ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Потапова Ольга Алексеевна

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности ребенка. Задача коррекционной школы – обеспечить каждому ребенку максимально возможный уровень физического, умственного, нравственного, эстетического развития, организация коррекционно – воспитательной работы направленной на преодоление и предупреждение дефектов развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gusevoy_o.a._1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности ребенка. Задача коррекционной школы – обеспечить каждому ребенку максимально возможный уровень физического, умственного, нравственного, эстетического развития, организация коррекционно – воспитательной работы направленной на преодоление и предупреждение дефектов развития.

В коррекционной  школе обучаются дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, со сложной структурой дефекта. В святи с этим, приоритетным является индивидуально-дифференцированный поход к обучению. Однако учебная программа по изобразительному искусству и методическое сопровождение не ориентировано на разноуровневое обучение.  

Изобразительное искусство, как учебный предмет имеет важное коррекциооно-развивающее  значение. В рамках предмета возможно создание уникальной коррекционно-развивающей среды способствующей развитию каждого ребенка исходя из специфики его нарушения и психо-физических особенностей.

        Посредством изобразительной деятельности у обучающихся младшего школьного возраста развиваются творческие способности, воображение и многие другие качества, необходимые для дальнейшего полноценного усвоения программного материала школы.

        Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

        Творческие способности детей представляют огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческих способностей представляет изобразительная деятельность детей. Развивая  психические процессы  ребенка, используя при этом нетрадиционные формы воздействия, можно добиться большей эффективности, чем при работе с использованием стандартных форм и методов.

         Неординарный подход к решению учебных заданий наиболее важен в период младшего школьного возраста, так как в это время у большинства детей преобладает игровая мотивация. Дети лучше воспринимают материал в ярких эмоционально насыщенных ситуациях.  Занятия с использованием нетрадиционных средств, помогают педагогу заинтересовать детей, повышая при этом мотивацию к выполняемой деятельности.

Использование нетрадиционных техник в изобразительном искусстве младших школьников с умственной отсталостью способствует развитию их творческих способностей, но при этом необходимо создание  следующих условий:

1. Реализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся  с учетом  особенностей психофизического развития каждого ребенка.

2. Создание коррекционно-развивающей среды для развития творческих способностей детей.

3. Адресная коррекция психических процессов.

        

Литература

1. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект. – Психологический журнал. – 1984.- №3. с. 46-48.

2. Афанасьева С. Написать душу красотой. – Дошкольное воспитание. – 1996. – №8. с.21 – 23.

3. Ашикова С. Я.  Я не умею рисовать. – Обруч. – 1997. – №5. с.16 – 19.

4. Боровик О. В. Развитие воображения. – М.: Просвещение. –  2000. с.86.

5. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Владос. – 1985. с. 120.

6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия. – 2002. с.65.

7. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. – Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. с. 88 – 91.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Речь,  2005. с.80.

9. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997. с.94.

10. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей. – Семейная психология и семейная терапия. – 2001. – № 1. с.15

11. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998. с.50

12. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика  общих способностей. – Москва, 1994. с. 335.

13. Игнатьев Е.И.Формирование способностей к рисованию. Способности ваших детей. Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. – М.: Просвещение, 1969. с. 64.

14. Киреенко В.И.Психология способностей к изобразительной деятельности. – М.: Владос, 2000. с. 110.

15. Комарова Т.С.Детское изотворчество: что под этим следует понимать?. – Дошкольное воспитание.– 2005, – № 2. с.90 – 94.

16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Школа – Пресс, 2005. с.95.

17. Костерин Н. Учебное рисование. – М.: Владос, 2004. с. 128.

18. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М.: Эра, 2001. с. 140.

19. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным. Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима. – Дошкольное воспитание. – 1996.- № 2.

20. Немов Р.С.Общая психология. – М.: Владос, 2001.с.57.

21. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2001. с.191.

22. Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1990. с. 309.

23. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2002. с.480.

24. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М.:, 1995.с.170.

25.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Под ред. Казаковой Р. Г. – М.: Владос, 2004, с.170.

26. Романова Р. Чем мы только не рисуем! . – Дошкольное образование. – 2000. – № 3-4.

27. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:, 1982. с. 68.

28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – М.: Титул, 1996. с.72.

29. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. – М.: Титул, 1996. с.52.

30. Соломенникова О. Радость творчества. – М.: Просвещение, 2005. с. 180.

31. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Просвещение, 2005. с. 180.

32. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М.:, 1985.с.56.

33. Субботина Л. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1998.с.41.

34. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1997.с. 278.

35. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.:, 2005. с.170.

36. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. с.20.

37. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. – М.: Академия, 1999.

38. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1991. – № 1.с. 45 – 49.

39. Художественное творчество и ребенок . Под ред. Ветлугиной Н. А. – М.: Владос, 2001. с.90.

Подготовила : О.А. Гусева , учитель ИЗО

МКОУ С(К)Ш, г. Выкса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"

Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с родителями детей среднего дошкольного возраста»

Главная цель этого мероприятия: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....

«Педагогические возможности ускоренного обучения техники плавания спортивными способами детей младшего школьного возраста»

       Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц. Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но ...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

Статья на тему: "Развитие воображения детей младшего школьного возраста с ОВЗ на уроках рисования"

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипо...

Развитие социально значимых мотивов учебной деятельности, способствующих развитию речи, в младшем школьном возрасте

Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. Потребность в общении -предпосылка освоения данной деятельности. Мотив...