«Педагогические возможности ускоренного обучения техники плавания спортивными способами детей младшего школьного возраста»
проект по физкультуре (2, 3, 4 класс) по теме

         Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц. Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика пловца развивают такие физические качества, как выносливость, сила, подвижность в суставах, быстрота, координация движений. На занятиях плаванием укреплению мышц туловища уделяется огромное внимание. Эти мышцы стабилизируют тело при плавании помогая сохранять обтекаемое положение туловища. Это, в свою очередь, развивает «мышечный корсет», обеспечивая хорошую осанку, что особенно важно для детей и подростков.

        У детей школьного возраста нередко отмечаются нарушения осанки, связанные с искривлением позвоночника. Обследования таких детей показали, что у них слаборазвиты мышцы туловища, основной функцией которых является поддержание позвоночника в нужном положении. Своевременная забота о воспитании хорошего мышечного корсета обеспечивает надёжную защиту гибкого позвоночника ребёнка от патологических изгибов и искривлений.  Как уже было сказано выше, что оптимальный возраст для начала занятий - 9-10 лет. Почему же так велик отсев детей, начинающих заниматься плаванием в младших возрастах? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

        Наилучший возраст для обучения двигательным действиям- 9-10 лет. В эти годы легко осваиваются новые, ранее неизвестные движения. Достаточно буквально одного показа и объяснения, чтобы новое упражнение было выполнено, что называется «с ходу». Это связано с тем, что у детей 8-12 лет отмечают наибольшие нормы прироста в развитии почти всех физических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Кроме того, у них особенно заметно проявляются психологическая готовность к сознательному обучению учебного материала, смелость, активность, интерес к движениям.

        Согласно статическим данным о результатах массового обучения плаванию в разных классах общеобразовательных школ, ученики 3-5 классов за один день и тот же промежуток времени добиваются значительно больших успехов, чем дети младших возрастов. Кроме того, согласно статистики большая часть пловцов высокого класса начала заниматься плаванием в 9-10 лет. Очевидно, что этот возрастной диапазон является оптимальным для проведения массового обучения плаванию, отбора и начала многолетней тренировки.

        Плавание - один из немногих видов спорта, гармонически развивающих все группы мышц. Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика пловца развивают такие физические качества, как выносливость, сила, подвижность в суставах, быстрота, координация движений. На занятиях плаванием укреплению мышц туловища уделяется огромное внимание. Эти мышцы стабилизируют тело при плавании помогая сохранять обтекаемое положение туловища. Это, в свою очередь, развивает «мышечный корсет», обеспечивая хорошую осанку, что особенно важно для детей и подростков.

        У детей школьного возраста нередко отмечаются нарушения осанки, связанные с искривлением позвоночника. Обследования таких детей показали, что у них слаборазвиты мышцы туловища, основной функцией которых является поддержание позвоночника в нужном положении. Своевременная забота о воспитании хорошего мышечного корсета обеспечивает надёжную защиту гибкого позвоночника ребёнка от патологических изгибов и искривлений.

        Плавание является прекрасным средством закаливания, повышения стойкости организма ребёнка к воздействию низких температур и другим изменениям внешней среды, что объясняется высокой теплопроводностью воды. Занятия плаванием воспитывают у детей стойкие гигиенические навыки.

        Таким образом, плавание оказывает исключительно благоприятное воздействие на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка.

        Как уже было сказано выше, что оптимальный возраст для начала занятий - 9-10 лет. Почему же так велик отсев детей, начинающих заниматься плаванием в младших возрастах? Одна из причин этого состоит, видимо, в том, что плавание обладает отрицательными признаками любого циклического вида спорта, связанного с необходимостью непрерывно повторять монотонные однообразные движения в течении всего занятия (урока). К тому же эти движения выполняются в специфических условиях водной среды, то есть в значительно большой изоляции от педагога и детского коллектива, чем на суше. Если, например, во время бега, езды на велосипеде, ходьбы на лыжах дети имеют возможность общаться, о на занятиях плаванием где выполняются задержки дыхания, погружения, выходы в воду и т.д., такой контакт исключается. Может быть причина кроется в слишком длительных, связанных с ранним началом занятий, сроках подготовки детям просто надоедает монотонная ежедневная тренировка в течении многих лет. Не исключено, что в методике обучения и тренировки детей младших возрастов допускается основная ошибка: несоответствие учебного материала и форма его преподнесения возрастным особенностям школьников, недостаточным использованием на занятиях игрового метода. За этим следует неизбежная расплата. Снижается эффективность процесса обучения, неоправданно расходуются психологические резервы, расчёт количества пропущенных уроков, прекращают занятие плаванием способные дети.

                                 

Цели и задачи технологии.

        Формирование у детей стойкого интереса к занятиям спортом на основе плавания.

  • Ускорение процесса обучения техники плавания спортивными способами.

Воспитательные и образовательные задачи.

  • Философско-мировоззренческая подготовка школьников, помощь им в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменениях.
  • Формированием правильного сознания, нравственных чувств, поведения и волевых черт личности. Воспитание личности в духе спортивной этики.
  • Формирование устойчивых способов и привычек дисциплинированного поведения, необходимых для выполнения учебной, вне учебной, общественной, трудовой, спортивной деятельности.
  • Формирование правильного понимания внешней и внутренней красоты человек; понимание красоты спортивного движения, спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций.
  • Организация разнообразной творческой деятельности, досуга, способствующих самореализации личности обучаемых, совершенствование практического мышления.
  • Воспитание положительных чувств и переживаний, связанных с двигательной деятельностью и на этой основе формирование интересов, желаний и потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  • Формирование знаний, умений, навыков в области плавания, необходимых для учащихся. Влияние на организм человека условий водной среды.
  • Обучение детей укреплению здоровья и совершенствованию физического развития, способам и методам оздоровления и закаливания средствами водной среды, с использованием современных возможностей медицинского контроля.
  • Выполнение обучаемыми спортивных нормативов, получение ими спортивных разрядов.
  • Создание необходимой базы знаний, умений, навыков, позволяющих продолжить обучение в отделениях клуба в рамках дополнительного уровня, тем самым обеспечив социально приемлемую занятость детей.

Подходы и разработки содержания технологии.

       

        В данной технологии используется целостно-раздельный метод обучения. Методическая схема обучения по целостно-раздельному методу предусматривает первоначальное ознакомление с плаванием в целом на базе полученного опыта.

        В практике реализация этой методической схемы осуществляется следующим образом.

  1. Создание целостного представления об изучаемом предмете, т.е. способе плавания специфических свойствах водной среды. Для этого одновременно с изучением упражнений для освоения с водой и выполнением комплексов общеразвивающих и специальных упражнений на суше проводится демонстрация техники плавания квалифицированных спортсменов, показ рисунков, кинограмм, фотографий.
  2. Изучение отдельных элементов техники плавания и сочетание их между собой. Оптимальная последовательность изучения элементов техники определяется качеством освоения навыка плавания, и в первую очередь, умение сохранять горизонтальной положение тела. Поэтому технику спортивного плавания целесообразно изучать в следующем порядке:

А) движение ногами;

Б) движение руками;

В) общее согласований движений.

3.     Изучение техники плавания в целом.

        Оно осуществляется, на базе полученных ранее навыков освоения с водой и представления об изучаемом способе плавания, освоения положения тела, дыхания, отдельных движений и согласования их между собой.

Авторская технология: «Педагогические возможности ускоренного обучения техники плавания спортивными способами детей младшего школьного возраста»

       

        Для того, чтобы успешно решать все эти перечисленные проблемы, а также ускорить процесс обучения плаванию спортивными способами, необходимо применять на занятиях плаванием педагогические принципы и методы обучения.

        К основным педагогическим принципам, которые необходимо применять при обучении плаванию, являются:

  1. Принцип сознательности и активности.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип наглядности.
  5. Принцип прочности.

Принцип сознательности и активности.

        На первых занятиях нужно рассказать ребятам об оздоровительном, спортивном и прикладном значении плавания. И, конечно, рассказ должен быть увлекательным, эмоциональным, образным. Так, разговор о значении плавания можно начать с того, как высоко ценили люди во все времена умение плавать: в Древней Греции, например, о необразованном человеке говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать.» Необходимо, чтобы они осознали пользу занятий плаванием, их значение для укрепления здоровья, разностороннего физического развития, значение умения плавать как жизненно необходимого навыка, который может пригодиться в минуту опасности для спасения как собственной жизни, так и жизни других людей. Постепенно у ребят будет развиваться и крепнуть сознательное желание научиться плавать, которое и поможет им преодолевать трудности, при освоении с водой и выполнении первых гребковых движений. Необходимость погружаться с головой в воду, открывать в воде глаза, выполнять упражнения в горизонтальном положении вызывает много непривычных, а порой и неприятных ощущений.

       Сознательному отношению к занятиям способствует не только объяснение, но и пояснение, образное сравнение. Например, когда дети приступают к обработке скольжения, нужно пояснить: «Во время скольжения тело нужно держать напряжённым, как матрац.» Подобные образы знакомы детям, и особенность такого движения, как, скольжение, становится им понятна.

       Сознательное отношение к освоению учебного материала развивает у ребят активность на занятиях. Мы должны всячески поощрять инициативу и самостоятельность ребят во время обучения плаванию. Для обучения детей простейшим навыкам самоконтроля нужно во время занятия распределять их на пары, приучая не только страховать, но и помогать друг другу при выполнении заданий. Один из действенных методов повышения активности ребят – объективная оценка итогов каждого урока по плаванию. Здесь нам нужно отмечать даже небольшие успехи ребят, чтобы подбодрить их, поддержать интерес к занятиям.

Принцип систематичности и последовательности.

        Как показывает практика, занятия, проводимые через определённые промежутки времени, например, 3 - 6 раз в неделю в течении месяца, позволяют систематически чередовать нагрузки с отдыхом, способствуют быстрому освоению навыков плавания, дают хорошую физическую подготовку.

       В практике работы по начальному обучению плаванию принцип последовательности выражается в обязательном освоении с водой на первых же занятиях, в предварительном ознакомлении на суше с упражнениями, выполняемыми в воде, в постепенном уменьшении площади опоры при изучении техники плавания. От занятия к занятию повышается физическая нагрузка, увеличиваются проплываемые расстояния, скорость плавания. Педагог должен регулировать постепенное возрастание нагрузок, изменяя количество повторений упражнения, быстроту выполнения, продолжительность отдыха между занятиями. Чтобы научиться хорошо делать какое-либо упражнение, его приходится много раз повторять, но многократные скольжения или выдохи в воду быстро надоедают детям, поэтому, как только упражнения освоены в рабочем варианте, нужно варьировать их в игровой форме, на соревнованиях «кто быстрее?», «кто дальше?», «кто больше?» и, конечно, в итоге отмечать победителей.

Принцип доступности.

        Все новые упражнения, которые включаются в занятия по плаванию, должны соответствовать подготовленности детей и быть доступными для выполнения. Этот принцип необходимо соблюдать в течении всего курса обучения, особенно на первых уроках, когда складываются взаимоотношения педагога с детьми. Задания непосильным для ребят, порождают неуверенность в своих силах и могут вызвать потерю интереса к знаниям. Мы никогда не должны настаивать на выполнение задания, если оно не получается у большинства группы. Необходимо проанализировать причину неудачи, скорее всего она в том, что ребята не подготовлены к освоению упражнения, поэтому нужно изменить задание, выбрав аналогичное, но более лёгкое упражнение. Практика показывает, что избегать подобных ситуаций можно если использовать подготовительные и подводящие упражнения, по форме и характеру движения максимального приближенные к изучаемому способу плавания с начала упражнения делаются в облегчённых условиях, а затем трудность выполнения постепенно повышается. Использование подводящих упражнений делает начальное обучение более доступным, уменьшает количество ошибок. Доступны также должны быть и контрольные нормативы. При их определении необходимо учитывать состояние здоровья пловца, его индивидуальные особенности, уровень физической подготовленности, пол, возраст, степень обладания техникой плавания. Доступность обучения требует соблюдения таких методических правил:

А) от простого к сложному, то есть более простое включается в тренировку раньше, чем сложное;

Б) от лёгкого к трудному;

В) от известного к неизвестному.

Приступать к изучению нового материала можно лишь после того, как усвоен предыдущий. От нашего мастерства, умения объяснить, показать упражнение, во многом зависит способность ребят усваивать пройденный материал. Педагог обязан глубоко, всесторонне изучать своих воспитанников, их индивидуальные различия в уровне физической, технической и других видов подготовленности, отношения их к занятиям, тренировке, своему коллективу.

Принцип наглядности.

       Правильное представление детей о технике способов плавания имеет большое значение для успешного обучения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», -  оценивает пословица значение наглядности. В процессе обучения, помимо демонстрации техники плавания, мы должны показать каждое новое упражнение, обращая внимание детей на правильное исходное положение и наиболее трудно выполнимые элементы. Очень часто правильное исходное положение предупреждает возникновение ошибок. При показе упражнений необходимо учитывать, как в этот момент лучше повернуться к группе – лицом, правым или левым боком, например, движение ногами кролем, «поплавок», скольжение у стенки нужно не только перед уроком, но и во время занятия в воде, причём делать это могут уже сами ребята, лучше других освоившие задание. В таких случаях педагог имеет возможность давать необходимые объяснения непосредственно во время демонстрации техники плавания. В первую очередь нужно обращать внимание занимающихся на общую картину движений пловца и на те элементы, которые в данный момент представляют наибольший интерес. Полезно давать ученикам такое задание: посмотрев технику того или иного пловца, оценить её, указать положительные стороны плавания, имеют наблюдения пловца за своими движениями, записанные на видео плёнку.

Принцип прочности.

        Умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях по плаванию, должны прочно закрепляться, для чего каждое упражнение в процессе обучения повторяется многократно. В начале каждого занятия нужно повторять упражнения, разученные на предыдущем уроке. Новые задания могут быть хорошо и надёжно усвоены только тогда, когда на каждом занятии ребят знакомят не более чем с двумя упражнениями. Навык плавания относится к одному из наиболее прочных, так же, как нельзя разучиться читать, нельзя разучиться и плавать. Поэтому с самого начала нужно следить за тем, чтобы все элементы техники плавания осваивались без ошибок. Но всё же нужно обратить внимание на то, что при отсутствии тренировки двигательный навык плавания постепенно ухудшается. Прежде всего теряется то тонкое, своеобразное ощущение, которое характерно для состояния тренированности пловца, т.е. «чувство воды». Движения пловца становятся напряжёнными, наступает ощутимое снижение снижения спортивных результатов, снижается сила гребка, уменьшается шаг пловца, скорость плавания, Всё это происходит потому, что при отсутствии тренировки снижается уровень физической подготовленности, всё это мало заметно для глаза даже опытного наблюдателя, но отчётливо ощущается самим пловцом. Хочется ещё раз отметить, какие бы изменения не произошли в спортивном режиме, или в виде каких-либо обстоятельств ребёнок перестаёт заниматься в спортивной группе, навык плавания сохраняется практически на всю жизнь.

Основные педагогические методы обучения детей плаванию.

        Для решения поставленных задач, при обучении плаванию следует применять следующие методы обучения.

  1. Метод слова и показа.
  2. Условные сигналы и жесты.
  3. Метод непосредственной помощи.
  4. Соревновательный и игровой методы.

Метод слова и показа.

        Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении упражнений и плавания (плеск воды, отдалённость педагога от группы, затруднённая связь с детьми и т. д.). Всё это затрудняет восприятие команд и указаний педагога, тем более, что уши детей закрыты резиновыми шапочками. Поэтому мы вынуждены применять большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих более эффективно осуществить контакт с группой. Условные сигналы и жесты не только заменяют команды, но и уточняют технику выполнения движений, предупреждают и исправляют возникающие ошибки. Подробные объяснения, необходимые при проведении урока, нужно делать на суше, до входа детей в соду. Например, мы говорим: «Выполняем скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд. Принять исходное положение. Сделать вдох – толчок!» Команды и указания детям, находящимся в воде, отдаются коротко, лаконично. После упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись к вам лицом, кратко подвести итоги: «Хорошо, только тело нужно держать напряжённое, больше вытягиваться вперёд. Проверяю, кто дальше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох – толчок!» Своими указаниями мы уточняем отдельные моменты выполнения упражнения, обращаем внимание на основные его части, разъясняем условия, необходимые для правильного повторения. Так, например, при выполнении скольжения на спине мы можем указать, что упражнение получится только при условии, если дети будут лежать, а не «сидеть» на воде. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, мы говорим: «Ноги и руки должны быть прямые и напряжённые, как палки.» Конечно, ноги и руки в воде невозможно держать таким образом. Во время плавания они сами, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка, но подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки всех начинающих – излишнего сгибания рук и ног.  

        Показ техники плавания нужно проводить как в целостном виде, так и с разделением движения на части, замедленным выполнением, останавливаясь в главных фазах движения. Однако, выполнением элементов техники плавания увлекаться не нужно, как только занимающиеся получают о способе плавания в целом, нужно разрешать им как можно больше плавать.

Условные сигналы и жесты.

        Шум, плеск, отдалённость детей от педагога, заливающаяся в уши вода – все это вызывает необходимость применения в процессе обучения плаванию жестов и условных сигналов, с помощью которых нам лучше управлять группой, исправлять ошибки, объяснять задание. Например, выполнение упражнения можно начать по условному сигналу свистка, а если скрестить руки под головой – значит, занятия окончены, нужно выходить из воды. О значении жестов и сигналов мы можем заранее договориться с ребятами. Наиболее распространённые жесты, применяемые при обучении техники плавания и совершенствование в ней, разработал доктор педагогических наук Пыжов В. В. В целом применение условных сигналов и жестов значительно повышает эффективность и ускоряет процесс обучения плаванию.

Метод непосредственной помощи.

        Если после нашего объяснения и показа задания новичок всё же не может его выполнить, мы должны помочь ему. Например, при ознакомлении с движениями ноги брассом на суше ученик ложится на грудь, а мы берём сзади стопы его ног и помогаем правильно выполнить движение – толчок из исходного положения до соединения и выпрямления ног. Например, если ребёнок сильно сгибает ноги в коленах, при плавании на груди, необходимо ученика на гимнастическую скамейку на грудь, взять сзади стопы его ног и помочь правильно выполнить движение ногами от бедра.

        Метод непосредственной помощи также можно применять, когда мы изучаем технику отдельных элементов плавания, т. е. расчленяя движения на части, замедляя выполнение движения, выполняя упражнение с остановкой.

Соревновательный и игровой методы.

        Соревнования и игры делают занятия по плаванию значительно эмоциональнее. Ребята с удовольствием повторяют разученные упражнения и движения по много раз. Игры и соревнования нужно проводить только на знакомом, освоенной всей группой учебном материале. Соревнования помогают развивать физические и морально – волевые качества детей и подростков. В игре лучше всего проявляются самостоятельность, сообразительность, находчивость, и быстрота ориентирования.

        Широкое применение игр на занятиях с детьми является обязательным методическим требованием физического воспитания. При помощи игр решаются самые разные задачи:

  1. Повторение и закрепление разученных ранее упражнений и движений.
  2. Повышение эмоциональности на занятиях плаванием.
  3. Укрепление контактов в коллективе, воспитание товарищества, чувства «локтя».
  4. Воспитание самостоятельности, инициативы, решительности.

        При проведении игр обязательно соблюдение следующих методических требований:

А) в каждой игре должна ставиться конкретная задача.

Б) игра должна быть посильной.

В) игра должна способствовать проявлению подготовленности учеников.

         Игры, которые применяются на занятиях плаванием, можно разделить на три группы:

  • Игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета.
  • Игры с сюжетом.
  • Командные игры.

Игры первой группы проводятся с новичками во время первых уроков по обучению плаванию на материале упражнений для освоения с водой. Это могут быть игры в преодоление сопротивления воды, с погружением под воду, всплыванием, выдохом и открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием. Игры, не имеющие сюжета, просты и не требуют предварительного обучения. К ним относятся все игры типа «Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Кто дальше проскользит». Участвуя в простейших играх, включающих элемент соревнования, каждый из новичков стремится быть первым среди выполняющих задание. Это делает уроки более эмоциональными, повышает интерес детей к выполнению знакомых упражнений. Участие в таких играх воспитывает волевые качества.

        Игры второй группы начинают применять после того, как новички освоятся с водой и будут уверенно чувствовать себя в новых условиях.

        Сюжетные игры представляют собой упрощённый вариант командных игр, потому результат действия каждого игрока необходимо обязательно оценить. К сюжетно – образным играм относятся такие игры, как «Рыба и сеть», «Убегай и догоняй» - с бегом и плаванием, «Борьба за мяч», «Мяч своему тренеру» и т. д.

        Командные игры являются наиболее сложными. В них играющие объединяются в равные по силам команды и коллективно взаимодействуют в борьбе за победу своей команды. Такие игры воспитывают чувство коллективизма, инициативность, быстроту ориентировки, умение взаимодействовать с товарищами. Добровольное ограничение своих действий правилами игры воспитывает сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки. Необходимо тщательно следить во время игры за выполнением правил, пресекая все нежелательные проявления: грубости, нетоварищеское поведение и др. После окончания игры важно обязательно объявить результаты, назвать победителей и проигравших, особо поощрить взаимопомощь и действия в интересах коллектива. К командным играм относятся такие игры как «Водное поло», «Волейбол в воде», «Эстафета» и др.

Средства обучения плаванию.

Основные средства, применяемые учебно-тренировочном процессе составляют следующие группы физических упражнений: Обще развивающие, специальные и имитационные упражнения на суше.

Подготовительные упражнения для освоения с водой.

Учебные прыжки в воду.

Упражнения для изучения и совершенствования в технике спортивных способов плавания (включая старты и повороты).

        Каждая группа упражнений отличается по условиям выполнения, направленности воздействия и поэтому применяется для решения разных задач на каждом, очередном этапе обучения  и тренировки. Соотношения упражнения каждой группы на отдельно взятом уроке и разных этапах учебно- тренировочного процесса определяют возраст, пол, подготовленность, квалификацию, стаж обучаемых и условия проведения занятий. Помимо физических упражнений к средствам физического воспитания относятся естественные природные факторы – солнце, воздух, вода – и другие гигиенические факторы окружающей среды. Поэтому на занятиях плаванием одновременно с совершенствованием всех сторон подготовленности юные пловцы испытывают комплексное гигиеническое и закаливающее воздействие водной среды. При организации и проведении занятий в условиях естественных водоёмов необходимо учитывать влияние солнца, температуры воздуха и воды при определении времени пребывания на суше и в воде.

Общеукрепляющие, специальные и имитационные физические упражнения на суше.

        Обще развивающие и специальные физические упражнения при обучении плаванию, выполняемые на суше перед занятием в воде, содействуют:

Общему физическому развитию детей и подростков.

Воспитанию необходимых для успешного обучения плаванию качеств: координации движений, силы мышц и подвижности в суставах, более быстрому и успешному освоению техники плавания в непривычных условиях водной среды.

        Комплекс упражнений на суше начинается с разогревающих и дыхательных упражнений, различных видов ходьбы, бега с прыжками и движениями руками.

За ними следуют упражнения для крупных мышечных групп туловища, плечевого пояса, ног и рук, наклоны, приседания, круговые движения туловищем и тазом, отжимания и другие. Силовые упражнения чередуются с упражнениями на растягивание, на гибкость. Движение руками и ногами с большей амплитудой, эти упражнения направленные на развитие подвижности в суставах, они выполняются только после разминки, что исключает опасность растяжения и других травмы мышц и суставов. Заканчивается комплекс упражнений имитирующими по направлению, и скорости движения технику плавания. Какие упражнения, близкие по форме и характеру техники плавания, являются как бы связкой между двумя частями занятия – на суше и в воде.

Спортивно-вспомогательная гимнастика для укрепления мышц туловища.

Комплекс упражнений.

 Лежа на груди, руки вытянуты вперед: прогибаясь, поднять возможно выше прямые руки и ноги.

Лежа на груди, ладонями согнутых рук опереться о пол: выпрямляя руки, прогнуться до отказа, не отрывая бедер от пола.

Лежа на груди, ноги врозь, руки вытянуты вперед – в стороны: прогнуться и выполнить быстрее скрестные движения руками и ногами одновременно в горизонтальной плоскости.

Лежа на груди, руки за головой, прогнувшись, поднять плечи: поворот туловища налево и направо.

 Лежа на спине, руки вверху: встречными движениями руками и ногами перейти в сед углом.

Сед с согнутыми ногами, руки за головой: разгибание и сгибание ног, не касаясь пятками пола.

Сед углом, руки за голову: согнуть одну ногу, поворачивает туловища в сторону согнутой ноги, вернуться в исходное положение, то же в другую сторону.

Стоя на коленях: повороты туловища налево и направо.

Сидя на пятках и держась руками за стопы: прогнуться, выдвинув таз вперед - вверх и не отпускай руками стоп.

Упор сидя на пятках с наклоном вперед: выполняя «волну» с переходом в упор лежа («Кошечка»).

Из положения полу приседа руки впереди: выполнить «волну».

Лежа на груди, руки вдоль туловища, ладонями опереться о пол: прогибаясь и отрывая бедра от пола, поднять прямые ноги как можно выше.

Сед углом, руки вперед: разнонаправленные маховые движения руками и ногами в стороны.

Сед углом, руки вверх, попеременные движения прямыми ногами вверх и вниз

Подготовленные упражнения для освоения с водой.

        Подготовленные упражнения для освоения с водой применяются для:

Формирование слуховых, зрительных, тактильных, дыхательной и вестибулярных рефлексов, соответствующих основным свойствам и условиям новой, необычной среды.

Устранение страха перед водой и психологической подготовки к обучению. Освоение рабочей позы пловца и навыка дыхания в воде, что является подготовкой к изучению техники спортивного плавания.

        Упражнения для освоения с водой выполняет со всеми занимающимися независимо от плавательной подготовленности. Они являются основным учебным материалом на первых уроках плавания и составляет основное содержание игр и развлечений на воде. Освоение подготовленных упражнения позволяют новичку ознакомиться с физическими свойствами воды: плотностью, вязкостью, температура, испытать выталкивающую силу воды и чувства опоры о воду. Умение ориентироваться и уверенно действовать в условиях водной среды дает психологическую готовность к обучению.

        Особое внимание уделяется упражнениям в скольжение, которые соответствуют освоению равновесия в воде, горизонтального положения тела, обтекаемости, тренирует у меня напрягать мышцы туловища и вытягивается вперед, увеличивая длину скольжения. Скольжения основные упражнения для построения рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела умения скользить вытянутом горизонтальном положении и дышать во время этого движения являются в основной навык плавания.

Учебные прыжки в воду.

        При обучении плаванию особая роль отводится изучению прыжков в воду. Выполнение простейших прыжков помогает: быстрее освоиться с водой, чему способствует длительное погружение с головой;

успешному освоению стартового прыжка, так как прыжки в воду служит подводящие упражнения для этого;

последующему освоению техники прикладного плавания.

Прыжки в воду делают урок плавания значительно эмоциональная, интересная. Дети любят прыгать в воду не меньше, чем играть. Прыжки в воду начинают разучивает на первых занятиях плаванием, подбираются такие прыжки, при выполнении которых исключается опасность удара о дно (например, соскоки вниз ногами, спады из положения сидя на бортике). Перед выполнением, занимающимся прыжков вниз ногами необходимо предупредить их, чтобы, попал в воду, они сгибали ноги в коленях и разводили руки в стороны. Это предохраняет от удара о дно и излишне глубоких погружений.

        Прыжки в воду проводятся, как правило, в конце основной части урока. Если занимающиеся освоили один или несколько прыжков, то урок можно начинать по команде преподавателя с прыжков в воду. При проведении прыжков необходимо соблюдение строгой дисциплины. Прыжки выполняются только по команде преподавателя одновременно небольшой группой детей или по одному- два человека. Когда занимающиеся после прыжка отплывают в безопасное место или выходят из воды. Подается команда для очередного прыжка.

        Сначала все простейшие прыжки в воду разучивают с бортика в бассейне 20-30 сантиметров над уровнем воды. По мере овладения прыжков в высоту постепенно увеличивают (с бортика перейти на стартовую тумбочку).

Урок плавания.

       

Основные формы организации и проведения учебных занятий по обучению плаванию является групповой урок. Каждое очередное занятие органически связана с предшествующими и последующими уроками курсы обучения, базируется на подготовке, полученной на предыдущих уроках, и, в свою очередь, является основной для предстоящей занятие. Задачи, содержание и направленность каждого урока определяется задачами и программы курса обучения плаванию. В плане урока уточняются конкретные задачи, подбор упражнений и последовательность их изучения, дозировка и режим их выполнения, методика проведения занятий. Урок плавания условно делят на три части: подготовленную, основную, заключительную. Подготовленная часть включает организацию и предварительную подготовку занимающихся к выполнению задач основной части урока. Здесь проводится построение группы, расчет, регистрация присутствующих, объяснение задачи урока; выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений; краткое повторение пройденного учебного материала с анализом типичных и индивидуальных ошибок; объяснение и показ нового учебного материала.

        Основная часть урока направлена на решение главных задач конкретного урока: освоение с водой, изучения и совершенствование техники спортивного плавания, стартовав, поворотов, прыжков в воду и другие.

       

        Заключительная часть урока строится так, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку, повысив в тоже время эмоциональных занятия. Поэтому в конце урока проводится эстафеты, игры, развлечения на воде и другое. Урок заканчивается организованным выходом из воды построением расчетам по порядку и подведением итогов урока.

        Основная особенность организации урока плавания заключается в необходимости проведения его отдельных частей как на суше, так и в воде. Обычно подготовительная часть проходит на суше, основная- в воде, заключительная в воде и на суше. От того как будет проведена первая часть занятия на суше, во многом зависит успех обучения в воде. На суше, где дети и лучше слышат и меньше мерзнут, обстоятельно объясняются основные задачи урока. А затем выполняется комплекс обще развивающих и специальных упражнений; при этом повторяется уже известный детям движения, которые будут выполняться на этом уроке в воде. Каждое занятие состоит в основном из повторений уже различных и уверены выполняемых упражнений, которым постепенно добавляются новые не больше одного-двух в уроке.

Основной задачей первых уроках плавания является освоение занимающихся с водой, поэтому первые занятия оказывают большое психологическое воздействие на новичков. Если дети боятся войти в воду, ни в коем случае нельзя заставлять их делать это, тем более «топить», погружаться с головой под воду. Здесь особенно важно ставить перед занимающимися постельные задачи, выполнение которых увлекают уверенность в своих силах. Организация занятий по плаванию включает:

Проверка и подготовка места для занятий.

Обеспечение требований безопасности занимающихся.

Подготовка обучаемых при занятии плаванием.

Подготовка педагога к проведению урока.

        Перед началом занятия преподаватель обязан осмотреть ванну бассейна и проверить наличие оборудования и инвентаря, необходимых для его проведения. При обучении плаванию детей нужно иметь шесты, плавательные доски, резиновые надувные круги, надувные мячи, яркие, хорошо видимые на дне мелкие предметы для доставания их при нырянии проведение игр и развлечений в воде.

        Для обеспечения требований безопасности, занимающихся при обучении плаванию необходимо соблюдать следующие правила:

А) допускать занятиям по плаванию только с разрешения врача;

Б) следить, чтобы занятия в воде для детей начинались не ранее чем два часа после еды;

В) вовремя проверки плавательной подготовленности воде должны быть одновременно не более двух человек;

Г) на уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину, не разрешать громких криков, самовольных прыжков в воду и нереальные, не допускают, чтобы дети ходили друг на друга, топили под воду с головой и пр.;

Д) Вход в воду и выход из воды разрешает только по команде преподавателя;

Е) до и после каждого занятия проводить племенную проверку тире перекличку; Ж) нереальные прыжки выполнять только поочередно.

        Возраст занимающихся, наполняемость учебных групп, количество и продолжительность занятий регламентируется в зависимости от подготовленности занимающихся.

Способы воспитания активной мотивации на занятиях с юными пловцами.

        Подготовка юных пловцов тесно связанные с воспитанием психологической основой спортивной деятельности, воспитанием активности спортивной позиции. Все учебно-тренировочной работы необходимо строить таким образом, чтобы в ней исключались негативные стороны. Используя различные упражнения стараться строить их на сознательном отношении учеников, то есть вызывать активную мотивацию выполнения всех упражнений, особенно сложных. Мотивация служит своеобразным энергетическим зарядом, определяющим активность деятельности занимающихся.

        Практика преподавательской работы показывает, что предъявляемые к юным пловцам требования иногда являются только желаемой целью педагога, дети же выполняет заданные упражнения для особого желания лишь из боязни быть наказанным преподавателем или родителями.

        Для того чтобы юные пловцы выполняли все упражнения с желанием, проявляя при этом волевые усилия, можно пользоваться в работе двумя действующими методы мотивации упражнений:

  1. Методом оценки упражнений по уровням сложности;
  2. Методом командных и индивидуальных соревнований, проводимых в течении всего учебно-тренировочного процесса.

Метод оценки упражнений по уровню сложности.

        Наблюдения показывают, что дети особенно недолюбливает сложные упражнения, требующих преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Необходимо из этих упражнений не вызывало сомнений, так как усвоение их повышала уровень развития нужных пловцу физических качеств. Для того, чтобы все дети выполняли задания, надо заинтересовать их. Необходимо добиться, чтобы каждый ученик сознательно, желанием стремился его выполнить.

        Особое внимание нужно уделять упражнениям на воде. И тут требуется изучение зависимости степени сложности выполнения занимающимися упражнения от уровня владения плавательными навыками на основе сознательного отношения к заданию. Воспитывая у юного пловца такое отношение, мы помогаем ему активно преодолевать монотонность, однообразие плавательных движений и повышает эффективность занятий. Например, на определенном этапе работы прокалывание 1000 м кролем на груди является для учеников трудным заданием. Нужно объяснять спортсменам важность для каждого пловца выработки общей выносливости, достигаемой с помощью про плавание без остановки 1000 м. Зачем сообщать оценки: 1000 м - «отлично», 800 м – «хорошо», 600 м - «удовлетворительно». Кто хочет стать хорошим спортсменом должен получить отличную оценку. Вся группа стремилась показать наилучший результат.

Метод соревнований.

        Как показывает практика использования методов соревнования помогает воспитанию у ребят бойцовских качеств конкретной спортивной борьбе, а также способствует активизации психологического настроя на выполнение некоторых упражнений с целью повышения их эффективности. На одном из первых занятий мы применили развития гибкости такое упражнение: из и.п. ноги шире плеч, руки на спине «в замок» наклоны вперед с рывком рук, с задачей - коснуться руками поля впереди. Эффективность этого упражнения оказалась низкой: из 16 учеников, пола соревнования разбив группу на две подгруппы. Упражнение выполнялось с эмоциональным подъемом. Ребята дружно поддерживали друг друга, встречали успех своих товарищей по команде возгласами. Через несколько таких занятий результаты резко изменились: 16 учеников в полном могли касаться уже 12 человек. Теперь все упражнения на гибкость ощущение требует волевых усилий, мы проводим форме командных соревнований.

       

Большой популярностью у ребят пользуется самой разнообразной эстафеты, например, следующее: в упоре лежа при движении на руках с ведением набивного мяча (партнеру идет следом, держа «идущего» за стопы). Затем подтянуться на перекладине 5 раз, поменяться ролями и возвратиться назад;

 в положении приседа русские с набивным мячом за головой передвижению прыжками, затем подтянуться 5 раз и возвратиться бегом назад.

Проводим в форме соревнований и такие упражнения на воде: кто быстрее проплывает поперёк бассейна (в обе стороны) каждым из четырёх способов плавания, страт – общий, ныряние поперёк бассейна (в обе стороны) при помощи движений одними ногами способами дельфина или кроль на груди; кто быстрее проплывёт поперёк бассейна (в обе стороны) любым способом с выбыванием победителей (для подтягивания отстающих). Таким образом, учебно-тренировочный процесс мы стремимся осуществлять так, чтобы у занимающихся формировались активные мотивы, поднимающие эффективность занятий, создавалась активная мотивация выполнения трудовых нагрузок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Казачата" программа 3-летнего обучения в фольклорном кружке для детей младшего школьного возраста

Программа первого года обучения предусматривает 72 учебных часа: по 1 часу два раза в неделю. Программа второго и третьего года обучения – 72 учебных часа в год: по 1 часу два раза в неделюПервый и вт...

Педагогические приемы обучения у детей младшего школьного возраста

В каждом ребенке заложен колоссальный потенциал. И для того чтобы задействовать этот потенциал и вырастить из своего чада нечто выдающееся, современные родители прилагают много усилий. Курсы раннего р...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

«Обучение искусству оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей младшего школьного возраста»

Если вы решили познакомить своих учеников с оригами, но сомневаетесь - прочтите эту короткую статью. Перед вами раскроются все привлекательные стороны данной области. Оригами можно сравнить с маленьки...

Мотивация к обучению и дополнительной занятости у детей младшего школьного возраста

Материал предназначен для родителей (законных представителей) воспитывающих детей младшего школьного возраста, а также для учителей начальных классов для использования на родительком собрании....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В статье описываются особенности и варианты использования игровых технологий на уроках физической культуры....

Авторская педагогическая разработка: Индивидуальная социально-ориентированная программа абилитационного домашнего обучения «Я Могу» для детей младшего школьного возраста

Количество детей, обучающихся на дому или не получающих образование с заключением «ДЦП с сопутствующими интеллектуальными нарушениями», от года к году не становится меньше. Практически отс...