Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности (на примере темы «Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.» по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме

«Формирование универсальных учебных действий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_uud.doc111.5 КБ
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_analiz_uroka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов –  центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме

«Формирование универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий

в рамках урочной деятельности

(на примере темы «Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.»  

по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)

Работу выполнила:

                                                                       Малышева Елена Анатольевна,

                                           учитель нач. классов

ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

                                         Сергиевского  р-на

                                          Самарской области

Самара, 2012г.

1 октября. 3а класс.

 Тема урока: Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.

 Цель: Составить таблицу умножения четырех и на 4, рассмотреть соответствующие случаи деления.

Обстановка в классе: проветриваемый кабинет, полная готовность учащихся к уроку.

Ключевые компетенции:

  1. коммуникативная;
  2. информационная.

УУД:  - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Образовательные:

  1. Закрепить знания таблицы умножения на 2,3;
  2. Составить таблицу умножения на 4;
  3. Совершенствовать умение решать задачи с величинами: цена,          количество, стоимость;
  4. Отработать полученные знания на примерах;
  5. Дать мотивацию на успех учащихся.

Воспитательные:

  1. Отработать коммуникативные навыки;
  2. Развивать толерантное поведение.

Развивающие:

  1. Развить способность наблюдать;
  2. Способность анализировать;

     Оборудование: изображение Знайки-математика,  учебник: М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2005. – 432 с., тетради, «карточка-помогайка».

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

1

2

 Организация

начала занятия.

 Проверка выполнения домашнего занятия

- Должный дан звонок –

  Начинается урок.

  Вот книжки на столе,

             А вот – тетрадки.

  Не хочется играть

             Сегодня в прятки,

  И не досуг дуть на корабль бумажный –

  Сегодня в классе у ребят

              Урок уж больно важный!

(Дети садятся за парты).

- У кого домашнее задание вызвало затруднение?

(проверка)

Регулятивные;

Регулятивные;

Познавательные  

3

Подготовка к основному этапу занятия.

Попробуйте  сформулировать тему урока.

- Итак, какова тема нашего урока?

- Таблицу умножения продолжим составлять.

    Знайка-математик будет помогать.

    Секрет числа «четыре»  откроет он для нас

    И только на «отлично» учиться будет класс.

Регулятивные;

4

Усвоение новых знаний и способов действий.

- Чтоб работать быстро и ловко,

  Нам нужна для ума тренировка.

Счет «цепочкой». Сложение и вычитание в пределах ста с переходом через десяток.

(Дети задают друг другу по цепочке примеры.)

- Задание на внимание.

(На доске нарисованы восемь картинок.)

Эти насекомые

Нам даже незнакомые.

Вы внимательно смотрите.

И собрата им найдите.

Познавательные;

Регулятивные;

Коммуникативные.

5

6

Первичная проверка понимания.

Закрепление знаний и способов действий.

-Знайка-математик предлагает поработать с рисунком на с.30.

(Дети открывают учебники и  смотрят на рисунок).

- Сколько точек в каждом квадрате?

- 4.

- Сколько квадратов?

- 10.

- Что обозначают числа над квадратами?

- 1 множитель.

- Под квадратами?

- Значение произведения.

- Составляем таблицу умножения четырех  при помощи иллюстрации, с.30.

    Таблица умножения на четыре составляется,  используя переместительное свойство умножения.

   Таблицы на деление составляются, используя связь между компонентами и результата действия умножения.

Работа в паре.  (Дети самостоятельно составляют таблицу на четыре. Когда дети выполнят задание, учитель открывает доску, на которой заранее написана таблица. Дети сверяются с ответами).

- Номер 1 , с. 30. Выполняем самостоятельно  пользуясь таблицей умножения и деления,  на доске ребята решат, потто все проверят с доски.

9*4=36           4*7=28          24:4=6

5*4=20           4*8=32          16:4=4

1*4=4               3*4=12             4:4=1

9+(14-5)=18             37+44=81

24-(19+4)=1             62-36=26

75-(28-8)=55            73-57=16

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные.

Познавательные;

Физкультминутка.

- Жил один садовод, он развел огород,

   Приготовил старательно грядки.

(Дети делают движения, словно капают лопатой.)

    Он принес чемодан

    Полный разных семян.

(Дети шагают.)

    Но смешались они в беспорядке.

    Наступила весна, и взошли семена.

(Дети приседают и встают.)

    Садовод любовался на всходы.

    Утром их поливал,

(Дети выполняют движение,  словно поливают.)

     На ночь их укрывал

     И берег от холодной погоды.

(Дети садятся.)

     Но когда садовод

     Нас позвал в огород,

     Мы взглянули и все закричали:

     - Никогда и нигде,

     Ни в земле, ни в воде

     Мы таких овощей не встречали!

     Показал садовод

     Нам такой огород,

     Где на грядках, засеянных густо,

     ОГУРБУЗЫ росли,

     ПОМИДЫНИ росли,

     РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

(Дети садятся.)

Регулятивные;

7

8

9

10

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Решение задач. Вспомните что такое цена, стоимость. Как находим стоимость?

- Цену умножаем на количество.

- Цену?

- Стоимость делим на количество.

- Количество?

- Стоимость делим на цену.

Поможет вам «карточка-помогайка»:

Ц * К = С;

Ц = С : К;

К = С : Ц.

- Номер 2. Запишите задачу в таблицу и решите ее. Что такое 32?

- Стоимость.

- 4 рубля?

- Цена.

- Что надо найти в задаче?

- Количество.

- Верно. А теперь заполняйте таблицу и решите задачу.

-

Ц

К

С

4 руб.

?

32 руб.

32 : 4 = 8 (р.)

Ответ: 8 ручек продали.

- Решили задачу?

-Да.

- Сколько же ручек продали?

- 8 ручек продали.

- № 3, с 30 выполняем самостоятельно.

(Дети выполняют номер три).

- Составили задачу?

- Да.

Работа в паре.

- Теперь  взаимопроверка в парах.

- №  4, с. 30. Прочитайте условие задачи.

- На стройке работали 3 бригады маляров, по 6 человек в каждой. Сколько маляров было в 3 бригадах? В 2 бригадах?

- Чем особенна эта задача?

- У нее два вопроса.

- Ответим на первый вопрос. Сколько человек работало в первой бригаде?

- 6 человек.

- Как узнать, сколько работало в трех?

- По шесть взять три раза.

- Как запишите решение?

-6 + 6 + 6 = 18 (ч.)

или 6 * 3 = 18(ч.)

- Какой способ рациональнее?

- Второй.

- На второй вопрос ответьте самостоятельно.

- 6 * 2 = 12 (ч.)

Ответ: 18 человек в трех бригадах,

12 человек в двух бригадах.  

-Что удалось? Над чем нужно поработать? Оцените свою работу.

Мне запомнилось…
Было легко…
Самое интересное…
Я узнал…

Большое спасибо всем за работу на уроке

-Поднимите руки, кто сам сможет составить таблицу на четыре.

- Открыли дневники, записываем домашнее задание. № 5, задание на полях, с. 30; таблицу учить.

Познавательные;

Регулятивные;

Коммуникативные.

Личностные

(Рефлексия);

Регулятивные;

Регулятивные;



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов –  центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме

«Формирование универсальных учебных действий»

Психологический анализ урока

в рамках формирования универсальных учебных действий

(на примере темы ««Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления »  

по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)

                                                                      Работу выполнила:

                                             Малышева Елена Анатольевна,

учитель нач. классов                                                           ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

                                                                     Сергиевского  р-на

                                                                   Самарской области

Самара, 2012г.

Психологический анализ урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы ««Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления » по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема: ««Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления »  

Данный урок является продолжением в изучении таблицы умножения.Эта тема легко воспринимается, так как восприятие и осмысление материала основано на опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и работу в парах.

Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике  для 3класса начальной школы.

Цели урока следующие:составить таблицу умножения четырех и на 4, рассмотреть соответствующие случаи деления.

 - содействовать развитию познавательной  и творческой  активности обучающихся; развивать критическое мышление, наблюдательность,  умения сравнивать,  анализировать, классифицировать,  математическую речь учащихся, готовность к самообразованию, формировать коммуникативную компетентность;

- содействовать воспитанию аккуратности, чувств товарищества, сознательной  дисциплины, умение высказываться и выслушивать других.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления изученного материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по изучаемой теме на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, для восприятия материала работал активный визуальный ряд:  активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у обучащихся  общеучебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности  школьников. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться,  в урок включены двигательные и зрительные физкультминутки, работа за конторками, с сенсорным крестом.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала

Психологический анализ урока в рамках формирования УУД

Класс 3а.  Предмет математика. Дата 1 октября.

Психическое состояние класса перед уроком

Дети все подготовленные к уроку, учитель настроил класс на работу, настроение класса рабочее. Готовность учебных пособий (в соответствии с темой урока)

 Внимание:

Приемы организации внимания на уроке:

Ритм и темп урока нормальный. Наличие и наглядность соответствует теме урока. Интонация речи учителя, его мимика, пантомимика даёт детям возможность, и отдохнуть, и быстрее понять тему урока

  Распределения внимания педагога на уроке проходит продуманно; учитель координирует распределение и переключение внимания  учащихся на уроке; были проявления невнимания на уроке. Учитель акцентировал внимание на ту работу, которая проводилась на данном этапе работы.

Восприятие:

 Целостность и расчлененность, отличие главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради. Восприятие учащимися речи учителя и наглядных пособий способствует запоминанию темы. Проявление наблюдательности у учащихся на уроке показатель усвоения таблицы умножения на 4. 

Память:

Учитель организовал и управлял процессом запоминания; закреплял учебный материал на уроке (обобщение, сравнение, составление таблицы); использовал установку на длительность запоминания; кратковременной и долговременной виды памяти, образной и смысловой памяти. 

Мышление:

Учитель активизировал мыслительную деятельность учащихся. 

Эмоциональная составляющая урока

Учитель урок вёл эмоционально, интересно, что способствовало запоминанию темы. Дети не устали на уроке, т.к. проводилась ф.мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики тема: "Умножение 6 на 6, соответствующие случаи деления"+презентация

Цели:Обучающие: повторить таблицу умножения до 6, составление таблицы умножения шести и на 6 и соответствующие случаи деления;Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки, развивать вычислитель...

Технологическая карта урока по математике в 3 классе по теме"Умножение 7, на 7,соответствующие случаи деления"

Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме "Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления". Урок прошел в соответствии с требованиями ФГОС, в основе котороголежит системно-деятельн...

Фрагмент урока на тему «Умножение на 5 и соответствующие случаи деления»

Фрагмент урока (тема, основная дидактическая цель, планируемые результаты, Образовательные ресурсы; этапы: актуализация базовых знаний учащихся, открытие новых знаний, первичное закрепление (с прогова...

Технологическая карта урока по математике, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Умножение и деление чисел на 6, на 7, на 8, на 9""

Цель урока: обобщить знания об умножении и делении чисел на 6, на 7, на 8, на 9Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания об умножении и делении чисел на 6, на 7, на ...

Технологическая карта урока математика 2 класс "Таблица умножения на 5 и соответствующие случаи деления"

Технологическая карта урока математика 2 класс "Таблица умножения на 5 и соответствующие случаи деления"...