Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)
статья на тему

Карташова Нина Фёдоровна

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК

 «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК

 «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)

  Введение 

        Проблема, над которой я работаю, - формирование компонентов

учебной деятельности. Свою систему работы по данной проблеме раскрою в рамках изучения  курса «Русский язык».

        Особенностями обучения в современной школе являются нарастающий объем информации, интенсификация прохождения материала, постоянное усложнение учебных программ, что предъявляет к организму школьника самые высокие требования. В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности.  Усилия учителя должны быть сознательно и целенаправленно сосредоточены на формировании учебной деятельности. К сожалению, не всегда мы этого достигаем при обучении наших учеников. Именно в этом корни тех трудностей, с которыми так часто сталкиваются дети в дальнейшем обучении. Всем нам прекрасно знакомы печальные факты, когда отличники начальных классов вдруг превращаются в неуспевающих учеников в средней школе. Причин тому бывает немало,  но главная – несформированная учебная деятельность.

Основная часть. 

  1. Формирование основных компонентов учебной деятельности учащихся в УМК «Начальная школа 21 века»

  Формирование учебной  деятельности - одна из важнейших задач обучения и развития младших школьников. УМК «Начальная школа 21 века» позволяет успешно решать эту задачу.  Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок, а затем умений учебной деятельности.

     Основные компоненты учебной деятельности:

  • Учебно-познавательные мотивы;
  • Учебные задачи с соответствующими учебными операциями;
  • Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

          Формирование основных компонентов учебной деятельности можно  представить в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика.

Компоненты учебной деятельности (позиция учите ля)

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

Мотив деятельности

 "Зачем я это изучаю?" 

Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися

 "Какая учебная задача стоит передо мной?"

Обсуждение способа действий при решении учебной задачи

"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"

Осуществление контроля

"Правильно ли я решаю эту задачу?"

Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)

"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"

Оценка процесса и результата

Каковы мои успехи и что у меня не получается?"

         В УМК «Начальная школа ХХIвека» предлагаются следующие пути овладения детьми всеми видами учебной деятельности?

  • Познавательная деятельность, осуществляемая в форме разнообразных дидактических игр, создаёт прекрасную почву для формирования мотивов собственного роста, совершенствования своей деятельности.
  • Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Школьник видит необходимость того или иного требования, мотивы его деятельности становятся личностно значимыми для него.
  • При решении учебной задачи ребёнок попадает в ситуацию, когда перед ним стоит вопрос не о том, «что делать?», а «как делать?». Предметом усвоения становится способ действия. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, наиболее целесообразных способов ответа на вопрос «как решать эту учебную задачу».

Ученик – равноправный участник обучения, он в равной с учителем          мере отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Он участвует в        деятельности контроля и самоконтроля. Он сам (конечно, при участии учителя) анализирует каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины этого и пути исправления.

 

 2.Формирование основных компонентов учебной деятельности на уроках русского языка

      Первый компонент учебной деятельности – это учебно-познавательные мотивы. Для формирования учебно-познавательных мотивов содержание обучения по УМК “Начальная школа ХХI века” по всем предметам интересно и доступно каждому ученику. Это, конечно, не означает, что ребенок не должен думать, напрягаться при решении учебной задачи. Ежедневно осуществляю на уроках индивидуальный подход к ученикам, считаясь с их интересами, особенностями, склонностями, темпом работы, для этого специально подобраны задания во всех учебниках и тетрадях УМК. Все это сохраняет устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех. На формирование учебно-познавательных мотивов направлен и материал различных рубрик учебника. Содержание вызывает эмоционально-положительное отношение учеников (удивление, сопереживание, радость открытия) и желание поработать с текстом, иллюстрациями, заданиями - дочитать до конца, разобраться в задаче, запомнить.

Для развития учебно-познавательных мотивов к осознанной деятельности использую создание проблемных ситуаций, при которых ученикам приходится формулировать схему доказательств, рассуждать, приводить примеры, чтобы отстоять свою правоту.

                                                                                                                                                          Следующий важный компонент учебной деятельности -  операционально-деятельностный  Обучение каждому учебному предмету строится на основе" строго продуманной последовательности овладения определенными учебными действиями, состоящими в свою очередь из ряда операций: дети под руководством учителя последовательно овладевают каждой операцией и  порядком их следования друг за другом.

       Учебное действие сформировано, когда ученик может  совершенно самостоятельно выполнить все составляющие его операции в правильной последовательности. Добиваюсь, чтобы учащиеся усвоили алгоритм учебных действий, необходимых для решения учебной задачи. Постоянно ставлю перед классом вопросы: “Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?”, “Что вы будете делать сначала, а что потом?”, “Как можно проверить, правильна ли последовательность ваших действий?” Тем ребятам, у которых возникают трудности, приходят на помощь коррекционно-развивающие тетради, в которых предусмотрены специальные подсказки-напоминания, помогающие ученику самостоятельно выполнить задание.        

          Для примера рассмотрим общий многошаговый алгоритм решения такой сложной орфографической задачи как «Правописание безударной гласной».

          Общий принцип  работы со всем классом одинаков: прежде всего, необходимо выделить  последовательность действий, которые необходимы для безошибочного обозначения буквой   безударного гласного звука. Эта последовательность такова:

  1. Обнаружить в слове безударный гласный.
  2. Определить в какой части  слова (корне, приставке, суффиксе, окончании) находится безударный гласный.
  3. Вспомнить способ проверки безударного гласного данной части слова.

Для правильного обозначения буквой безударного гласного в корне слова нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук находится под ударением  (это может быть или форма проверяемого слова, или родственное слово). В случае, когда это сделать невозможно, нужно обратиться за помощью к словарю или, если данное слово уже заучивалось, вспомнить его написание. Для правильного обозначения безударного гласного в приставке, нужно вспомнить к какой из двух групп приставок-с гласной О или гласной А относится  данная приставка. Для обозначения безударного гласного в суффиксе необходимо вспомнить правило написания данного суффикса,   если оно изучалось. Таким образом, ученик должен овладеть следующими умениями:

1. правильно ставить в словах ударение;

2.  безошибочно разбирать слова по составу;

3.  выбирать способ проверки в зависимости от  части слова, в которой находится безударный  гласный.            

         На уроках блока "Правописание" работа организуется с учетом того, что в учебнике рассматривается орфографическое правило, приводится алгоритм его применения и два-три тренировочных упражнения. А теперь самое главное – отработать каждый шаг в алгоритме, так как они все важны при написании. Тренинг, основанный на сознательном применении правила – это, в первую очередь, регулярное подтверждение учеником собственной правоты в совершении действий, связанных с выбором правильного написания.

 Ценными являются уроки, где происходит обобщение изученных орфограмм, их классификация. Ученик тем самым еще раз возвращается к изученным орфограммам, но уже с другой позиции. Например, 4 класс, тема "Мягкий знак на конце слов после шипящих". Дети обобщают имеющиеся знания вот так:

Потом предлагается общий алгоритм для работы с этой орфограммой:

  1. ? часть речи
  2. ? способ
  3. пишу

         На таких уроках ученики понимают, как связаны между собой блоки "Правописание" и "Как устроен наш язык". Сложный блок "Правописание" становится для детей интересным, увлекательным, потому что ребенок занимает активную позицию на уроке.

            Алгоритмизация действий при решении поставленной задачи - основа изложения материала в учебнике. Внимание к алгоритмам, обучение пошаговости действий, опрос, построенный на выполнении шагов алгоритма, являются важной частью уроков.

           Для того чтобы у ребенка не было страха, что он забудет тот или иной способ, который открыл на уроке, предлагаю завести тетрадь алгоритмов. В ней ребенок записывает созданные в совместной деятельности алгоритмы. Так он быстрее будет осваивать пошаговые действия, и это облегчает выполнение  работы. Такие тетради алгоритмов есть у каждого ученика в классе.  

     

               Важной частью процесса обучения учащихся является контролирующая и оценочная деятельность. Поскольку главным действующим лицом в учебном процессе является растущий человек, то контроль и оценка имеют два взаимосвязанных аспекта:

  1. контроль и самоконтроль со стороны учителя;
  2. контроль и самоконтроль со стороны ученика.

     С точки зрения учителя, это ответ на вопросы: чему я научил; что нужно скорректировать в будущем; какие ошибки допущены при изучении конкретных тем. С точки зрения ученика, это ответы на вопросы: чему я научился; что у меня получается; какие и почему я допустил ошибки и как их устранить.

        Таким образом, главная цель контролирующе-оценочной деятельности - определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился. В связи с этим можно назвать этапы совместной контролирующей деятельности ученика и учителя:

    -раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);

    -совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);

      -совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).

           Ведь если мы считаем, что ученик имеет право на ошибку, но он должен уметь ее найти и исправить, значит, необходимо продумать специальную систему обучения детей самоконтролю. Действие самоконтроля предполагает следующее. Ученик должен уметь задавать вопросы по содержанию задачи, задания, упражнения; осуществлять проверку каждого этапа решения, обосновывать своё решение, он должен обладать простейшими навыками построения алгоритмов, определять границы своего знания и незнания.

          В своей работе часто обращаюсь к опыту учеников. Так, например, я не исправляю допущенную ошибку, а только фиксирую место, где она есть. Позднее фиксирую слово с ошибкой, а затем только строчку или предложение. Ученику надо найти ошибку самому и исправить ее. Этот прием способствует развитию у ребят самоконтроля, контроля, оценки и самооценки. Во всех учебниках предлагаются задания для работы в парах или в небольших группах, где без обоюдного контроля трудно прийти к общему результату деятельности. Многие задания построены по принципу самоконтроля, когда проверку ученик осуществляет без помощи учителя. В учебниках и тетрадях есть специальная рубрика «Проверь себя», задания которой позволяют детям самостоятельно проверить свои учебные достижения. Постепенно у школьников вырабатывается объективная самооценка

.

  1. Педагогическая диагностика успешности обучения детей.

  Выяснить, как продвигается в учении тот или иной ребёнок, как      изменяется уровень овладения отдельными компонентами учебной деятельности, помогает педагогическая диагностика успешности обучения. Мы проводим диагностические обследования своих учеников в начале обучения в первом классе, а затем в середине и в конце каждого учебного года.

Диагностическая проверка включает в себя такие задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребенок, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными действиями.

Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ребенок продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности за период, прошедший с начала учебного года.

Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения и воспитания, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается.

Вот результаты педагогической диагностики, которая проводилась проверяя готовность к обучению будущих первоклассников и итогового обследования  выпускников начальной школы.  У будущих первоклассников высокий уровень наблюдался у 28% учащихся, средний уровень – у 60%, низкий уровень – у 12%;

-первая группа заданий проверяет, насколько осознают учащиеся усвоенные ими знания и как применяют их в обычной стандартной ситуации. По этой группе класс набрал 52%;

-вторая группа заданий проверяет, как учащиеся умеют использовать свои знания в новой, непривычной для них, нестандартной ситуации. По этой группе класс набрал 52%.

-третья группа выясняет, насколько обучение способствовало общеинтеллектуальному развитию учащихся и становлению их учебной деятельности. По этой группе класс набрал 43 %;

-четвертая группа позволяет судить об общем уровне языкового развития ребенка, об уровне его языковой компетенции (языковая одаренность). По этой группе класс набрал 52%.

Заключение.

         Формирование учебной деятельности, развитие познавательного интереса к  изучению русского языка, – основная направленность курса.  Это обеспечивает возможность формировать у учащихся непротиворечивое представление о системе и структуре языка, обратить их внимание на языковые факты, которые интересны для учеников младшего школьного возраста. Разработанные алгоритмы действий, составление общих алгоритмов работы с орфограммой обеспечивают успешное формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, что способствует формированию таких качеств ученика, как инициатива, предвидение результата, творчество.

        Таким образом, можно сделать вывод, что в УМК «Начальная школа ХХI века» заложены важные средства для формирования учебной деятельности, так как учение становится увлекательным, интересным и познавательным процессом для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.

Рабочая программа учебного курса русского языка составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» ав...

УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по русскому языку. 4 класс.

Рабочая программа учебного курса русского языка составлена на основе Примерной программы начального общего образования и программы по русскому языку к комплекту учебнико...

Презентация на тему: "Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века»

презентация к выступлению на тему  "Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» на примере уроков русского языка"...

Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100

Тема: Формирование  основных  компонентов учебной деятельности младших  школьников  в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию словарной работы на уроках русского языка.

О том, что запоминание учащимися слов с непроверяемыми написаниями требует от учителя кропотливой работы, известно всем. Эти так называемые словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы. О...