Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной деятельности (на примере темы «Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.» по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)
    план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

    Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме

    «Формирование универсальных учебных действий»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_s_uud.doc111.5 КБ
    Microsoft Office document icon psihologicheskiy_analiz_uroka.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов –  центр повышения квалификации

    «Региональный социопсихологический центр»

    Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме

    «Формирование универсальных учебных действий»

    Формирование универсальных учебных действий

    в рамках урочной деятельности

    (на примере темы «Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.»  

    по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)

    Работу выполнила:

                                                                           Малышева Елена Анатольевна,

                                               учитель нач. классов

    ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

                                             Сергиевского  р-на

                                              Самарской области

    Самара, 2012г.

    1 октября. 3а класс.

     Тема урока: Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.

     Цель: Составить таблицу умножения четырех и на 4, рассмотреть соответствующие случаи деления.

    Обстановка в классе: проветриваемый кабинет, полная готовность учащихся к уроку.

    Ключевые компетенции:

    1. коммуникативная;
    2. информационная.

    УУД:  - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    -  Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Образовательные:

    1. Закрепить знания таблицы умножения на 2,3;
    2. Составить таблицу умножения на 4;
    3. Совершенствовать умение решать задачи с величинами: цена,          количество, стоимость;
    4. Отработать полученные знания на примерах;
    5. Дать мотивацию на успех учащихся.

    Воспитательные:

    1. Отработать коммуникативные навыки;
    2. Развивать толерантное поведение.

    Развивающие:

    1. Развить способность наблюдать;
    2. Способность анализировать;

         Оборудование: изображение Знайки-математика,  учебник: М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. – М.: ВАКО, 2005. – 432 с., тетради, «карточка-помогайка».

    Ход урока

    п/п

    Этапы урока

    Деятельность учителя и учащихся

    УУД

    1

    2

     Организация

    начала занятия.

     Проверка выполнения домашнего занятия

    - Должный дан звонок –

      Начинается урок.

      Вот книжки на столе,

                 А вот – тетрадки.

      Не хочется играть

                 Сегодня в прятки,

      И не досуг дуть на корабль бумажный –

      Сегодня в классе у ребят

                  Урок уж больно важный!

    (Дети садятся за парты).

    - У кого домашнее задание вызвало затруднение?

    (проверка)

    Регулятивные;

    Регулятивные;

    Познавательные  

    3

    Подготовка к основному этапу занятия.

    Попробуйте  сформулировать тему урока.

    - Итак, какова тема нашего урока?

    - Таблицу умножения продолжим составлять.

        Знайка-математик будет помогать.

        Секрет числа «четыре»  откроет он для нас

        И только на «отлично» учиться будет класс.

    Регулятивные;

    4

    Усвоение новых знаний и способов действий.

    - Чтоб работать быстро и ловко,

      Нам нужна для ума тренировка.

    Счет «цепочкой». Сложение и вычитание в пределах ста с переходом через десяток.

    (Дети задают друг другу по цепочке примеры.)

    - Задание на внимание.

    (На доске нарисованы восемь картинок.)

    Эти насекомые

    Нам даже незнакомые.

    Вы внимательно смотрите.

    И собрата им найдите.

    Познавательные;

    Регулятивные;

    Коммуникативные.

    5

    6

    Первичная проверка понимания.

    Закрепление знаний и способов действий.

    -Знайка-математик предлагает поработать с рисунком на с.30.

    (Дети открывают учебники и  смотрят на рисунок).

    - Сколько точек в каждом квадрате?

    - 4.

    - Сколько квадратов?

    - 10.

    - Что обозначают числа над квадратами?

    - 1 множитель.

    - Под квадратами?

    - Значение произведения.

    - Составляем таблицу умножения четырех  при помощи иллюстрации, с.30.

        Таблица умножения на четыре составляется,  используя переместительное свойство умножения.

       Таблицы на деление составляются, используя связь между компонентами и результата действия умножения.

    Работа в паре.  (Дети самостоятельно составляют таблицу на четыре. Когда дети выполнят задание, учитель открывает доску, на которой заранее написана таблица. Дети сверяются с ответами).

    - Номер 1 , с. 30. Выполняем самостоятельно  пользуясь таблицей умножения и деления,  на доске ребята решат, потто все проверят с доски.

    9*4=36           4*7=28          24:4=6

    5*4=20           4*8=32          16:4=4

    1*4=4               3*4=12             4:4=1

    9+(14-5)=18             37+44=81

    24-(19+4)=1             62-36=26

    75-(28-8)=55            73-57=16

    Регулятивные;

    Познавательные;

    Коммуникативные.

    Познавательные;

    Физкультминутка.

    - Жил один садовод, он развел огород,

       Приготовил старательно грядки.

    (Дети делают движения, словно капают лопатой.)

        Он принес чемодан

        Полный разных семян.

    (Дети шагают.)

        Но смешались они в беспорядке.

        Наступила весна, и взошли семена.

    (Дети приседают и встают.)

        Садовод любовался на всходы.

        Утром их поливал,

    (Дети выполняют движение,  словно поливают.)

         На ночь их укрывал

         И берег от холодной погоды.

    (Дети садятся.)

         Но когда садовод

         Нас позвал в огород,

         Мы взглянули и все закричали:

         - Никогда и нигде,

         Ни в земле, ни в воде

         Мы таких овощей не встречали!

         Показал садовод

         Нам такой огород,

         Где на грядках, засеянных густо,

         ОГУРБУЗЫ росли,

         ПОМИДЫНИ росли,

         РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

    (Дети садятся.)

    Регулятивные;

    7

    8

    9

    10

    Обобщение и систематизация знаний.

    Контроль и самопроверка знаний.

    Подведение итогов занятия.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    - Решение задач. Вспомните что такое цена, стоимость. Как находим стоимость?

    - Цену умножаем на количество.

    - Цену?

    - Стоимость делим на количество.

    - Количество?

    - Стоимость делим на цену.

    Поможет вам «карточка-помогайка»:

    Ц * К = С;

    Ц = С : К;

    К = С : Ц.

    - Номер 2. Запишите задачу в таблицу и решите ее. Что такое 32?

    - Стоимость.

    - 4 рубля?

    - Цена.

    - Что надо найти в задаче?

    - Количество.

    - Верно. А теперь заполняйте таблицу и решите задачу.

    -

    Ц

    К

    С

    4 руб.

    ?

    32 руб.

    32 : 4 = 8 (р.)

    Ответ: 8 ручек продали.

    - Решили задачу?

    -Да.

    - Сколько же ручек продали?

    - 8 ручек продали.

    - № 3, с 30 выполняем самостоятельно.

    (Дети выполняют номер три).

    - Составили задачу?

    - Да.

    Работа в паре.

    - Теперь  взаимопроверка в парах.

    - №  4, с. 30. Прочитайте условие задачи.

    - На стройке работали 3 бригады маляров, по 6 человек в каждой. Сколько маляров было в 3 бригадах? В 2 бригадах?

    - Чем особенна эта задача?

    - У нее два вопроса.

    - Ответим на первый вопрос. Сколько человек работало в первой бригаде?

    - 6 человек.

    - Как узнать, сколько работало в трех?

    - По шесть взять три раза.

    - Как запишите решение?

    -6 + 6 + 6 = 18 (ч.)

    или 6 * 3 = 18(ч.)

    - Какой способ рациональнее?

    - Второй.

    - На второй вопрос ответьте самостоятельно.

    - 6 * 2 = 12 (ч.)

    Ответ: 18 человек в трех бригадах,

    12 человек в двух бригадах.  

    -Что удалось? Над чем нужно поработать? Оцените свою работу.

    Мне запомнилось…
    Было легко…
    Самое интересное…
    Я узнал…

    Большое спасибо всем за работу на уроке

    -Поднимите руки, кто сам сможет составить таблицу на четыре.

    - Открыли дневники, записываем домашнее задание. № 5, задание на полях, с. 30; таблицу учить.

    Познавательные;

    Регулятивные;

    Коммуникативные.

    Личностные

    (Рефлексия);

    Регулятивные;

    Регулятивные;



    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов –  центр повышения квалификации

    «Региональный социопсихологический центр»

    Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме

    «Формирование универсальных учебных действий»

    Психологический анализ урока

    в рамках формирования универсальных учебных действий

    (на примере темы ««Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления »  

    по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)

                                                                          Работу выполнила:

                                                 Малышева Елена Анатольевна,

    учитель нач. классов                                                           ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол

                                                                         Сергиевского  р-на

                                                                       Самарской области

    Самара, 2012г.

    Психологический анализ урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы ««Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления » по учебному предмету математика УМК «Начальная школа XXI века»)

    Тема: ««Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления »  

    Данный урок является продолжением в изучении таблицы умножения.Эта тема легко воспринимается, так как восприятие и осмысление материала основано на опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и работу в парах.

    Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.

    Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике  для 3класса начальной школы.

    Цели урока следующие:составить таблицу умножения четырех и на 4, рассмотреть соответствующие случаи деления.

     - содействовать развитию познавательной  и творческой  активности обучающихся; развивать критическое мышление, наблюдательность,  умения сравнивать,  анализировать, классифицировать,  математическую речь учащихся, готовность к самообразованию, формировать коммуникативную компетентность;

    - содействовать воспитанию аккуратности, чувств товарищества, сознательной  дисциплины, умение высказываться и выслушивать других.

    Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления изученного материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

    Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по изучаемой теме на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, для восприятия материала работал активный визуальный ряд:  активно использовался на уроке учебник, рабочие тетради.

    Особое место на уроке занимает формирование и развитие у обучащихся  общеучебных навыков.

    Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

    Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности  школьников. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться,  в урок включены двигательные и зрительные физкультминутки, работа за конторками, с сенсорным крестом.

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала

    Психологический анализ урока в рамках формирования УУД

    Класс 3а.  Предмет математика. Дата 1 октября.

    Психическое состояние класса перед уроком

    Дети все подготовленные к уроку, учитель настроил класс на работу, настроение класса рабочее. Готовность учебных пособий (в соответствии с темой урока)

     Внимание:

    Приемы организации внимания на уроке:

    Ритм и темп урока нормальный. Наличие и наглядность соответствует теме урока. Интонация речи учителя, его мимика, пантомимика даёт детям возможность, и отдохнуть, и быстрее понять тему урока

      Распределения внимания педагога на уроке проходит продуманно; учитель координирует распределение и переключение внимания  учащихся на уроке; были проявления невнимания на уроке. Учитель акцентировал внимание на ту работу, которая проводилась на данном этапе работы.

    Восприятие:

     Целостность и расчлененность, отличие главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради. Восприятие учащимися речи учителя и наглядных пособий способствует запоминанию темы. Проявление наблюдательности у учащихся на уроке показатель усвоения таблицы умножения на 4. 

    Память:

    Учитель организовал и управлял процессом запоминания; закреплял учебный материал на уроке (обобщение, сравнение, составление таблицы); использовал установку на длительность запоминания; кратковременной и долговременной виды памяти, образной и смысловой памяти. 

    Мышление:

    Учитель активизировал мыслительную деятельность учащихся. 

    Эмоциональная составляющая урока

    Учитель урок вёл эмоционально, интересно, что способствовало запоминанию темы. Дети не устали на уроке, т.к. проводилась ф.мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления". 2 класс. Конспект урока и презентация к уроку.

    Программа "Школа России"Конспект урока на тему  "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"Цель урока:-Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, п...

    Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления

    Цель урока:Составить таблицу умножения числа 3 и рассмотреть соответствующие случаи деления, пользуясь таблицей умножения 3.Задачи:- совершенствовать умение решать задачи, анализировать и делать вывод...

    Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления

    Урок математики. "Умножение числа 3 и соответствующие случаи деления"...

    Урок математики тема: "Умножение 6 на 6, соответствующие случаи деления"+презентация

    Цели:Обучающие: повторить таблицу умножения до 6, составление таблицы умножения шести и на 6 и соответствующие случаи деления;Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки, развивать вычислитель...

    Технологическая карта урока по математике в 3 классе по теме"Умножение 7, на 7,соответствующие случаи деления"

    Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме "Умножение 7, на 7 и соответствующие случаи деления". Урок прошел в соответствии с требованиями ФГОС, в основе котороголежит системно-деятельн...

    Фрагмент урока на тему «Умножение на 5 и соответствующие случаи деления»

    Фрагмент урока (тема, основная дидактическая цель, планируемые результаты, Образовательные ресурсы; этапы: актуализация базовых знаний учащихся, открытие новых знаний, первичное закрепление (с прогова...