Использование модели «перевёрнутый класс» на уроках в начальной школе
статья

Об опыте использования модели "перевернутый класс" . Положительные и отрицательные стороны применения модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevernutyy_klass.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование модели «перевёрнутый класс»

на уроках в начальной школе

Изменения в современном обществе и в современном образовании предполагают изменение организации учебно-воспитательного процесса. Главными на уроке становятся дети с их любимым девизом: «Я сам!», а учитель при этом оказывается в роли организатора, партнера, консультанта. Ученик играет ведущую  роль, а учитель – помощник.

Для слабоуспевающих и медлительных детей, для тех, кому нужно больше времени для понимания учебного материала, усвоения теории, тоже важно создать комфортные условия, чтобы они с желанием шли на урок и не боялись выглядеть неуспешными.

Помогает в этом использование модели «перевёрнутый класс.

Модель «перевёрнутый класс» - один из элементов технологии смешанного обучения. Отличительная особенность модели – теоретический материал изучается учениками дома до урока. Они просматривают подготовленные учителем учебные видео,  слайды,  интерактивные материалы различных образовательных ресурсов.  Выполнение домашней работы состоит из: 1) чтения учебных текстов с поясняющими рисунками или схемами, 2) выполнения заданий или 3) прохождения тестов на начальное усвоение темы.

«Перевёрнутая модель» обучения перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, в зону его личной ответственности, а на практические навыки времени тратится больше. Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 10 минут).  После этого на уроке организуется  совместная деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов, исследований. То есть ученики большую часть времени урока закрепляют полученные знания и получают опыт по применению знаний, в том числе в нестандартных ситуациях.

Таким образом, ученик выходит на первый план, учитель, уже не являясь ведущей фигурой на уроке, консультирует и направляет деятельность учеников.

Преимущества модели перед традиционным обучением:

1.На домашнюю работу тратится меньше времени (видео короткое - 5-7 мин)

2.Самостоятельность, свобода при выборе места, времени, темпа.

Ученик приучается к самостоятельности и может работать в собственном темпе. Возможно, для многих детей посмотреть видео и выполнить небольшое задание по материалам этого видео намного легче обычного домашнего задания  (решить задачу, пересказать параграф), но пользы будет больше.

3.Возможность пересмотра. Тем более, что непонятное и трудное можно пересмотреть и разобраться, а урок, на котором идёт объяснение нового, невозвратен по времени, он идёт дальше, не понял что-либо, можешь совсем не понять дальнейшее объяснение.

4. Экономия времени.

На уроке подготовившийся ученик  уверенно рассказывает теорию по теме, что он понял. Если не понял, то задаёт вопросы, а это тоже проявление активности. Не  учитель рассказывает ученику, а ученик рассказывает, как он понял, а учитель корректирует, уточняет.

5. Тренировка речи

Дети на уроке не молчат, много общаются. Когда ученик рассказывает (учителю, другому ученику),  понимание становится глубже,  он  учится формулировать свои мысли, выражать их четко и ясно.

6. Больше практики.

Когда теория уже усвоена и рассказана, её на уроке быстро повторили, рассмотрели основные или наиболее сложные моменты, то на практические задания остаётся больше времени. При этом теоретические знания систематизируются  в таблицах, схемах, в рисунках.

  Здесь надо учитывать, что даже теперь класс по уровню подготовки

неоднороден. Да, кто то даже на уровень выше, чем обычно, предоставленный  материал изучил, всё понял, задание выполнил, да ещё и дополнительно что-то по теме почитал. Но бывают дети (1-2 человека), которые не досмотрели видео до конца (или совсем не работали  дома по теме) и им трудно или  неинтересно.

7. В случае отсутствия  на уроке,  ученик работает самостоятельно (помогает маршрутный лист).

Минусы модели:

1. Возрастает нагрузка (на учителя).

2. Больше времени нужно для подготовки занятия.

3. Техническое обеспечение должно соответствовать.

Во избежание проблем, связанных с “переворотом”, переход от традиционного класса к перевернутому проводится учителем постепенно.

Алгоритм подготовки занятия в модели «перевёрнутый класс» состоит из трёх этапов.

I. Этап проектирования:

1. Информирование родителей о новой модели обучения, например, на  родительском собрании совместно с учениками, перед проведением первого урока.

2. Определение учебного предмета и тем, которые младшие школьники в состоянии изучить самостоятельно.

3. Уточнение объёма теоретических знаний, которые ученики могут освоить самостоятельно.

4. Выбор платформ, электронных образовательных ресурсов.

II. Этап подготовки к уроку:

1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов.

2. Формулирование цели урока.

3. Отбор видов учебной деятельности и конструирование учебных ситуаций.

4. Выбор средств обучения.  

5. Предусмотреть возможность корректировки сценария урока исходя из

 результатов выполнения детьми домашнего задания.

Непривычно выглядит проект урока с использованием модели «перевёрнутый класс». На нём видно часть, выполняемую дома и часть, выполняемую в классе, ссылки на ресурсы, что делают ученики и учитель.

До начала работы по теме каждый ученик получает маршрутный лист. У слабого ученика и сильного ученика они могут быть одинаковые, но задания  разные (карточки, ссылки на платформы, онлайн-тренажёры). Некоторых ребят привлекают такие уроки возможностью работать с любимым гаджетом.

Учитель готовит и подробные инструкции, особенно для первых занятий и при введении нового Интернет-ресурса.

III. Этап реализации:

1. Изучение нового учебного материала и его закрепление дома. Ученики свободны в выборе темпа, места и времени обучения.

2. Обсуждение изученного материала в начале урока, ответы на вопросы детей.

3. Деление учеников на группы и организация групповой работы.

4. Подведение итогов.

5. Рефлексия.

На каждом занятии ученик оценивает свою работу и работу одноклассников. Листы оценки - в маршрутном листе.  

Формирующее оценивание может помочь:

 учиться на ошибках;

 понять, что важно и что  получается;

 обнаружить, чего  не знают и пока не умеют делать.

Дети многое могут сами, надо только разрешить попробовать. Тем более некоторые очень желают стать учителем. Хотя бы на чуть-чуть. Например, ученик может сам для урока сделать задание в сервисе learningapps.org по подобию выполненного. Там есть клавиша «сделать подобное».

Применение модели «перевёрнутый класс выдвигает требования к ресурсам.

1. Понятные и доступные.

2. Не требуют большого количества времени.

3. Акцентируют внимание на самом важном.

4. Раскладывают материал «по полочкам».

5. Работают не только с компьютера, но и с планшета, смартфона ...

6. Не скучные.

Для обеспечения ресурсами для организации обучения учитель может:

  1. найти готовые ресурсы;
  2. готовить ресурсы сам.

Есть много разных сервисов, платформ. У каждой – своё назначение. Вот некоторые из них.

1.Платформа  Learningapps (http://learningapps.org/)

Это конструктор интерактивных заданий разных типов. Все выполненные задания сразу проверяются. Создала  аккаунты для учеников и сформировала список класса. Детям нравится то, что проверка знаний напоминает игру.

2. «Яндекс.Учебник» — это сервис с заданиями по математике, русскому языку, окружающему миру для 2—4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников. Ученики работают онлайн с «Учебником» в школе и дома, видят свои успехи, а учитель отслеживает динамику развития каждого ученика. На платформе собраны интересные интерактивные уроки, инструменты автоматической проверки заданий и другие возможности. Сервис сам проверяет ответы и составляет отчет для преподавателя. Задания не только школьной программы,  есть и работы повышенной сложности.

3. Wiki-стенгазета.

WikiWall или, как его называют, интерактивная доска – это сервис, позволяющий создать страницу и работать совместно  группе пользователей. Всем сразу видно, как работают другие

4. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart (https://edu.skysmart.ru). Ученики выполняют задания, и система самостоятельно выставляет им за это баллы.

5. Ресурсы, где можно найти материал для подготовки и проведения уроков:

 Youtube» http://ru.youtube.com/

 «инфоурок» https://infourok.ru/videouroki

«яндекс  видео» http://video.yandex.ru/

 «видеоуроки» https://videouroki.net/

Если не удается найти тот материал, который нужен к уроку, тогда можно создать видео презентацию или видеофрагмент с помощью программы «iSpringFreeCam» или другой.

При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ ПО УМК «ШКОЛА – 2100»

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Мастер-класс "Использование приёма "Облака слов" на уроках в начальной школе"

Интересный и весьма практичный приём, способствующий визуализации учебного материала....

Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»

В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках....

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»

Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.Тема мастер-класс...

Мастер -класс «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальных классах....