Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)
статья на тему
Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК
«Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК
«Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)
Введение
Проблема, над которой я работаю, - формирование компонентов
учебной деятельности. Свою систему работы по данной проблеме раскрою в рамках изучения курса «Русский язык».
Особенностями обучения в современной школе являются нарастающий объем информации, интенсификация прохождения материала, постоянное усложнение учебных программ, что предъявляет к организму школьника самые высокие требования. В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Усилия учителя должны быть сознательно и целенаправленно сосредоточены на формировании учебной деятельности. К сожалению, не всегда мы этого достигаем при обучении наших учеников. Именно в этом корни тех трудностей, с которыми так часто сталкиваются дети в дальнейшем обучении. Всем нам прекрасно знакомы печальные факты, когда отличники начальных классов вдруг превращаются в неуспевающих учеников в средней школе. Причин тому бывает немало, но главная – несформированная учебная деятельность.
Основная часть.
- Формирование основных компонентов учебной деятельности учащихся в УМК «Начальная школа 21 века»
Формирование учебной деятельности - одна из важнейших задач обучения и развития младших школьников. УМК «Начальная школа 21 века» позволяет успешно решать эту задачу. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок, а затем умений учебной деятельности.
Основные компоненты учебной деятельности:
- Учебно-познавательные мотивы;
- Учебные задачи с соответствующими учебными операциями;
- Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
Формирование основных компонентов учебной деятельности можно представить в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика.
Компоненты учебной деятельности (позиция учите ля) | Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика) |
Мотив деятельности | "Зачем я это изучаю?" |
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися | "Какая учебная задача стоит передо мной?" |
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи | "Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?" |
Осуществление контроля | "Правильно ли я решаю эту задачу?" |
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) | "Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?" |
Оценка процесса и результата | Каковы мои успехи и что у меня не получается?" |
В УМК «Начальная школа ХХIвека» предлагаются следующие пути овладения детьми всеми видами учебной деятельности?
- Познавательная деятельность, осуществляемая в форме разнообразных дидактических игр, создаёт прекрасную почву для формирования мотивов собственного роста, совершенствования своей деятельности.
- Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Школьник видит необходимость того или иного требования, мотивы его деятельности становятся личностно значимыми для него.
- При решении учебной задачи ребёнок попадает в ситуацию, когда перед ним стоит вопрос не о том, «что делать?», а «как делать?». Предметом усвоения становится способ действия. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, наиболее целесообразных способов ответа на вопрос «как решать эту учебную задачу».
Ученик – равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Он участвует в деятельности контроля и самоконтроля. Он сам (конечно, при участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины этого и пути исправления.
2.Формирование основных компонентов учебной деятельности на уроках русского языка
Первый компонент учебной деятельности – это учебно-познавательные мотивы. Для формирования учебно-познавательных мотивов содержание обучения по УМК “Начальная школа ХХI века” по всем предметам интересно и доступно каждому ученику. Это, конечно, не означает, что ребенок не должен думать, напрягаться при решении учебной задачи. Ежедневно осуществляю на уроках индивидуальный подход к ученикам, считаясь с их интересами, особенностями, склонностями, темпом работы, для этого специально подобраны задания во всех учебниках и тетрадях УМК. Все это сохраняет устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех. На формирование учебно-познавательных мотивов направлен и материал различных рубрик учебника. Содержание вызывает эмоционально-положительное отношение учеников (удивление, сопереживание, радость открытия) и желание поработать с текстом, иллюстрациями, заданиями - дочитать до конца, разобраться в задаче, запомнить.
Для развития учебно-познавательных мотивов к осознанной деятельности использую создание проблемных ситуаций, при которых ученикам приходится формулировать схему доказательств, рассуждать, приводить примеры, чтобы отстоять свою правоту.
Следующий важный компонент учебной деятельности - операционально-деятельностный Обучение каждому учебному предмету строится на основе" строго продуманной последовательности овладения определенными учебными действиями, состоящими в свою очередь из ряда операций: дети под руководством учителя последовательно овладевают каждой операцией и порядком их следования друг за другом.
Учебное действие сформировано, когда ученик может совершенно самостоятельно выполнить все составляющие его операции в правильной последовательности. Добиваюсь, чтобы учащиеся усвоили алгоритм учебных действий, необходимых для решения учебной задачи. Постоянно ставлю перед классом вопросы: “Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?”, “Что вы будете делать сначала, а что потом?”, “Как можно проверить, правильна ли последовательность ваших действий?” Тем ребятам, у которых возникают трудности, приходят на помощь коррекционно-развивающие тетради, в которых предусмотрены специальные подсказки-напоминания, помогающие ученику самостоятельно выполнить задание.
Для примера рассмотрим общий многошаговый алгоритм решения такой сложной орфографической задачи как «Правописание безударной гласной».
Общий принцип работы со всем классом одинаков: прежде всего, необходимо выделить последовательность действий, которые необходимы для безошибочного обозначения буквой безударного гласного звука. Эта последовательность такова:
- Обнаружить в слове безударный гласный.
- Определить в какой части слова (корне, приставке, суффиксе, окончании) находится безударный гласный.
- Вспомнить способ проверки безударного гласного данной части слова.
Для правильного обозначения буквой безударного гласного в корне слова нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук находится под ударением (это может быть или форма проверяемого слова, или родственное слово). В случае, когда это сделать невозможно, нужно обратиться за помощью к словарю или, если данное слово уже заучивалось, вспомнить его написание. Для правильного обозначения безударного гласного в приставке, нужно вспомнить к какой из двух групп приставок-с гласной О или гласной А относится данная приставка. Для обозначения безударного гласного в суффиксе необходимо вспомнить правило написания данного суффикса, если оно изучалось. Таким образом, ученик должен овладеть следующими умениями:
1. правильно ставить в словах ударение;
2. безошибочно разбирать слова по составу;
3. выбирать способ проверки в зависимости от части слова, в которой находится безударный гласный.
На уроках блока "Правописание" работа организуется с учетом того, что в учебнике рассматривается орфографическое правило, приводится алгоритм его применения и два-три тренировочных упражнения. А теперь самое главное – отработать каждый шаг в алгоритме, так как они все важны при написании. Тренинг, основанный на сознательном применении правила – это, в первую очередь, регулярное подтверждение учеником собственной правоты в совершении действий, связанных с выбором правильного написания.
Ценными являются уроки, где происходит обобщение изученных орфограмм, их классификация. Ученик тем самым еще раз возвращается к изученным орфограммам, но уже с другой позиции. Например, 4 класс, тема "Мягкий знак на конце слов после шипящих". Дети обобщают имеющиеся знания вот так:
Потом предлагается общий алгоритм для работы с этой орфограммой:
- ? часть речи
- ? способ
- пишу
На таких уроках ученики понимают, как связаны между собой блоки "Правописание" и "Как устроен наш язык". Сложный блок "Правописание" становится для детей интересным, увлекательным, потому что ребенок занимает активную позицию на уроке.
Алгоритмизация действий при решении поставленной задачи - основа изложения материала в учебнике. Внимание к алгоритмам, обучение пошаговости действий, опрос, построенный на выполнении шагов алгоритма, являются важной частью уроков.
Для того чтобы у ребенка не было страха, что он забудет тот или иной способ, который открыл на уроке, предлагаю завести тетрадь алгоритмов. В ней ребенок записывает созданные в совместной деятельности алгоритмы. Так он быстрее будет осваивать пошаговые действия, и это облегчает выполнение работы. Такие тетради алгоритмов есть у каждого ученика в классе.
Важной частью процесса обучения учащихся является контролирующая и оценочная деятельность. Поскольку главным действующим лицом в учебном процессе является растущий человек, то контроль и оценка имеют два взаимосвязанных аспекта:
- контроль и самоконтроль со стороны учителя;
- контроль и самоконтроль со стороны ученика.
С точки зрения учителя, это ответ на вопросы: чему я научил; что нужно скорректировать в будущем; какие ошибки допущены при изучении конкретных тем. С точки зрения ученика, это ответы на вопросы: чему я научился; что у меня получается; какие и почему я допустил ошибки и как их устранить.
Таким образом, главная цель контролирующе-оценочной деятельности - определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился. В связи с этим можно назвать этапы совместной контролирующей деятельности ученика и учителя:
-раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);
-совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);
-совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).
Ведь если мы считаем, что ученик имеет право на ошибку, но он должен уметь ее найти и исправить, значит, необходимо продумать специальную систему обучения детей самоконтролю. Действие самоконтроля предполагает следующее. Ученик должен уметь задавать вопросы по содержанию задачи, задания, упражнения; осуществлять проверку каждого этапа решения, обосновывать своё решение, он должен обладать простейшими навыками построения алгоритмов, определять границы своего знания и незнания.
В своей работе часто обращаюсь к опыту учеников. Так, например, я не исправляю допущенную ошибку, а только фиксирую место, где она есть. Позднее фиксирую слово с ошибкой, а затем только строчку или предложение. Ученику надо найти ошибку самому и исправить ее. Этот прием способствует развитию у ребят самоконтроля, контроля, оценки и самооценки. Во всех учебниках предлагаются задания для работы в парах или в небольших группах, где без обоюдного контроля трудно прийти к общему результату деятельности. Многие задания построены по принципу самоконтроля, когда проверку ученик осуществляет без помощи учителя. В учебниках и тетрадях есть специальная рубрика «Проверь себя», задания которой позволяют детям самостоятельно проверить свои учебные достижения. Постепенно у школьников вырабатывается объективная самооценка
.
- Педагогическая диагностика успешности обучения детей.
Выяснить, как продвигается в учении тот или иной ребёнок, как изменяется уровень овладения отдельными компонентами учебной деятельности, помогает педагогическая диагностика успешности обучения. Мы проводим диагностические обследования своих учеников в начале обучения в первом классе, а затем в середине и в конце каждого учебного года.
Диагностическая проверка включает в себя такие задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребенок, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными действиями.
Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ребенок продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности за период, прошедший с начала учебного года.
Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения и воспитания, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается.
Вот результаты педагогической диагностики, которая проводилась проверяя готовность к обучению будущих первоклассников и итогового обследования выпускников начальной школы. У будущих первоклассников высокий уровень наблюдался у 28% учащихся, средний уровень – у 60%, низкий уровень – у 12%;
-первая группа заданий проверяет, насколько осознают учащиеся усвоенные ими знания и как применяют их в обычной стандартной ситуации. По этой группе класс набрал 52%;
-вторая группа заданий проверяет, как учащиеся умеют использовать свои знания в новой, непривычной для них, нестандартной ситуации. По этой группе класс набрал 52%.
-третья группа выясняет, насколько обучение способствовало общеинтеллектуальному развитию учащихся и становлению их учебной деятельности. По этой группе класс набрал 43 %;
-четвертая группа позволяет судить об общем уровне языкового развития ребенка, об уровне его языковой компетенции (языковая одаренность). По этой группе класс набрал 52%.
Заключение.
Формирование учебной деятельности, развитие познавательного интереса к изучению русского языка, – основная направленность курса. Это обеспечивает возможность формировать у учащихся непротиворечивое представление о системе и структуре языка, обратить их внимание на языковые факты, которые интересны для учеников младшего школьного возраста. Разработанные алгоритмы действий, составление общих алгоритмов работы с орфограммой обеспечивают успешное формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, что способствует формированию таких качеств ученика, как инициатива, предвидение результата, творчество.
Таким образом, можно сделать вывод, что в УМК «Начальная школа ХХI века» заложены важные средства для формирования учебной деятельности, так как учение становится увлекательным, интересным и познавательным процессом для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников основных компонентов учебной деятельности в условиях реализации УМК " Начальная школа XXI"
Научить учиться – это значит научить ребёнка «учить себя»...
Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности (на примере темы «Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.» по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)
Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме«Формирование универсальных учебных действий»...
УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.
Рабочая программа учебного курса русского языка составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» ав...
УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.
Рабочая программа учебного курса русского языка составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по русскому языку к комплекту учебнико...
Презентация на тему: "Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века»
презентация к выступлению на тему "Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» на примере уроков русского языка"...
Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100
Тема: Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.
О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...