции по делам несовершеннолетних и ГИБдд
.  Практика административной работы в школе. 2006 - № 2.— С. 61 —62.
4. Якупов А. Транспортная  культура школьников и проблемы ее формирования. Основы безопасности жизнедеятельности.
2007 - № 9  С. 48—53.
5. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры у
старшеклассников в процессе изучения предмета ОБЖ.
 Стандарты и мониторинг в образовании. —2005.- № 6- С. 45 50.
6.
Якупов А.М. Понятие «транспортная культура школьника» и практика ее формирования в профильной школе.  Профильная школа. —2007 - № 5  С.57—60.



Предварительный просмотр:

Название конкурсной работы «Дорога не терпит шалости».

Номинация: литературное творчество.

Возраст: 10 лет.

Автор: Шадрин Владимир

ФИО руководителя (педагога) Полубинская Наталья Юрьевна

МОУ «Ново – Девяткинская СОШ № 1» Всеволожского района Ленинградской области

1) Мальчики в футбол играли,

Мячик по полю катали.

Раз-удар, и в тот же миг

На дорогу мяч летит!

«Стой! Очнись!» -кричат соседи-

«Грузовик же не объедет!»

Каждый школьник должен знать:

На шоссе нельзя играть!

2) Красный, красный, погоди,

Ты меня не торопи!

Желтый- в стороны смотри,

На зелёный – в путь иди!

3) Солнышко светит, птички поют.

На велосипеде  качусь я на юг.

Вот горка крутая и ямы вокруг.

Бах, и упал я с велика вдруг…

Шлем безопасности надо надеть,

Чтоб после падения не заболеть.

4) Брата в садик я веду,

Зорко в стороны гляжу.

Впереди у нас дорога,

Что же делать пешеходу?

Направо смотрим и налево

И идем по «зебре» смело.

Если только нет машин,

И не слышно шума шин.

5) Что такое? Что случилось?

Всё вокруг остановилось.

Все машины встали в ряд

И уехать не спешат.

Загорелся красный свет-

Никому дороги нет!

Жди теперь сигнал зелёный.

Есть такой на светофоре.

6) Маленькие дети,                                 Правил он не знает,

Ни за что на свете                                    Малышей пугает,

Не ходите, дети,                                       Путает движение

На шоссе гулять!                                      Ради развлечения.

На шоссе КАМАЗы,                                Прав таких лишают,

Волги, джипы, ВАЗы                              Пусть ходят пешком – не мешают.

Мчатся без оглядки,

Очень уж спешат.

Дяденька водитель-

Машины предводитель

Лихачит на дороге

Дорожный он злодей!

Название конкурсной работы «Красный, жёлтый, зелёный»

Номинация: литературное творчество.

Возраст: 7 лет.

Автор: Домеников Виктор

ФИО руководителя (педагога) Полубинская Наталья Юрьевна

МОУ «Ново – Девяткинская СОШ № 1» Всеволожского района Ленинградской области

Дайте мне проход!

Я юный пешеход!

Эй, стоп машина – тормози,

Не преграждай мои пути!

Что такое, что случилось?

Тут машина возмутилась!

Ты куда, малыш, спешишь?

Что за глупости творишь?

Под колеса попадёшь,

 И костей не соберешь!

- Я вас всех не боюсь,

Я возьму и пробегусь!

Всем кулак он показал

И скорее побежал!

Машины стали тормозить,

Пиликать, фарами грозить!

Автобус мчался и пиликал,

Затормозить уже не мог.

И вот малыш уж маму кликал,

От ужаса скривился рот!

Но грозный грузовик его схватил!

И в кузов непоседу посадил!

Малыш открыл глаза,

Прошла сторонкою беда!

А мама плакала, стояла,

Благодарила грузовик!

Спасибо Вам, спасли мне сына!

Иначе потеряла бы его!

Сынишка вытер маме слезы,

Сказал «Простите все меня!»

Я выучу правила отныне

И буду уважать вас всех всегда!

Ходить по тротуарам буду справа,

Я посмотрю налево, а потом направо.

По переходу пешеходному пройду,

Вот красный – постою и подожду!

На жёлтый свет я приготовлюсь,

А на зеленый – снова в путь иду!

Перебегать дорогу я не буду больше,

Я лучше постою подольше!

Всех на дороге уважать, бесспорно, надо,

За это – жизнь здоровая в награду!

Название конкурсной работы «Красный, жёлтый, зелёный»

Номинация: литературное творчество.

Возраст: 7 лет.

Автор: Крестьянников Степан

ФИО руководителя (педагога) Полубинская Наталья Юрьевна

МОУ «Ново – Девяткинская СОШ № 1» Всеволожского района Ленинградской области

Каждый мальчишка и каждая девочка
Знать эти правила твердо должны.
Все взрослые люди: и папы, и мамы
В этом вопросе очень дружны.

Игра у дороги - плохое занятие,
Есть ведь площадки у нас во дворах.
Их для мячей, беготни и скакалок
Взрослые строят всегда в двух шагах.

Переходишь дорогу - привет светофору:
Красным мигнет, значит - стой, но не спи!
Только зеленый сверкнет изумрудом,
Тогда лишь уверенно переходи!

Если же нет впереди светофора,
Знак "Переход" глазами ищи.
Здесь тебе "зебра", конечно, поможет,
Смотри влево, вправо и смело иди.

Выучи эти нехитрые правила,
В жизни, конечно, помогут они.
Будь осторожен, внимателен, грамотен,
Следи за собой и друзьям расскажи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание "Здоровье и безопасность на дорогах наших детей"

Представлен конспект общешкольного собрания для родителей. Целесообразно включить и правила пожарной безопасности....

Разработка урока по предупреждению безопасности детей на дорогах “Вместе за безопасность на дорогах”

В данной разработке предлагается профилактическая работа в форме деловой игры по предупреждению безопасности  детей на дорогах....

«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.1.  Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходн...

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.Неумение наблюдать.Невнимательность.Недостаточный надзор взрослых за поведением детей....

Презентация "Детям - безопасную железную дорогу"

Презентация для детей начальной школы о правилах безопасного поведения на железной дороге....

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. "Дети, безопасность на дорогах"

Сценарий проведения школьного занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...