Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».
статья по теме

Асташкина Наталья Александровна

Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_a.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».

Несмотря на то, что проблема развития интеллектуальных способностей детей и подростков не является новой, ее актуальность сегодня не вызывает сомнений. Современная действительность - время стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, повышая "планку" требований, предъявляемых к человеку. На сегодняшний момент от подрастающего поколения требуется высокий уровень развития, и, прежде всего, его интеллектуальной составляющей. Нет сомнений в том, что это не "желательное", а именно необходимое условие его будущей успешности в жизни. Этим и объясняется востребованность сегодня образовательных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс в соответствии с новым социальным заказом общества.

В этой связи чрезвычайно важным представляется появление программ, подобных "Интеллектике" - программе которая отвечает требованиям предъявляемым к современному школьному обучению - интересно, научно, практично, своевременно. Ее автор известный российский психолог, профессор, доктор психологических наук - Анатолий Залманович Зак. Программа позволяет развивать творческие способности учителя и ученика, так как ведет их к поиску разнообразных формулировок задачи, что в свою очередь способствует ее усвоению и пониманию, а, следовательно, и решению. Активный диалог учителя и ученика развивает культуру мышления, способствуя появлению нового креативного продукта, возникающего в процессе учебной деятельности, совершенствуя при этом личность ученика и личность учителя. В процессе осмысления условий и поиска решения задачи у ученика возникают вопросы, отвечая на которые учитель и формирует стойкую учебную мотивацию, стимулируя развитие адекватной самооценки, активной мыслительной деятельности у младшего школьника. Цели курса – способствовать полноценной адаптации детей к обучению в начальной школе и обеспечить эффективную интеллектуальную подготовку для успешного освоения учебного материала в средней школе, реализация которых, безусловно, будет способствовать осуществлению принципа преемственности в обучении - не могли не привлечь внимание педагогов.

В 2005-2006 учебном году был начат эксперимент по апробации курса «Интеллектика» в начальном звене МОУ «Лицей №31». Цель эксперимента – апробировать содержание и методику развивающих занятий.

Объектом исследования явился процесс развития мыслительных способностей двух групп учащихся второго класса с разной интеллектуальной подготовкой.

Были определены разноуровневые экспериментальные и контрольные группы учащихся 2 классов. До начала занятий в экспериментальных и контрольных группах были проведены входные диагностики по определению стартового уровня мыслительных способностей (анализировать, планировать, комбинировать и рассуждать) учащихся. Результаты данной диагностики показали, что все указанные мыслительные способности до начала занятий по курсу лучше развиты у учащихся  обеих контрольных групп, в среднем на 1-2,5 уровня. Лишь способность рассуждать была развита несколько выше в первой экспериментальной группе.

 В течение трех лет в экспериментальных группах  регулярно велись занятия по курсу «Интеллектика» А. Зака. В контрольных группах занятия по данному курсу не проводились.

Для  наблюдения за динамикой развития мыслительных способностей учащихся проводились диагностические тесты. Анализ результатов промежуточных диагностик позволял увидеть стабильную положительную динамику развития мыслительных способностей.  

В конце 2008-2009 учебного года была проведена итоговая диагностика.  В экспериментальных группах средний уровень развития мыслительных способностей (анализировать, планировать, комбинировать и рассуждать) повысился по сравнению со стартовым. В первой экспериментальной группе: анализировать - на 2 уровня,                  комбинировать – на 1, планировать – на 2,4, рассуждать  - на 2,5 уровня. Во второй экспериментальной группе: анализировать - на 1,6,                   комбинировать – на 1, планировать – на 1,8, рассуждать  - на 2,8 уровня.

При этом следует отметить, что у подавляющего большинства детей экспериментальных групп уровень развития способностей анализировать, комбинировать, планировать и рассуждать повысился на 1, 2, 3 и даже 4 уровня. У некоторых учащихся  уровень развития  отдельных способностей остался прежним, однако увеличилось количество правильно выполненных заданий при итоговом тестировании, было затрачено меньше времени на выполнение заданий.

Анализ результатов диагностик контрольных групп показывает, что уровень отдельных мыслительных  способностей детей, не занимавшихся в течение года по курсу, повысился незначительно. В первой контрольной группе: анализировать - на 0,2 уровня, рассуждать  - на 1,1. Во второй контрольной группе: рассуждать  - на 1,3 уровня. По отдельным способностям произошло снижение среднего уровня по группам. В первой контрольной группе способность комбинировать понизилась  на 0,4 уровня, планировать – на 0,3 уровня. Во второй контрольной группе: анализировать - на 0,4, комбинировать – на 0,1, планировать – на 0,2 уровня.

Сравнивая результаты итоговой диагностики в экспериментальных и контрольных группах можно увидеть, что все мыслительные способности лучше развиты у учащихся экспериментальных групп.

В первых группах: способность анализировать – на 1,                               комбинировать – на 0,4, планировать – на 0,4, рассуждать – на 0,8 уровня выше в экспериментальной группе. Во вторых контрольной и экспериментальной группах: анализировать – на 1,3,                               комбинировать – на 0,4, планировать – на 0,4,  рассуждать – на 0,3 уровня выше в экспериментальной группе.

 Учитывая то, что результаты стартовой  диагностики были значительно выше у учащихся обеих контрольных групп, можно говорить о том, что использование развивающего курса «Интеллектика» позволило значительно повысить уровень развития мыслительных способностей учащихся экспериментальных групп.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая перед началом эксперимента, получила подтверждение: если дети будут включены в систему развивающих занятий по курсу «Интеллектика», то уровень их мыслительных способностей будет выше, чем у сверстников соответствующего уровня развития,  не занимавшихся по данному курсу.      

  Необходимо подчеркнуть, что выполнение на развивающих занятиях разнообразных поисково-творческих занимательных заданий оказалось полезно для всех детей: как с высоким уровнем развития, так и для детей со средним и низким уровнем. В лицее № 31 апробация курса проходила в группах разного уровня. Результаты итоговой диагностики показали, что и у слабых, и у сильных учащихся мыслительные способности развиваются значительно лучше при регулярных занятиях по курсу «Интеллектика». По наблюдениям педагогов, работающих в экспериментальных классах, у детей повысилась работоспособность на уроках, увеличился объем выполняемых заданий. Стало больше детей, способных построить логически правильное высказывание. Дети стали увереннее обосновывать и отстаивать свое мнение. Слабым детям систематическое выполнение подобных заданий позволило повысить уровень развития волевого управления вниманием и восприятием, процессами памяти и воображения, а сильные дети смогли полнее раскрыть свой интеллектуальный потенциал. Следует отметить, что в целом у  учащихся экспериментальных групп  качество знаний составляет 82 % .  По результатам наблюдений  школьного психолога,  во время занятий по курсу у детей  происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки на этих занятиях не ставятся.

С помощью анкетирования  было выявлено отношение детей и их родителей к курсу «Интеллектика». Все родители положительно относятся к занятиям. Подавляющее большинство считает этот курс полезным для развития мыслительных способностей детей. Более половины родителей заметили следующие положительные изменения у своего ребенка: повысился интерес к решению головоломок, ребусов, нестандартных задач; детям легче стало решать стандартные задачи, выстраивать логические суждения, возросла степень  самостоятельности детей в подготовке домашних заданий

В процессе анализа анкетирования учащихся установлено, что детям нравятся занятия по курсу «Интеллектика», они считают их интересными и полезными лично для себя. Большинство детей хотели бы продолжить заниматься по курсу и в средней школе.

Таким образом, можно говорить о том, что использование регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование, создает благоприятные возможности для развития личности каждого ребенка, формирует у детей стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"

Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

«Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»

Аннотация  Данное занятие – практикум «Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века» ...

Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...


 

Комментарии

Наталья Александровна!Отличная работа!Голосую!Буду рада Вашему мнению о своей работе!http://nsportal.ru/node/499316