ОВЗ: «Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт-терапии»
статья

Материал предназначен для работы с детьми с ОВЗ: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций. Будет интересен и полезен в применении на практике учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям, воспитывающих детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья через применение технологии арт-терапии»

Содержание:

1. Введение

2. Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

2.1. Дети с ОВЗ и особенности их обучения

2.2. Психолого-педагогические аспекты технологии арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ

2.3.  Методики и техники арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

2.4.Эффективность и результативность коррекционного воздействия арт-терапии

2.5. Заключение

3. Список использованных источников и литературы     

1. Введение

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

2. Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

2.1. Дети с ОВЗ и особенности их обучения

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова выделяет следующие группы детей с ОВЗ:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит, затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.

Так как основная цель специального образования - введение в образовательную среду и культуру ребенка (по разным причинам выпадающего из нее), то для достижения этой цели нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Главное, о чем должен помнить учитель при обучении детей с ОВЗ, - это оценка динамики достижений (что меняется со временем).

Организации образовательного процесса для детей с ОВЗ требует определенных форм и методов:

- гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)

- организация деятельности и сотрудничества в малых группах

- обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)

- организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным

- обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях

- организация гибкого временного режима обучения

- использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ

- наличие тьюторов в соответствии с ИОП.

2.2. Психолого-педагогические аспекты технологии арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством».

Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста. Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот). Полушария в центре связаны мозолистым телом — узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления. При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.

Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия.

Арт-терапия — это прежде всего, терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникаци и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия решает следующие задачи:

- пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность;

- создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью произведений искусства;

- развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности.

- компенсирует недостающие возможности;

- помогает формировать навыки межличностной коммуникации. Налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой;

- оптимизирует личностные качества.

Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

В последнее время появилось множество приемов по арт-терапии:

кляксография,

пластилинография,

композиции из цветного песка,

рисование солью по мокрому,

рисование пальчиками, ладошками,

«рисование» крошкой из сухих листьев,

ниткография,

«рисование» крупой,

изотерапия;

песочная терапия,

фототерапия,

игротерапия;

музыкотерапия,

вокалотерапия,

сказкотерапия.

2.3.  Методики и техники арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.

Вспомогательные — психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия.), библиотерапия.

Пример вспомогательной арт-терапии - изотерапия.

Активная индивидуальная техника «Рисуночная терапия «Ландшафты детской души».

Цель — активизация целительного потенциала самого ребенка.

Очень эффективна для детей с задержкой умственного развития. Предполагает еженедельное рисование по 30-40 минут в течение 3-х месяцев.

Педагог дает ребенку лист А4 и простой карандаш, затем объясняет суть творческой работы: «Мы с тобой будем рисовать и беседовать. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Я буду хранить твои рисунки в отдельной папке с твоим именем. Когда эта работа завершится, я отдам папку тебе» (нужно показать ребенку папку, которую он при желании может раскрасить).

Потом предлагает: «Нарисуй картинку, которая изображает какую-то историю». Ребенок рисует. После чего педагог задает вопросы: «Этот рисунок изображает какую-то историю?» «Ты можешь рассказать мне, что происходит на этом рисунке?» «У рисунка есть название?» «Какие события предшествуют этом рисунку?» «Что произойдет потом?» «О чем ты думал, когда рисовал?» Рисунки при этом не интерпретируются.

Результат: В беседе налаживается процесс осмысления событий окружающего мира. Через рисунок происходит безопасная разрядка саморазрушительных и разрушительных тенденций. Инициируются творческие процессы, раскрываются различные способности, вплоть до того, что ребенок придумывает танец и его исполняет.

Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Все методы безопасны, экологичны и доступны. Ими пользуются психологи на арт-терапевтических занятиях и сами родители.

Пример лечебной арт-терапии «Цветотерапия».

Основная цель — здоровьесбережение. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему.

Вот ее простые, но очень действенные приемы:

Активный групповой приём «Игра «Волшебные краски». Детям дается желтая и синяя краска на палитре. Дети смешивают желтый и синий до зеленого.

Результат: происходит оздоровление нервной системы, толчок к развитию внутренних ресурсов и самооздоровления.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества,  самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусства. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Все эти занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка.

Активная индивидуальная методика «Игра «Волшебные покрывала». Рекомендуется для детей с проблемами эмоциональной сферы и речи.

Цель — развитие речевых навыков, воображения, здоровьесбережение.

Для игры необходим набор прозрачных платков пастельных и насыщенных тонов, соответствующих цветовому спектру. В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка, педагог предлагает ему платок определенного цвета. Ребенок и педагог накрываются платком, например, оранжевым, повышающим настроение. Под покрывалом они сидят друг против друга, держась за руки, «глаза в глаза». Педагог предлагает ребенку отправиться в оранжевую сказку и беседует с ним на соответствующую моменту тему тихим, «чарующим» голосом.

Результат: корректируется психоэмоциональное состояние.

Развиваются зрительные, слуховые, речевые навыки.

Развивается внутренний контроль и управление чувствами.

При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. К пассивным методам относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств.

Пассивная групповая методика «Поход в музей»

Цель — стимулирование процессов мышления, повышение самооценки, развитие эстетического восприятия.

Рекомендуется для коррекции личности ребенка с проблемами в эмоциональной и коммуникационной сферах, а также при задержке умственного развития.

В музее детям предлагается рассмотреть картины или скульптуры. Затем даются задания: повторить позу скульптуры; повторить мимику скульптуры; представить себя в роли героя картины; придумать диалоги героев картины; рассказать о развитии сюжета картины.

Результат:  осуществляется мощный стимул для развития творческого мышления и эмоциональной сферы ребенка, развивается умение выражать собственные мысли. Происходит выход за рамки мышления, сформированного психическими и физиологическими особенностями развития, а также повышение самооценки и развитие эстетических чувств.

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

2.4.Эффективность и результативность коррекционного воздействия арт-терапии

Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Ожидаемые результаты работы:

- Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

- Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

- Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

2.5. Заключение

Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

3. Список использованных источников и литературы     

1.  Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.

3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001

4.  Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002.

5. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.

6. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. М.: 2014.

7. Петрушин В.И.  Музыкальная психотерапия  М., 2000.

8. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/

9. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с ограниченными возможностями здоровья....

Обучение технике чтения детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

В материале автор описывает  как обучают чтению детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху,  расскрывает пять основных способов обучения чтению,  смысловую сторону навыка чте...

Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)

В статье кратко описываются виды детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) и даны рекомендации родителям, как правильно подойти к коррекциии таких детей....

Нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья

цикл занятий включающие в себяэлементы  нейропсихологической коррекции...

Технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение инновационных педагогических технологий особенно актуально при обучении детей, получающих образование в форме надомного обучения. Технология целенаправленного развития  познавательных ...

Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность

Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...