Технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Алексеева Лариса Александровна

Применение инновационных педагогических технологий особенно актуально при обучении детей, получающих образование в форме надомного обучения. Технология целенаправленного развития  познавательных стратегий школьников позволяет раскрыть глубинные возможности каждого ребёнка. И вселить веру в успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_tsrps.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Среди ряда современных интерактивных педагогических технологий  я выделила технологию «Целенаправленное  развитие познавательных  стратегий школьников» ( ЦРПС).  На территории Владимирской области  внедряется с 2008года. Представляет собой авторскую модель личностно-ориентированного образования. Автор  концепции доктор психологических наук А.А.Плигин наглядно показывает как  данная технология  позволяет развить у школьников  познавательные способности, управленческие  и рефлексивные умения, умение учиться и обучаемость, интеллектуальные операции, предметные компетенции. Учащиеся выдвигают цель и критерии её реализации, учатся выбирать средства деятельности и планировать ход её осуществления, обеспечивать корректировку и многоуровневую рефлексию, получая индивидуальный результат  учебной деятельности. Методологически концепция ЦРПС  исходит из принципа развития психических явлений «внешнее через внутреннее» С.Л.Рубинштейна.

    Познавательная стратегия  - это индивидуальная взаимосвязь (чаще – последовательность) мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в учебной деятельности. Структура:

  1. цель и мотивация;
  2. критерии достижения цели;
  3. действия и операции, их согласованность;
  4. контроль и коррекция,
  5. фиксация результата деятельности.

   Разработана довольно полная классификация познавательных стратегий школьников.  Среди видов познавательных стратегий можно выделить индивидуальные, состоящие  только их элементов, характерных  только для конкретного человека, и универсальные, состоящие их элементов, свойственных большинству людей. В данной статье мы рассматриваем индивидуальные стратегии учеников надомного обучения с ОВЗ.  Их можно разделить на общеучебные,  играющие роль при изучении любых школьных предметов, и специальные, относящиеся к какой-то определённой конкретной области знаний.

   Познавательная стратегия является реализацией динамических взаимосвязей в познавательной деятельности между следующими составляющими:

- представление цели;

- мотивация;

- критерии достижения цели;

- основные операции и действия, направленные на реализацию цели;

- согласованность операций и действий;

- контроль за исполнением операций и получение промежуточного результата;

- коррекция операций или представление цели;

- критерии прекращения процесса деятельности;

- фиксация результата деятельности.

Компоненты модели Т.О.Т.Е. в технологии ЦРПС:

- мотивационно-ориентировочный,

- исполнительский,

- рефлексивно-корректировочный,

- результат-фиксирующий.

Т – тест 1 «точка запуска» - то, с чего мы начинаем что-либо делать, установка цели;

О – операции – действия, направленные на достижение нужного результата;

Т – тест2 – проверка, правильно ли всё делается, в нужном ли направлении развивается процесс. Достигается ли именно та цель, которая была установлена;

Е – выход, завершение процесса. Понимание того, что цель достигнута.

Со структурной точки зрения стратегия раскрывает взаимосвязи между:

  1. репрезентацией цели и критерием её достижения,
  2. операциями по достижению результата,
  3. коррекцией процесса деятельности,
  4. фиксацией получаемого результата.

Если к каждому компоненту модели Т.О.Т.Е. сформулировать вопросы, раскрывающий его поэлементный состав, то получится вопросник, помогающий ученику и учителю глубоко осмыслить структуру индивидуальной познавательной стратегии, реализующейся в ходе учебной деятельности.

Классический вопросник для выявления стратегии на основе модели Т.О.Т.Е.:

Т 1  

Как ты решаешь, что будешь делать Х?

Вспомни опыт Х до его начала и реши. Что послужило причиной его возникновения? Что тебя мотивирует?

Какие критерии важны для получения результата?

О

Из  скольких шагов состоит процесс Х?

Какие шаги наиболее важны?

Что ты делаешь во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.?

Какова последовательность действий?

Т 2

Как ты понимаешь, что движешься в правильном направлении?

Как ты понимаешь, что это правильно?

Как ты понимаешь, что у тебя получается?

Что ты делаешь, если что-либо не получается?

Е

Какой шаг служит завершением процесса?

Как ты понимаешь, что достиг цели?

Какой последний шаг ты сделал?

Если вместо Х подставить какой-либо вид учебно-познавательной деятельности, то получится вопросник для исследования конкретной познавательной стратегии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коррекции познавательных способностей в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. "Костотряс".

Закрепление решения задач изученных видов.Урок комплексного применения знаний....

Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...

Статья "Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья"

В процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образова...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...