Формула развития интеллектуального потенциала ребенка в начальной школе
статья
Успешность работы начальной школы и школы в целом зависит от того, как организован образовательный процесс с детьми, имеющими высокие результаты по предметам. в статье рассказывается о том, как ведется эта работа на примере конкретной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Максимова Анна Константиновна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ноябрьск
8 (3496) 35-24-34
Формула развития интеллектуального потенциала ребенка в начальной школе
Успешность работы начальной школы и школы в целом зависит от того, как организован образовательный процесс с детьми, имеющими высокие результаты по предметам. Отличительными признаками такого ребенка, при наличии у него высоких результатов по мониторингам, ВПР а также тематическим и итоговым срезам являются ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, активность умственной деятельности и ощущения радости и удовольствия от умственного труда. Диагностика желаний, стремлений, способностей и возможностей детей, формирование активной познавательной потребности высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей в образовательной деятельности позволяют целенаправленно управлять процессом саморазвития и самоопределения обучающихся.
В нашей школе такая работа строится по 5 направлениям:
1. Урочная деятельность, которая подразумевает прежде всего дифференцированную и индивидуальную работу с такими учащимися, она включает в себя не только задания повышенной трудности, но и упражнений на развитие логического мышления, требующие нестандартного решения. Ребенку предоставляется роль консультанта на уроке, а также ведущие роли (бригадир, координатор) в парной и групповой работе. Включение учащихся в учебное сотрудничество позволяет учителю работать в «зоне ближайшего развития», включать в работу дополнительные источники знаний (информации).
В рамках фестиваля 1ученик 1 компьютер в нашей школе были разработаны дистанционные уроки, которые включают в себя видеоролик с объяснением нового материала, ссылкой на самостоятельную и разноуровневую работу с использованием возможностей доски «Lino it», образовательного портала kid-mama.ru, тестирование на сайте https://saharina.ru. Такие уроки мы рекомендуем использовать в период дистанционного обучения, для индивидуальной работы. В планах нашей школы - создать видеотеку с такими уроками.
2. Внеурочная деятельность, где начиная с первого класса, проводятся занятия по развитию интеллектуально-творческих и познавательных способностей в курсах «Школа развития речи», «Решение нестандартных задач» «Мир моих интересов», «Я-исследователь». Занятия внеурочной деятельностью, как никакие другие позволяют в нестандартной форме («Детективное агентство», «Брэйн-ринг», «Эрудит-марафон», интеллектуальные игры «Что?Где Когда?», «Умники и умницы» и т.п.) привлечь детей и раскрыть их возможности в условиях «здоровой» конкуренции.
Особое внимание хотелось бы уделить исследовательских способностям ребенка путем совершенствования его в проектной мастерской «Я-исследователь». Занятия в этом направлении предполагают активную исследовательскую, научно-техническую (изобретательскую) деятельность. За время работы лаборатории были разработаны проекты «Капля в море», «Книжка-малышка», «Золотая рыбка», «Начинающий гончар». Проектная мастерская «Я-исследователь» при тесном взаимодействии с «Лабораторией проектных решений» старшего звена работает над реализацией проекта «Многогранники». Годом ранее проектная мастерская совместно с воспитанниками МАДОУ «Колокольчик» реализовывали проект «Традиции русского народа».
Внедрение технологий соревновательной робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и, без сомнения, познавательных универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.
Занятия робототехникой дают хороший задел на будущее, вызывают у ребят интерес к научно-техническому творчеству.
В будущем такая работа поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на них с разных сторон и рассматривать их под разным углом.
3. Заседания Клуба родителей и детей (КРиД), основной целью которого является расширить образовательное пространство способных детей. Талантливые учащиеся вместе со своими родителями знакомят с семейным опытом совместной работы с ребёнком. Заседания ориентированы на конкретные сформированные знания детей и это позволяет формировать способность правильно применить эти знания и распространить свой опыт для других. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Клуб родителей и детей – молодое направление в нашей школе, но мы совместно с семьями заинтересованных детей провели уже 2 успешных, на наш взгляд, заседания по темам «Дом, который построили мы…», «Пробы пера».
4. Предметные недели, организуются с целью повышения интерес детей к различным областям знаний, они формируют познавательную активность, кругозор, развивают творческие и интеллектуальные способности учеников, а также позволяют увидеть учебный предмет «изнутри». Ученики нашей школы охотно принимают участие в предметных неделях, за время их проведения ребятами были созданы интересные сообщения такие как «Жизнь таракана в числах», «Самое большое число», «Интересные факты о цифре «нуль», «Есть слова на букву «ы»?!», «Тайны русского языка. Что означает слог «га»?», «Геометрические фигуры в природе» и т.п. Предметные недели включают организацию олимпиад, оформление галереи ребусов, выставки творчества детей, защиту стенгазет, тематические игры.
5. Олимпиады, конкурсы, участие в которых развивает не только интеллектуальные способности, но и улучшает абстрактное и логическое мышление, совершенствует творческие способности. Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей. Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это и проверка школьных знаний, и отличная тренировка и саморазвитие. Результаты вносятся в школьную базу данных.
В заключение хотелось бы отметить, что задача каждого учителя разглядеть в ребенке потенциал и планомерно развивать его, двигаясь словно по лестнице, держа за руку, шаг в шаг, подстраиваясь под темп ходьбы ребенка. И тогда процесс интеллектуального роста и развития не заставит себя ждать, т.к. будет естественным и радостным для всех его участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/22/picture-50581-1479827918.jpg)
Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ОВЗ посредством совершенствования исследовательских умений
Описываются способы развития интеллектуального потенциала учащихся посредством дальнейшего усовершенствования исследовательских умений на уроках...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-186236-1362849798.jpg)
Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».
Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-424989-1396725555.jpg)
Развитие интеллектуального потенциала обучающихся
Статья для учителей начальных классов и начинающих психологов...
Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...
Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе.
Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. И как раз через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при кото...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1305922-1610992006.jpg)
"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"
В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/10/picture-1054372-1589128113.jpg)
"Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"
Деятельность учителя начальных классов немыслима без внеклассной и внешкольной работы. Мои дети всегда с удовольствием принимают участие на различных внеклассных мероприятиях: конференции, конкурсы ри...