ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ
статья (1 класс)

Сотникова Алла Пантелеевна

Мир быстро меняется. Люди ставят пред собой задачи, о которых не задумывались ещё десять лет назад. Нужно написать пост в Facebook или Instagram? Проявить креативность и гибкость в решении возникшей проблемы? Кто сейчас учит этим умениям наших детей? В Школе № 283 создана уникальная образовательная среда, позволяющая ребенку приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач. Степень владения этими навыками определяет понятие «функциональная грамотность». В настоящее время учителя используют широкий спектр цифровых инструментов, в частности, Московскую электронную школу и Яндекс Учебник. В данной статье речь идет о возможностях формирования функциональной грамотности на платформе Яндекс Учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ

А. П. Сотникова, кандидат психологических наук

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 283» города Москвы

        Мир быстро меняется. Люди ставят пред собой задачи, о которых не задумывались ещё десять лет назад. Нужно написать пост в Facebook или Instagram? Необходимо адекватно отреагировать на мнение незнакомого человека? Проявить креативность и гибкость в решении возникшей проблемы? Кто сейчас учит этим умениям наших детей?

        В Школе № 283 создана уникальная образовательная среда, позволяющая ребенку приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач. Степень владения этими навыками определяет понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность позволяет детям и подросткам быть успешными и сейчас, и в будущем.

        На ступени НОО продолжается работа, которую начали воспитатели в детском саду. В образовании именно они помогают детям сделать первые шаги в становлении базовых навыков жизни в обществе.

        Перед воспитателями и учителями стоят задачи формирования читательской, математической, естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций, креативного и критического мышления, финансовой грамотности. Уже несколько лет в школе для решения задач, поставленных временем, используются цифровые образовательные технологии как способ организации образовательной среды. В настоящее время учителя используют широкий спектр цифровых инструментов, в частности, Московскую электронную школу и Яндекс Учебник. В данной статье речь идет о возможностях формирования функциональной грамотности на платформе Яндекс Учебник. Каждый материал, предложенный в этом ресурсе, можно рассматривать как средство для реализации этой цели. Но есть специально разработанный курс «Работа с информацией». Он позволяет учителю увидеть обобщенно, как можно использовать материал каждого урока для формирования функциональной грамотности.

        Специалисты Яндекс Учебника собрали все задания в одну Карту, которая упрощает навигацию по умениям. Задания метапредметные, поэтому их можно выдавать на любых уроках: математике, окружающем мире, русском языке. В частности, мы сначала работали с этими заданиями в классе, затем ребята применяли свои умения самостоятельно.

        Курс «Работа с информацией» предлагает сформировать следующие умения: ориентироваться в источнике информации (ориентироваться на странице, узнавать элементы информации по особым приметам), извлекать информацию (выбирать информацию об объектах и признаках, сравнивать информацию в тексте и на иллюстрациях), умение работать с недостающей информацией (различать знания о предметах в своём опыте и источнике, находить ошибку на рисунке и в тексте, находить значение слова с помощью картинки, соотносить вопрос и источник информации). После выполнения всех заданий на протяжении определённого периода времени можно выполнить обобщающую работу, в которой необходимо применить выработанные умения.

        В течение 2020-2021 учебного года мы работали целенаправленно на платформе Яндекс Учебник, решая поставленные задачи. Речь идёт о первоклассниках школы. Важно отметить, что наряду с формированием всех видов функциональной грамотности развивались навыки компьютерной грамотности у детей. Ученики овладели умениями работать с мышью и клавиатурой, пользоваться поисковой системой Google, входить в свой аккаунт в сервисе Яндекс Учебник, ориентироваться в предложенных заданиях по предметам и в курсе «Работа с информацией». Параллельно работая во внеурочной деятельности по информатике, ученики овладели знаниями о том, как обеспечить безопасность в интернете: антивирусы, личные данные, пароли, общение в сети Интернет.

        Разберём как пример одно из заданий, выполненных учениками на платформе Яндекс Учебник в первом классе. На обобщающем занятии смоделирована реальная ситуация чтения Афиши перед тем, как отправиться на спектакль. Перед учеником стоят задачи, которые он должен решить. Что я, как внимательный читатель, увидел, рассматривая несплошной текст: иллюстрацию, текстовую и цифровую информацию, которая написана разным шрифтом. Какую информацию я извлёк? Учащимся предлагается обратить внимание на разные элементы информации и ответить на вопросы: как называется спектакль и в каком театре он будет проходить? Чем интересен этот театр? О чём этот спектакль и кто его главные герои? Зрителям какого возраста адресован спектакль в театре теней? Выполняя задания, дети демонстрируют умение искать информацию о месте и времени проведения и соотносить её с часами и календарём.

        Одно из заданий звучит так: «В каком театре будет проходить спектакль? Выбери картинку». Предлагаются иллюстрации, на которых написаны названия театров. Ниже предложена помощь «Нажми, чтобы посмотреть афишу ещё раз». Существующие подсказки моделируют поведение учеников, помогают им присвоить паттерны поведения, которые способствуют ориентировке в поступающей информации.

         На уроках над этими заданиями дети работали в парах. Это способствовало развитию способностей координировать усилия, управлять своим поведением, быть открытым к новому, находить порой нестандартное решение поставленной задачи, понимать и воспринимать иную точку зрения, осознавать культурные и другие различия. В данном случае мы имеем возможность формировать глобальные компетенции, которые предполагают развитие эмпатии, аналитического и критического мышления.

        Шагом в формировании естественнонаучной грамотности может стать выполнение задания «Найди и отметь, когда состоится спектакль». Первоклассник ориентируется на плакате и соотносит вопрос и свои знания о времени, интерпретирует эти данные для решения поставленной задачи. Следующее задание «Отметь на календаре, в каком месяце состоится спектакль». И вновь перед ребёнком встаёт задача актуализировать свои знания об окружающем мире.

        Далее необходимо определить, во сколько начинается спектакль, и выбрать изображение часов, на которых указано время. В данном случае мы предлагаем работу, которая формирует математическую грамотность первоклассника, т. е. способность ребёнка использовать математические знания в разных контекстах.

        Следующее задание звучит так: «Можно ли ученице взять с собой на спектакль четырёхлетнего брата? Выбери «Да» или «Нет» и поясни свой ответ». И снова даётся подсказка: «Нажми, посмотри на афишу ещё раз». Ученики могут поделиться друг с другом знаниями о том, как указывается возраст, для которого предназначено представление.

        Читая задания, тексты на афише, дети развивают способность использовать текстовую информацию для достижения своих целей, т. е. они развивают читательскую грамотность.

        Систематическая работа по формированию функциональной грамотности на платформе Яндекс Учебник показала, что обучение функциональной грамотности  это интересный и творческий процесс, который приносит удовлетворение и ученикам, и учителю. Использование цифровых инструментов  это широкие возможности для учеников, их родителей и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

преемственность в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач школы

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта. Ни у кого ...

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

Внеурочное занятие по математике "Решение жизненных задач"

Внеурочное занятие по математике "Решение жизненных задач"...

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»

Разработка урока по  математике с элементами финансовой грамотности....