Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.
статья (3 класс)

Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных"  в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_materiala_ras.docx518.07 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Ольга Иосифовна, тьютор ГКОУ УР «Школа № 39» г. Ижевск.

Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.

Расстройство аутистического спектра (РАС) является одним из наиболее распространенных системных нарушений развития детского возраста. В настоящее время к расстройствам аутистического спектра относятся специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением.

При организации обучения важно учитывать особенности эмоционально-волевой и личностной сферы, коммуникации и социального взаимодействия, познавательного развития учащихся с РАС, специфику усвоения учебного материала.

Расскажем о примере адаптации учебного материала для учащихся с Расстройством аутистического спектра (РАС) к уроку русского языка в 3 классе (это 4-ый год обучения).

В данном классе обучается 2 ребенка с РАС. Оба учащихся выведены для обучения русскому языку и литературному чтению из регулярного (общеобразовательного) класса в условия Ресурсного класса (индивидуально). У каждого обучающегося свой тьютор, которые совместно с учителем адаптируют учебный материал. Адаптация учебного материала строится на основании дефицитов, имеющихся у обучающихся.

Начнем с описания дефицитов, имеющихся у детей. У обоих мальчиков наблюдается низкая учебная мотивация.

  • В 1-ом, 1 дополнительном, 2-ом классах учащиеся работали на уроках за материальный стимул. Перед началом урока им предлагался материальный выбор, например, прыжки на батуте, мыльные пузыри, настольная игра. Ребёнок выбирал «приз» и «зарабатывал» его, получая жетоны за работу на уроке.  В 3 классе ученик Д.  работает за социальное поощрение (Ты – молодец!  Умничка! и т.п.) при наличии материального стимула.  Материальный стимул отсрочен (складывание кубиков из развёрток или игра в ресурсном классе в конце учебного дня, если нет «троек»,).

У Н. материальный стимул – игра на перемене с одноклассником (фигурки Ниндзя, солдатики, машинки). В последнее время поощряется его стремление поднимать руку на уроке и  отвечать на поставленный вопрос – если он часто поднимает руку – вклеивается наклейка или смайлик в дневник.

У обоих детей снижено понимание рецептивной речи. (Слышат, но не понимают обращённой к ним речи):

  • низкий словарный запас, как активный, так и пассивный;
  • формирование новых лексем замедлено (требуется дополнительное время для отработки новых понятий);
  • при незнании значения слова и для  освоения новых слов используется иллюстративный материал. (Никита спрашивает: «Что это?»  Мама, например, часто сразу показывает картинку в телефоне).
  • у Д. глагольный словарный запас беден, использует глаголы в Н.Ф. при составлении фразы (бежать, покупать..)
  • переносного смысла слов, пословиц, фразеологизмов не понимают;  (Мороз воевода дозором обходит владенья свои…)
  • нет переноса смыслового значения слов на различные социальные ситуации; (лукошко)
  • не вычленяют целевую инструкцию из потока речи; (Во время фронтальной беседы учителя не слышат, чему будут учиться на уроке, что будут изучать)
  • У обоих речь односложная, у Н. речь шаблонная, редко фразовая;
  •  у Д. речь аграмматичная (слова не согласуются, особенно в категории рода у прилагательных, у глаголов; окончания слов неправильные, неправильно строятся предложения и словосочетания).
  • Д. пишет грамотно (глобальное чтение, хорошее зрительное восприятие слова); видит слово целиком, запоминает образ слова.
  • у Н. - нарушение фонематического слуха (путает звонкие-глухие согласные не только в конце слова, в начале, в середине, изученные правила часто не применяет, не умеет подбирать проверочные слова – на безударную гласную,  особенно  на две безударных гласных в слове.)

Учебные навыки сформированы не в полном объеме:

  • не выстраивают самостоятельно алгоритмы работы;
  • иллюстрации самостоятельно не анализируют; (не могут рассказать о том, что видят на картинке).
  • последовательность событий не удерживают;
  • Д. не ориентируется на деятельность сверстников;
  •  не отслеживает фронтальную работу - теряется, когда его спрашивают, начинает отвечать, повторяя услышанные слова;
  • Н. не устанавливает  причинно – следственные связи;
  • навыки самоконтроля не сформированы;
  • работает под постоянным внешним контролем. В 1-ом доп. кл.  просил: «Помоги!», смотрел на тьютора, ожидая помощи или подсказки, сейчас смотрит на тьютора больше с ожиданием похвалы, одобрения;
  • не применяет полученные знания в письменной речи.

Эмоционально – волевая сфера нарушена:

  •  нуждаются в постоянном внешнем контроле и одобрении своей деятельности; Даже если нет помощи со стороны тьютора или учителя – пытаются найти поддержку друг у друга.  На контрольной работе по математике Н. смотрит в тетрадь к Д., на тесте по окружающему миру – Д. смотрит к Н. Они не списывают друг с друга, просто сверяют свою работу с работой соседа для большей уверенности.
  • Н. самостоятельно не ищет способы решения;
  • не делает самостоятельных попыток добиться желаемого.

  Тьютор периодически выкладывает перед ним  визуальную карточку «Сначала слушаешь учителя, потом ты делаешь САМ».

  •  Повышенная тревожность у обоих мальчиков:
  • Д. болезненно относится к оценке своей деятельности;
  • ситуация неуспеха повышает тревожность ребенка (перестает работать, краснеет, не слышит инструкций); 
  • У Д. тревожность вызывают тесты по окружающему миру - тревожность  на фоне неуспеха «Что-то не получится», которая  снизилась по сравнению с первым годом обучения);
  • Н. тревожен, плаксив; не выносит звуков громкого голоса, закрывает уши, замыкается; сейчас уже может попросить: «Говори, пожалуйста, потише»; тревожность вызывают неожиданная смена уроков, пожарная тревога, необходимость куда-то идти одному. «Н., иди в библиотеку». – «Один?»

Навыки сотрудничества сформированы не в полном объеме:

  • сотрудничают со взрослым в специально-организованной среде

на индивидуальных уроках и занятиях, на специально организованных мероприятиях, например, игра-викторина «В гостях у сказки», которую мы проводили сначала в своём классе, потом в 4Б, один из них помогал ведущей(тьютору) выдавать жетоны ответившим на вопрос, другой – поставленным голосом с чёткой дикцией читал вопросы викторины со слайда.

  • У Д. сотрудничество со сверстниками не сформировано;
  •  Н. со сверстником взаимодействует только в специально- организованном пространстве (работа в парах, в группе).
  • в знакомых ситуациях может ориентироваться на деятельность одноклассников, например, выполнять физминутку.

Перейдём непосредственно к уроку.

Тема урока «Изменение имён прилагательных по родам».

Деятельность учителя

- Какой общий звук есть в этих словах?

        Желток, лыжи, уж

- Дайте характеристику звука. Какой буквой он обозначается?

Минутка чистописания.

Деятельность тьюторов

Восприятие речи нарушено. У мальчиков хороший зрительный анализатор, поэтому тьютор выкладывает перед ними визуальные карточки.

                         Вставь букву:

__елток

лу__и

у_

Тьюторы (дублируют вопрос учителя): Какой общий звук в этих словах?

Тьюторы дают визуальную подсказку – алгоритм (фото)

1. Звук – гласный или согласный

2. Звук – твердый или мягкий

3. Звук – звонкий или глухой.

4. Звук – парный или непарный 

-Сейчас я буду загадывать загадки, а мы будем записывать отгадки (словарные слова)

1.Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки.

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.     (берёза)

2. Любит нос везде совать

И чертить, и рисовать.

Все раскрашиваем сами

Разноцветными носами.    (карандаши)

Тьюторы с временной задержкой (2-3 сек) выкладывают визуальные подсказки:

Берёза-символ России" (подготовительная группа)

Red Pencil Icon Flat Isolated On White Background Vector Illustration Stock  Illustration - Download Image Now - iStock

3. Дышит и растёт, а ходить не умеет?      (растение)

4. Все его зимой боятся:

Больно может он кусаться!

Прячьте щеки, уши, нос,

Ведь на улице…..       (мороз)

5. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

6. Какого цвета одуванчик?    (жёлтый)

Цветок с зелеными листьями, растущими в горшке на белом фоне — Стоковое  фото © akinshin #26407443 

  Красное яблоко с листиком на белом фоне — Авы и картинки

Фотография на тему Желтый одуванчик на белом фоне | PressFoto

- Найдите лишнее слово. А остальные - какой части речи?

- Какого рода могут быть слова?

- Давайте определим род имени существительного.

- Умеем определять род прилагательного?

- Чему сегодня будем учиться на уроке?

Тьюторы дают визуальную подсказку и просят прочитать слова, подставляя вопросы:

 (___ ?) береза

 (___ ?) карандаш

 (___ ?) растение

 (___ ?) мороз

 (___ ?) яблоко

 (       ?) жёлтый

Визуальная подсказка:

М.р. – он, мой

Ж.р. – она, моя

Ср.р. – оно, моё

На доске:

______________   шар

______________   краска

______________   платье

- Определите род существительных.

- Давайте составим словосочетание со словом жёлтый.

Обучающимся выдаются карточки:

- Посмотрите, что меняется в слове желтый? (окончание)

- А знаете почему?

- Потому что имя прилагательное связано с именем существительным.

Какого рода имя существительное, такого рода будет имя прилагательное

- Давайте вернёмся к карточке и определим род.

Частичная физическая помощь будет оказана тьютором с временной отсрочкой (если обучающийся будет испытывать затруднение):

ЖЕЛТЫЙ

ЖЕЛТАЯ

ЖЕЛТОЕ

- Давайте составим алгоритм, как узнать род имени прилагательного.

Алгоритм:

1. Найди имя существительное, определи его род.

2. Задай от имени существительного вопрос к прилагательному.

3. По роду существительного определи род прилагательного.

4. Выдели окончание.

Тьюторы дают обучающимся визуальную подсказку с готовым алгоритмом.

- Работая с этим алгоритмом, выполним упражнение 492.

Дополнительное задание.

- Определи род прилагательного:

красный шар, кислый лимон, высокая башня, веселая перемена, маленькое гнездо.

Рефлексия.

Помощь дается после просьбы обучающегося.

Каждый из двоих вербален, с просьбами обращаться умеет.

Для Д. готовятся дополнительные задания, так как скорость выполнения выше темпа работы класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)...

Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.

Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы  развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...

Обучающее изложение "Ласточки" (презентация к уроку русского языка 2 класс ОС "Школа 2100")

Презентация содержит материал для лучшего восприятия текста изложения....

Использование ИКТ на уроках в начальной школе на примере урока русского языка

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ

Содержание представленного материала поможет понять особенности развития обучающихся с ОВЗ и раскроет особенности  адаптации содержания образовательного процесса, методов и приемов из обучения....

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ

АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ...