Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»
учебно-методический материал (4 класс)

Шоронихина Инна Александровна

Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности применения современного приёма на каждом этапе урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx33.67 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_urok_v_ramkah_fgos.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»

Слайд 1. Приветствие (директор).

Слайд 2. Погружение в деятельность.

 – Коллеги, перед вами лист «рабочей тетради».  Обратите внимание на таблицу. В течение урока вам необходимо: записать названия этапов урока, их цель, определить используемые приёмы. Оценить успешность применения приёма на конкретном этапе. Слайд 3. В конце мастер-класса я предложу эталон, по которому вы сличите результат своей деятельности, осуществите коррекцию, проведёте рефлексию и оценивание.  И сдадите «рабочую тетрадь» для обратной связи с учителем.  

Слайд 4. 1. Организационный этап.

- Начинаем урок русского языка. …(назвать «ученицу»), прочтите стихотворение на слайде?

- Я – часть речи интересная, широко в миру известная,

Опишу любой предмет – в этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить.

- О какой части речи говориться в стихотворении?

Слайд 5. 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Дополните предложения прилагательными. Работайте в парах.

Настроение у нас…                                         (какое?).

Ждут задания вас…                                           (какие?).

Если на уроке быть…                                        (какими?),

Результаты выйдут…                                          (какие?)!

- Чья пара готова? Зачитайте. А вот что получилось у нашей гостьи. На такой нотке мы и будем работать весь урок!

Слайды 6 - 9.                                                                                                                                                              3. Актуализация и выявление затруднения в пробном учебном действии.

– Минутка чистописания. Самостоятельно ответьте на вопросы теста. На одной строке запишите букву верного ответа. Составьте ключевое слово.

  1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

т) кто?, что?        л) что делает?, что сделает?         с) какой?, какая?, какое?, какие?

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        к) признак предмета          в) действие предмета

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному с ним связанному

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода в именительном падеже?                      а) -ая, -яя        о) -ое, -ее      и) -ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?                           т) главным          н) второстепенным

  1. Как изменяется имя прилагательное?

            а) по родам и числам    е) по родам, числам, падежам     о) по падежам

  1. С какой частью речи связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

  1. Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

  1. В каких текстах больше всего  прилагательных?

а) в повествованиях      е) в описаниях    о) в рассуждениях

- Какое ключевое слово вы получили? (Склонение). Что называется склонением? Какие сложности возникают при склонении ИП?

Слайд 10. 4. Выявление места и причины затруднения. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Кто сформулирует тему урока исходя из проблемы? «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».  Какую цель поставим: Научиться правописанию безударных падежных окончаний ПРИЛ в ед.ч. Чтобы достичь цели нужно решить ряд задач: 

  • 1. Закрепить умение устанавливать связь: сущ. + прил. 
  • 2. Повторить падежные окончания ПРИЛ муж., жен. и ср. рода в ед.ч.
  • 3. Поупражняться в дополнении текста-описания  ПРИЛ.

Слайд 11. 5. Первичное закрепление в изменённой ситуации.

Длиннорогие и рогатые. Лесники зовут «сохатые».                                                                                               Им сугробы - по колено, зимой в село идут за сеном.
Рог широкий, как лопата, они, немножечко, горбаты.
Кто всё время соли просят? Эти звери, дети - …

- Какое прозвище у лося? Почему? (Рог похож на соху. СОХА́, жен. - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.  Толковый словарь Ожегова).

Слайд 12. - Прочтите текст упр. 77 (он есть в задании). Найдите словосочетания сущ. +  прил. Определите род, число и падеж сущ. Выделите окончания прил., которое связано с этим сущ. Работайте в паре. Дети часто путают именительный и винительный падежи. Целесообразно задать вопрос: - С чего начинали работу? (с выделение грамматической основы) Почему? (подлежащее всегда стоит в И. п.)

Следует напомнить и об умении задавать вопросы. В погожий летний день (когда? – смысловой вопрос, во что? – падежный, В. п., м. р.). Огромная лосиха (кто? И. п., ж. р.), больше (кого? Р. п., ж. р.) домашней коровы. В густых ольховых зарослях (где?, в чём? П. п., ж. р.)... Где можно проверить правильность выполнения? (на стр. 10 учебника)

Определите тип текста. Докажите. (Обилие прилагательных).

Слайд 13. Физминутка

- А теперь немного отдохнём. Встаньте. Если в словосочетании, которое назову, прилагательное мужского рода – вы делаете упражнение «Лоси пьют» (наклон вперёд, касаясь руками пальцев ног). Если женского рода – упражнение «Лоси резвятся» (подпрыгиваете).

Зимний день, осенняя погода, зелёная вершина, белый снег, низкая туча, воздушный шар, крутой берег, яркий огонь, глубокая река, родной человек, комнатное растение. Почему остановились?

Слайд 14. 6. Применение и добывание знаний в ситуации творческого задания

Дальнейшая работа осуществлялась по плану. Он перед вами:

  1. Прочитайте текст самостоятельно.
  2. Придумайте заголовок.
  3. Закройте учебник и запишите текст по памяти.
  4. В своём изложении отыщите словосочетания сущ.+ прил.
  5. Выделите окончание ПРИЛ, обозначьте род и падеж.

Ребята, которые справляются с заданием первыми, зачитывают изложение. Это помогает отстающим завершит свою работу.

Слайд 15. 7. Итог урока.                                                                                                            Подведём итог урока. Какую цель поставили? Удалось ли её достигнуть? Проверим?                         Что такое имя прилагательное?                                                                 С какой частью речи  связаны имена прилагательные в предложении?                                 Какую роль играют имена прилагательные в речи?                                                      Как убедиться в правильности написания окончания имени прилагательного?                           Как определить падеж имён прилагательных?

Слайд 16. 8. Рефлексия учебной деятельности.                                                                         Приём «Незаконченное предложение» Начните со слов: МНЕ УДАЛОСЬ… Я научился…                        Для меня было сложным… Мне понравилось задание…                                                                    Приём «Заполнение листов достижений».

 Слайд 17. 9. Домашнее задание.                                                                       1. Напишите сочинение-миниатюру о животном в формате текста-описания                                                            ИЛИ 2. Выполните упражнения 1-9 на стр. 55-56 тематического контроля.

Слайд 18. Вернёмся к таблице. Определите тип и вид представленного урока.

Слайд 19. Вот такую Структуру урока комплексного применения знаний требует ФГОС. Сравните структуру просмотренного урока с таблицей. Вам удалось определить использованные приёмы?  (Раздаю «эталон проверки»). Оцените знаками + или – целесообразность использования предлагаемого приёма на конкретном этапе.                                                                                                                                                         Слайды 20. Проведём рефлексию сегодняшней встречи. Составим синквейн.

Первая строка задаёт объёкт. Вторая - характеризует его двумя прилагательными. Третья описывает действия. Четвёртая – фраза. Личное отношение. Пятая – чувство.                                                                          Слайды 21. Составим синквейн «Мастер-класс».                                                                          - Кто желает зачитать? А вот что получилось у меня.

Сдайте «тетради». Мастер-класс окончен.                                                                           Слайды 22 - 24. Резервный материал.

А в завершении встречи ещё несколько добрых советов…

Структура урока (тип) ___________________________________. Урок (вид) - ________________.                                                                                                                                

№ этапа

Название этапа

Цель этапа

Приём

Успешность     + или -

1.

2.

3.

4.

5.

ФИЗМИНУТКА

6.

7.

8.

        

9.

15.03.2021 г. _________________________________________________________________________

Настроение у нас…                              (какое?).      Ждут задания вас…                             (какие?).     Если на уроке быть…                        (какими?),   результаты выйдут…                          (какие?)! Минутка чистописания: ___________________________________________

Упр. 77. В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.

Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие – кажется на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.

        Мать и сын лежали у ручья, в густых ольховых зарослях.

Лист достижений  __________________________________ (фамилия, имя)

Я  умею

Хорошо

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

- устанавливать связь сущ.             прил.

- определять число, род и падеж сущ.

- правильно писать безударные падежные окончания прилагательных

- писать изложение текста-описания

Синквейн: 1. Мастер-класс.         2. (какой?/ 2 прилагательных) ______________, _____________                                              3. (действия/ 3 глагола)   ________________, __________________, __________________                                      4. (фраза из 2-3 слов/личное отношение) ________________________________________                                                                                               5. (1 слово/ чувство, ассоциация) _______________________________________________

Структура урока комплексного применения знаний. Урок-практикум.

№ этапа

Название этапа

Цель этапа

Приём

Успешность     + или -

1.

Организационный этап.

Создать условия для включения учащихся в деловой ритм, установить эмоциональный контакт.

Приём «Стихотворное начало».

2.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Освежить ранее полученные знания, подвести к проблемному диалогу.

Приём «Незаконченное предложение».

3.

Актуализация и выявление затруднения в пробном учебном действии.

Активизировать мыслительную деятельность, выявить отличительные признаки имени прилагательного.

Приём «Отгадай и сформулируй тему!».

4.

Выявление места и причины затруднения. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Привлечь внимание к новым сведениям. Сформулировать тему. Формировать умение высказывать предположения.

Приём «Наводящий вопрос».

5.

Первичное закрепление в изменённой ситуации.

Найти в тексте-описании словосочетания сущ. +  прил.

Приём «Удивляй!».

Упражняться в определении рода и падежа прилагательного по существительному.

ФИЗМИНУТКА

Снять физическое и эмоциональное напряжение.

Приём «Лови ошибку!».

6.

Применение и добывание знаний в ситуации творческого задания.

Учить писать изложение текста-описания.

Приём «Работай по плану!».

7.

Итог урока.

Соотнести цель урока с достигнутым результатом.

Приём «Вопрос - ответ».

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, наметить пути их устранения. Оценить свою деятельность на различных этапах урока и порадоваться личностным результатам.

Приём «Заполнение листов достижений».

9.

Домашнее задание на выбор.

Закреплять знания, полученные на уроке.

Приём «Сделай выбор!».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

МАСТЕР-КЛАСС «Современный урок в свете требований ФГОС» учителя начальных классов

Я начну свое выступление с угощения, если позволите(предлагаю слушателям изюм.)Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство? Я хочу поделиться с вами теми изюминками, к...

Требования к современному уроку в контексте внедрения ФГОС нового поколения

Сегодняшняя жизнь предъявляет нам жесткие требования, главным из которых является умение ориентироваться в большом потоке информации, отбирать только нужное, умение адаптироваться к изменяющимся услов...

Доклад по теме: "Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС"

Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС...