Результаты диагностики уровня развития универсальных учебных действий в 1 классе
материал (1 класс)

Шоронихина Инна Александровна

Были использованы следующие типовые задачи: 

  1. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
  2. Задание  на учет мотивов героев в решении  моральной дилеммы  «Разбитая чашка» (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006).
  3. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004), Методика «Рисование по точкам»— эти методики позволяют выявить уровень развития личностных УУД.
  4. Методика «Выкладывание узора из кубиков» позволяет  выявить уровень развития регулятивных УУД.
  5. Методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман), Методика «Узор под диктовку», «Левая и правая стороны»- позволяют выявить уровень развития коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_1_d_klass.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов диагностики

уровня развития УУД 1Д класса 2017-2018 учебный год

проведенный педагогом-психологом Л.П.Ершовой

Уровень формирования у первоклассников УУД оценивался как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.  Были использованы следующие типовые задачи из Дорожной карты уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе:

  1. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
  2. Задание  на учет мотивов героев в решении  моральной дилеммы  «Разбитая чашка» (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006).
  3. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004), Методика «Рисование по точкам»— эти методики позволяют выявить уровень развития личностных УУД.
  4. Методика «Выкладывание узора из кубиков» позволяет  выявить уровень развития регулятивных УУД.
  5. Методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман), Методика «Узор под диктовку», «Левая и правая стороны»- позволяют выявить уровень развития коммуникативных УУД.

Обследуемые: учащиеся 1Д класса, 24 человека.

Сроки проведения: январь 2018 и апрель 2018 . В таблицу занесены результаты апрельской диагностики. Представлены результаты и рекомендации учителю для коррекции работы по формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД

Основные критерии

Методики

Результат

(От 1 до 3)

Рекомендации

Самоопределение

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой,

Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера)

Ср балл 1,7

1.Высокий - 73%

2.Средний - 27%

3.Низкий - 0%

1.Поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

2.Стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Смыслообразование

«Незавершен-ная сказка»

Ср. балл 1,9

1. Высокий  - 0%

2. Средний - 91%

3. Низкий - 9%

Проявлять заинтересованность в деятельности ребенка, развивать познавательный интерес, мышление и подавать инициативу в познании нового и интересного, учить работать самостоятельно.

Самооценка

 «Лесенка»

Позитивная самооценка - 17%

Завышенная - 83%

79% детей считают, что уровень оценки окружающих (родители и учитель) ниже его собственной оценки, он неудовлетворен своим социальным статусом в группе и у него депривирована потребность в социальном признании. Из этих детей «покинутые» родителями 14%, учителем 65%

Играть с детьми и постепенно их усложнять;

Проговаривать свои действия;

Объяснять происходящее;

Ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому; Разговаривать с ребенком спокойно не повышая тона голоса;

Создать благоприятную эмоциональную обстановку в классе;

Мотивация

Оценка уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)

Ср балл 1,5

Высокий - 0%

Средний - 7%

Ниже среднего - 86%

Низкий - 7%

1.Способствовать развитию  высокой учебной мотивации и уровня притязаний;

2.Формирование мотивации достижения и успеха.

3.Включение ребенка в активную деятельность на основе использования его  интересов

Конвенциальные и моральные нормы

Анкета «Оцени поступок»

 Нарушение конвенциальных и моральных норм не выявлено. Дети знают все категории социальных норм.

Нравственно-этическая ориентация

1.Решение моральной дилеммы.

(Пиаже 2006)

2.Выявление уровня моральнойдецентрации

(Ж. Пиаже)

3.Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликтной ситуации с личными интересами)

1. Ср. балл 2,2

Ориентация на объективные последствия 80%

Ориентация на мотивы поступка 17%

2. Ср. балл 2,7

Норма справедливого распределения - 19%

Норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому - 84%

3. Ср. балл 2,7

Направленность личности на себя - 19% (собственные интересы)

Направленность личности на других - 80% (Взаимопомощь)

1.Закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.

2.Формирование основ толерантности,

- развитие эмпатии,

- расширить представления о моральных нормах.

3.Стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,

4.Изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

Регулятивные УУД

Основные критерии

Методики

Результат

(От 1 до 3)

Рекомендации

Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

Методика «Рисование по точкам»

Ср. балл 2,2

Высокий - 21%

Средний - 43%

Низкий - 36%

Включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания

Оценивание  ориентировочной, контрольной и исполнительной части действия

Выкладывание узора из кубиков

Ср. балл 2,8

Принятие задачи - 100%

План выполнения - 92%

Контроль и коррекция - 92%

оценка - 92%

отношение к успеху и неудаче - 92%

1.Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

2.Необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  

3.Развитие понятийного мышления.

4.Коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

Познавательные УУД

Основные критерии

Методики

Результат

Рекомендации

Логические учебные действия

«Найди отличия» (сравнение картинок)

Высокий - 85%

Средний - 15%

Низкий - 0%

Использовать на уроках операции логического мышления

Знаково-символические познавательные действия

Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н.Карпова)

Высокий - 50%

Средний - 36%

Низкий - 14%

Учить различать предметную и речевую действительность.

Универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия.

Сформированность универсального действия

общего приема решения задач

(по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

Ср. балл 1,8

Высокий - 0%

Средний - 73%

Низкий - 27%

При анализе задачи учить выделять не только существенные, но и не существенные смысловые текста; учить применять разные способы решения; учить соотносить результат решения с исходным условием задачи.

Коммуникативные УУД

Основные критерии

Методики

Результат

Рекомендации

Коммуникация как кооперация

Методика «Рукавички»

Высокий - 39%

Средний - 61%

Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого.

Коммуникация как интеракция

(действия направленные на учет позиции собеседника)

Методика «Левая и правая стороны»

Высокий - 23%

Средний - 46%

Низкий - 31%

Соблюдение простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека, положительное одобрение со стороны взрослого.

Коммуникация как интериоризация

умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Методика «Узор под диктовку»

Высокий - 17%

Средний - 58%

Низкий - 25%

1.Поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания

2.Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

3.Формировать позицию собеседника

Выводы:

  1. У большинства учащихся 1д класса наблюдается положительная динамика в формировании личностных универсальных действий самоопределения и смыслообразования. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, а также ориентация  на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной  адаптации.
  2. Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания у большинства учащихся соответствует второму уровню. Некоторые учащиеся могут самостоятельно  ориентироваться как на соблюдение конвенциональных норм, так и на соблюдение моральных норм. Однако, большинство детей нуждается в помощи взрослых при выделении  морального содержания действий и ситуаций. Положительная динамика в развитии данного вида УУД у учащихся наблюдается.
  3. Развитие универсальных учебных действий по выделению морального содержания действий и ситуаций  у первоклассников соответствует норме. Т.е. большинство учащиеся могут самостоятельно  ориентироваться как на соблюдение конвенциональных норм, так и на соблюдение моральных норм.
  4. У большинства учащихся 1д класса регулятивные универсальные учебные действия  сформированы, у других - находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.
  5. У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.

Педагог-психолог__________________Л.П.Ершова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня развития универсальных учебных действий

Диагностика формирования  познавательных УУД в процессе изучения русского языка и математики по учебному комплекту Н.Ф. Виноградовой....

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 4 классов

Текст Рашита Нигмати "Белая"2 варианта заданий, включающие в себя задания по окружающему миру, русскому языку и математике.Карта анализа диагностической работы....

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий 1-4 класс

В работе представлены технологические карты формирования личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, методики их диагностики в начальной школе (1-4 класс)....

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий 1-4 класс

Диагностика уровня сформированностиуниверсальных учебных действий 1-4 класс...

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий 1-4 класс

Диагностика уровня сформированностиуниверсальных учебных действий 1-4 класс...