Формула развития интеллектуального потенциала ребенка в начальной школе
статья

Анна Константиновна Максимова

Успешность работы начальной школы и школы в целом зависит от того, как организован образовательный процесс с детьми, имеющими высокие результаты по предметам. в статье рассказывается о том, как ведется эта работа на примере конкретной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formula_razvitiya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова Анна Константиновна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ноябрьск

school8@rambler.ru

 8 (3496) 35-24-34

Формула развития интеллектуального потенциала ребенка в начальной школе

Успешность работы начальной школы и школы в целом зависит от того, как организован образовательный процесс с детьми, имеющими высокие результаты по предметам. Отличительными признаками такого ребенка, при наличии у него высоких результатов по мониторингам, ВПР а также тематическим и итоговым срезам  являются ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, активность умственной деятельности и ощущения радости и удовольствия от умственного труда. Диагностика желаний, стремлений, способностей и возможностей детей, формирование активной познавательной потребности высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей в образовательной деятельности позволяют целенаправленно управлять процессом саморазвития и самоопределения обучающихся.

В нашей школе такая работа строится по 5 направлениям:

 

1. Урочная деятельность, которая подразумевает прежде всего дифференцированную и индивидуальную работу с такими учащимися, она включает в себя не только задания повышенной трудности, но и упражнений на развитие логического мышления, требующие нестандартного решения. Ребенку предоставляется роль консультанта на уроке, а также ведущие роли (бригадир, координатор) в парной и групповой работе. Включение учащихся в учебное сотрудничество позволяет учителю работать в «зоне ближайшего развития», включать в работу дополнительные источники знаний (информации).

В рамках фестиваля 1ученик 1 компьютер в нашей школе были разработаны дистанционные уроки, которые включают в себя видеоролик с объяснением нового материала, ссылкой на самостоятельную и разноуровневую работу с использованием возможностей доски «Lino it», образовательного портала kid-mama.ru, тестирование на сайте https://saharina.ru.  Такие уроки мы рекомендуем использовать в период дистанционного обучения, для индивидуальной работы. В планах нашей школы  - создать видеотеку с такими уроками.

2. Внеурочная деятельность,  где начиная с первого класса, проводятся занятия по развитию интеллектуально-творческих и познавательных способностей в курсах «Школа развития речи», «Решение нестандартных задач» «Мир моих интересов», «Я-исследователь». Занятия внеурочной деятельностью, как никакие другие позволяют в нестандартной форме («Детективное агентство», «Брэйн-ринг», «Эрудит-марафон», интеллектуальные игры «Что?Где Когда?», «Умники и умницы» и т.п.) привлечь детей и раскрыть их возможности в условиях «здоровой» конкуренции.

Особое внимание хотелось бы уделить исследовательских способностям ребенка путем совершенствования его в проектной мастерской «Я-исследователь». Занятия в этом направлении предполагают  активную исследовательскую, научно-техническую (изобретательскую) деятельность. За время работы лаборатории были разработаны  проекты «Капля в море», «Книжка-малышка», «Золотая рыбка», «Начинающий гончар». Проектная мастерская «Я-исследователь» при тесном взаимодействии с «Лабораторией проектных решений» старшего звена работает над реализацией проекта «Многогранники». Годом ранее проектная мастерская совместно с воспитанниками МАДОУ «Колокольчик» реализовывали проект «Традиции русского народа».

        Внедрение технологий соревновательной робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и, без сомнения, познавательных универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.

Занятия робототехникой дают хороший задел на будущее, вызывают у ребят интерес к научно-техническому творчеству.

В будущем такая работа поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на них с разных сторон и рассматривать их под разным углом.

3. Заседания Клуба родителей и детей (КРиД), основной целью которого является  расширить образовательное пространство способных детей. Талантливые учащиеся вместе со своими родителями знакомят с семейным опытом совместной работы с ребёнком. Заседания ориентированы на конкретные сформированные знания детей и это позволяет формировать  способность правильно применить  эти знания и распространить свой опыт для других. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Клуб родителей и детей – молодое направление в нашей школе, но мы совместно с семьями заинтересованных детей провели уже 2 успешных, на наш взгляд, заседания по темам «Дом, который построили мы…», «Пробы пера».

4. Предметные недели, организуются с целью повышения интерес детей к различным областям знаний, они формируют познавательную активность, кругозор, развивают творческие и интеллектуальные способности учеников, а также позволяют увидеть учебный предмет «изнутри». Ученики нашей школы охотно принимают участие в предметных неделях, за время их проведения ребятами были созданы интересные сообщения такие как «Жизнь таракана в числах», «Самое большое число», «Интересные факты о цифре «нуль», «Есть слова на букву «ы»?!», «Тайны русского языка. Что означает слог «га»?», «Геометрические фигуры в природе» и т.п. Предметные недели включают организацию олимпиад, оформление галереи ребусов, выставки творчества детей, защиту стенгазет, тематические игры.

5. Олимпиады, конкурсы, участие в которых развивает не только  интеллектуальные способности, но и улучшает абстрактное и логическое мышление,  совершенствует творческие способности. Всем известно, что олимпиадные задания не стандартны, следовательно, у участников ум приспосабливается к «гибкости», оригинальности разработки идей. Помимо этого, участие в олимпиадах в некотором смысле развивает уверенность в себе, повышает стрессоустойчивость. Ведь как бы там  ни было, олимпиада – это своего рода стресс, и способность перебороть его и страх также важна во «взрослой» жизни. Таким образом, участие в предметной олимпиаде – это и проверка школьных знаний, и отличная тренировка и саморазвитие. Результаты  вносятся в  школьную базу данных.

В заключение хотелось бы отметить, что задача каждого учителя разглядеть в ребенке потенциал и  планомерно развивать его, двигаясь словно по лестнице, держа за руку, шаг в шаг, подстраиваясь под темп ходьбы ребенка. И тогда процесс интеллектуального роста и  развития не заставит себя ждать, т.к. будет естественным и радостным для всех его участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала младших школьников с ОВЗ посредством совершенствования исследовательских умений

Описываются способы развития  интеллектуального потенциала учащихся  посредством  дальнейшего усовершенствования исследовательских умений на уроках...

Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».

Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах...

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся

Статья для учителей начальных классов и начинающих психологов...

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе.

Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. И как раз через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при кото...

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...

"Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"

Деятельность учителя начальных классов немыслима без внеклассной и внешкольной работы. Мои дети всегда с удовольствием принимают участие на различных внеклассных мероприятиях: конференции, конкурсы ри...