Образование через игру. Игра в Lego
статья (2 класс)

Пихтирева Татьяна Николаевна

У детей младшего школьного возраста мир познаётся в игре. Чем больше игр на занятиях, тем они интереснее. Расширить кругозор, поднять мотивацию, улучшить личностные качества поможет игра в Лего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе… Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственно также высшим животным». Советский энциклопедический словарь.

              «….игра,  - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток чувств, переживаний, представлений, понятий об окружающем мире…»  В.А. Сухомлинский.

             Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Уникальность игры состоит в том, что в ней совмещаются интересы ребенка и педагога:  она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он приобретает новое легко и  охотно. Играя, ребенок создает, творит не только воображаемые события, но и самого себя.

            Поддержка игры должна являться магистральной линией в образовании детей младшего  школьного возраста, поскольку любая игра способствует становлению личности ребенка: его самостоятельности, инициативности и ответственности.

Достижение воспитательного, обучающего и т.п. эффекта игровой деятельности возможно при соблюдении принципов: развитие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простых игр к сложным игровым формам.

Применение игр правомерно при организации любых видов учебно-воспитательной деятельности младших школьников. Игра позволяет детям испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, создает благоприятные условия для формирования положительной мотивации обучения, развития навыков самоконтроля самооценки и пр.

Игровое конструирование деятельности педагога начальных классов направлено на разработку и оформление новых форм игровой деятельности, наиболее оптимальных для осуществления в определенных психолого-педагогических условиях.

Задача руководства игрой – обеспечить педагогическую направленность, соответствие результатов игры педагогическому замыслу.

Особый вариант педагогического общения представляют игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи решения игровых задач, их обучающий характер.

Современное обучение во многом основано на виртуальных образах, формируемых через чтение книг и с помощью современных информационных технологий. Дальнейшее расширение спектра использования в образовании компьютерных технологий, усиливает необходимость использования в преподавании телесных объектов, позволяющих формировать понимание закономерностей и явлений через постоянную работу в предметной среде, через прохождение ситуаций в ролевых играх и самостоятельную проектную деятельность. Особенно это актуально для начальной школы, в которой учащийся в большей мере готов опираться на предметную деятельность.

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогических технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно – деятельностного, подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде Lego.

Lego – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Перспективность применения Lego - технологии обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. С помощью Lego-технологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Lego-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Главная цель современного школьного образования – научить детей учиться, т.е. самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои достижения. В соответствии с ФГОС НОО это становится возможным благодаря формированию совокупности универсальных учебных действий (УУД), представленных четырьмя блоками: личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным. Особый интерес представляют для нас регулятивные УУД, которые отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку).

Актуальность

- соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей родителей.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Новизна

-формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительные особенности

-определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Задачи:

1. Ознакомление с основными принципами механики.

2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности.

3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.

4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).

5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

 6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  1. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
  2. Развитие индивидуальных способностей ребенка.
  3. Развитие речи детей.
  4. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Сплочение детского коллектива в инклюзивном образовании через психологическую игру .

Подборка психологических  игр  поможет  создать условия для психологического , интеллектуального комфорта, сплотить детский коллектив....

Игры с конструктором Lego

Простые,но развивающие игры с лего конструктором можно применять в работе с детьми ОВЗ....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...