Статья "Этапы работы над исследовательским проектом"
статья

В статье рассматриваются методы и приемы работы по каждому этапу исследовательского проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t.a._etapy_raboty_nad_issledovatelskim_proektom.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы над исследовательским проектом

Каменева Т. А,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки

 Белгородской области

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает «готовность и способность учащихся к познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, к овладению действиями постановки и разрешения проблем, выдвижению гипотез и их обоснованию, самостоятельному поиску методов решения поставленных задач» [1].

Перечисленные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в исследовательско -  проектную деятельность. Занятия проектной деятельностью создают условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач, обеспечивают открытость и свободный выбор направления каждого участника проектной деятельности, способствуют формированию предметных и межпредметных знаний, эффективному формированию всех ключевых образовательных             компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования). Исследовательская проектная деятельность предусматривает   целенаправленную, организованную деятельность по разрешению одной из актуальных проблем культуры, общества и природы - создание определённого, уникального, общественно-ценного продуктам [2].  Создание такого продукта способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

 В работе над исследовательским проектом выделяется шесть этапов:

 - мотивационный;

 - подготовительный (вводный);

 - поисково – исследовательский (основной);

 - трансляционно – оформительский;

 - заключительный (итоговый);

 - этап использования результата продукта

        Мотивационный этап: предложения и обсуждение тем и продуктов исследования, формирование мотивов выполнения работы

        На первом этапе обсуждаются темы исследовательских работ. Направления в работе всегда соотносятся с интересами обучающихся, а руководитель проекта ненавязчиво подсказывает тематику проекта, возможные виды продуктов, которые могут быть интересны и полезны младшим школьникам. Для мотивации учащихся используются такие приёмы, как:

 - игра «Веришь – не веришь»: учащиеся поочерёдно вытягивают карточку с формулировками и высказывают своё мнение «Наш город в старину в некоторых документах назывался Вилюйка», «Пожар, случившийся в 1647 году уничтожил все постройки в остроге», «Из города к береговому колодцу реки Валуй был проведен тайник длиной 153 метра, шириной 6 метров, высотой 3 метра» и др.;

  - «Апелляция к жизненному опыту детей»: учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые ситуации, но понимание их сути возможно лишь при исследовании на данную тему. Например, «Здание нашей школы находится на улице Ст. Разина. Почему улица носит такое имя и в честь кого она названа? На поставленный вопрос можно найти ответ, проведя собственное исследование».

        На данном этапе учащиеся работают над планированием всего исследования, развивают умения обозначать своё понимание изучаемой проблемы.

        Подготовительный (вводный): выбор темы и её конкретизация, обоснование выбора, формулирование цели, задач, актуальности, практической значимости проекта, выработка плана действий, рекомендации руководителя и согласование способов совместной деятельности, обсуждение методов и приёмов работы, выбор результата (продукта) и установление критерий оценки процесса выполнения работы и его результата

        Подготовительный этап должен обязательно содержать методологические характеристики, которые являются параметрами научно – исследовательской         работы. Они взаимосвязаны, корректируют и дополняют друг друга. План изложения методологических характеристик: проблема, актуальность, тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, новизна, методы и приёмы, результат проекта (продукт), практическая значимость

        На занятиях для формирования действия целеполагания и планирования учитель предлагает выбрать цель для своего мини – проекта или исследовательского проекта из предложенных формулировок и дать обоснование выбора цели и задач.  Возможны следующие приёмы:

 - выбор одной цели из нескольких предлагаемых;

 - неправильная, деформированная, «рассыпавшаяся» цель;

 - моделирование цели и задач исследования из фрагментов;

 - использование занимательного игрового материала, загадок;

 - создание проблемной ситуации, ситуации затруднения в процессе целеполагания.

        Для формирования действия планирования проходит обсуждение готового, но деформированного плана работы, используется план с недостающими или избыточными пунктами, обучающийся составляет совместно с учителем общий план проекта. Цель работы – это запланированный конечный результат исследования. Одно исследование может быть направлено на достижение одной цели, а задачи поэтапно подводят к достижению цели, могут быть связаны с конкретным содержанием работы.

        Проблема, с позиции младшего школьника, может быть сформулирована в виде вопроса» Что конкретно надо изучить, что раньше мной не было изучено? Проблема для младшего школьника то, что раньше он не знал и с чем столкнулся в процессе учёбы или отдыха. Для каждого проекта формулируется проблема, значимая для младших школьников.

        Окончательно выбор и формулировка темы осуществляются под руководством учителя. Выбирая формулировку темы автор опыта обращает внимание на воспитательный, образовательный и психологический аспекты выбора тем для исследований обучающихся

                Актуальность работы определяется обоснованием научного направления и убедительным доказательством необходимости заниматься этой работой.

        Объект работы – это явление, процесс, а предмет – это то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или позиция, с которой он будет изучаться.

        Формулировка гипотезы – важная составляющая исследовательского проекта.  Учитель использует такие приёмы построения гипотезы, как «Мозговая атака» - коллективное составление гипотезы, поиск новых идей и предположений, «Метод ассоциации» - преобразование ранее полученных знаний, их использование для новых условий. Для формулировки гипотезы, обучающиеся используют карточки с заготовками «Допустим, возможно, если…, то…» В процессе занятий обучающиеся понимают, что гипотеза - это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать.  

        Важная методологическая характеристика исследования – новизна. Необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования. Новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Новизна работы предполагает следующие вопросы «Чему научусь?», «Что нового в исследовании?», «Где можно применить полученные знания, умения и представляемый продукт?»

        Методы и приёмы связаны с тем, какими средствами будет проводиться работа над исследованием. Данная часть исследования обсуждается как коллективно, так и во время индивидуальных занятий. Используются такие приёмы, как «Я выбираю» и «Я предлагаю»

 - приём «Я выбираю» заключается в том, что учитель предлагает перечень методов и приёмов: работа с источниками, наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование, анализ, сравнение, интервьюирование, изготовление продукта, проведение праздника, конференции и другие;

 - приём «Я предлагаю» дополняет предыдущий приём и является авторским, так как каждый обучающийся предлагает методы конкретно для своего проекта, например, экскурсия в художественные музеи, посещение новых брендовых праздников области, изготовление модели крепости Валуйки и другие.

        Результат (продукт) исследовательского проекта – это конкретный продукт, готовый к использованию в жизни (в школе, дома). Под руководством учителя юные исследователи изготовили разнообразные и многофункциональные продукты: книга, журналы, альбомы, организация музея, праздников, посадка и уход за деревьями, карта – коллекция, спектакль, видеофильм, лекарственные средства, ароматические масла, настольные познавательно – развивающие игры, экологические плакаты, макеты зданий, листовки, буклеты и др.  

        Практическая значимость проекта заключается в том, что теоретический и практический материал, подготовленный в ходе работы, можно использовать в жизни как детям, так и взрослым

        На данном этапе подготовки исследовательского проекта  учащиеся учатся ставить и пояснять цель, планировать учебно – познавательную деятельность, направленную на создание исследовательского проекта, у учащихся формируются умения определять познавательные задачи и формулировать гипотезу.   

        Поисково – исследовательский (основной): сбор, обработка и систематизация источников (научная и краеведческая литература, посещение музея, архива, интервьюирование, обработка архивных документов и др.), проведение исследования, подготовка продукта, консультации с научным руководителем, промежуточные отчёты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

Поисково – исследовательский этап - это основной этап для работы над исследовательским проектом. На данном этапе научный руководитель и юный исследователь обмениваются мнениями по созданию проекта, руководитель консультирует обучающихся по выбору источника для написания работы. Практически данный вид работы осуществляется следующим образом:    

 - на занятиях неаудиторной занятости или индивидуальных консультаций учащиеся работают с толковыми словарями для определения основного слова в проекте. Например, обучающиеся работают со словарями В. И. Даля, с. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, Т. Ф. Ефремовой, БЭС. Они сравнивали определения, находили главное, общее и различие.

- иногда заседания школьного научного объединения «Эрудит» проходят в школьной и детской библиотеках: учащиеся работают с краеведческой и энциклопедической литературой;

 - с большим интересом младшие школьники посещают музей и архивный отдел города для работы с историческими документами, старинными фотографиями и вещами, для получения консультаций сотрудников музея и архива. Наглядным примером этого являются следующие исследовательские проекты «История страны и родного края в семейных  реликвиях» (консультация научного сотрудника музея, работа с фотодокументами); «Валуйский земский листок» - первый уездный информационный источник Воронежской губернии в начале XX века» (работа с музейными документами, консультация научного сотрудника музея); «История земли валуйской» - сборник рассказов краеведческого направления для детей младшего и среднего школьного возраста» (работа с архивными и музейными документами, фотографиями, консультация сотрудников музея и архива города» и др.

        На данном этапе учащиеся выполняют основную работу по написанию проекта и изготовлению продукта этого исследовательского проекта. Каждый обучающийся совместно с научным руководителем проекта использует разнообразные методы и приёмы, раскрывающие проект с разных сторон и показывающие его большую ценность для общества. Наряду с вышеперечисленной работой с музейными и архивными документами, литературными и интернет - источниками, учащиеся выступают в роли авторов анкетирования, которое они предлагают обучающимся класса, школы и родителям, подготавливают интервью, проводят мастер – классы, экскурсии с музейными экспонатами в классе, разрабатывают сценарии праздников, фестивалей, встреч, выпускают журналы, сборники, альбомы, листовки, буклеты и др.  

        Именно на этом этапе ведётся большая работа над созданием результата (продукта) проекта, ведь продукт проекта должен быть значимым и полезным для общества, и поэтому с каждым годом качество и значимость продукта увеличивается и становится доступным для большего количества человек

        Поисково – исследовательский этап – основной этап в написании исследовательского проекта. Младшие школьники, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получает из него новую информацию.   Они овладевают умениями задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать своё понимание по отношению к изучаемой проблеме, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты и делать выводы. [3].

        Трансляционно – оформительский: предзащита проекта, доработка, подготовка к публичной защите, определение программы и сценария публичной защиты, информация о проекте в виде стенда или компьютерной презентации. Данный этап предусматривает индивидуальную работу руководителя проекта и обучающегося, направленную на доработку проекта, определение точного времени, места и формы защиты проекта. Учащиеся представляют работу в классе перед одноклассниками, которые дают им существенные советы и рекомендации. Каждое выступление сопровождается компьютерной или стендовой презентацией.

        Заключительный (итоговый): публичная защита проекта, анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы

Заключительный (итоговый) этап – это защита работы на различных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровнях.  

        После выступления на заседании школьного научного объединения проводится анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы. У обучающихся развиваются умения выступать устно с использованием компьютерных средств, организовывать самооценку своей учебно – познавательной деятельности.

        Этап использования результата проекта: результаты (продукты) каждого исследовательского проекта должны быть направлены на использование их в жизни и представлены общественности. Они   используется обучающиеся для учёбы и отдыха (подготовки к урокам, внеурочной и внеклассной деятельности, чтение литературы, развивающие игры и др.)  

Результаты (продукты) исследовательских проектов:

 - книга «История земли валуйской»: проведена её презентация в классе, школьной и городской детской библиотеках и передана в дар пользования для учащихся при подготовки краеведческого материала;

 - карта-коллекция «Родное Белогорье и карта-коллекция «Белгородская область: гербы»: презентация карты-коллекция для учащихся школы и получение дополнительных сведений о родном крае;

 - дидактические настольные игры: лото «Красная книга Белгородской области: растения, домино: «Красная книга Белгородской области: животные», игра – путешествие «Экологический маршрут по Белогорью» используются учащимися класса для знакомства с редкими растениями и животными родного края и понимания бережного отношения к природе, настольная познавательно-развивающая игра «Путешествие в мир театра»: закрепление сведений о театре и его составляющем, настольная познавательно-развивающая квест – игра и лото «Удивительный мир луговых и полевых цветов»,  настольная познавательно-развивающая игра «Найди пару: памятники природы» используют учащиеся для обучения и отдыха;

- классный музей семейных реликвий (54 экспоната) функционировал весь учебный год для знакомства учащихся с историей страны и родного края;

 - посадка и уход за черёмухами (на территории школы и около ЦКР): все учащиеся принимали и принимают участие в посадке деревьев, уходе, тем самым познакомившись со значением зелёных насаждений на планете;

 - альбомы «Огоньки человеческой памяти», «Наши спектакли», «Разноцветные россыпи отчего края», «Черёмуха душистая, соцветья – белый снег», «Разноцветные россыпи отчего края» служат учащимся класса для образования и отдыха.

          Исследовательские проекты способствуют овладению знаниями и умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.  У обучающихся формируются креативные навыки продуктивной деятельности такие как, добывание знаний непосредственно из реальности, эвристические методы решения проблем, формирование логической, методологической, общеучебной деятельности. В рамках учебно – познавательной  деятельности предполагается чёткая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в своей деятельности. [3].

Литература

[1] Приказ Министерства образования № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://fgos.isiorao.ru/ (дата обращения 02.06.2021)

[2] Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) / А.В. Леонтович -  М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003

[3] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом

«Не существует сколько-нибудь достоверных  тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе»....

Алгоритм работы над исследовательским проектом

В данном алгоритме представлен план работы над исследовательским проектом, дается пояснение по этапам работы....

Из опыта работы над исследовательскими проектами в ГПД.

Многие дети не любят кушать блюда из овощей, не понимают пользы от употребления овощей и фруктов в пищу. Проблема проекта: почему без овощей и фруктов люди чаще болеют. Актуальность проблемы...

Работаем над исследовательским проектом

Материал отвечает на вопрос: как подготовиться к исследовательскому проекту?...

Методика работы над исследовательским проектом в начальной школе

В качестве примера рассматривается работа по исследованию микроклимата классного помещения учащимися и влияние данного микроклимата на процесс обучения....

Работа над исследовательским проектом «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес Западного округа».

Работа над проектом - процесс творческий и увлекательный. Учащиеся нашей школы – пытливый и любознательный народ, участие в школьном проекте «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес ...

Работа над исследовательским проектом «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес Западного округа».

Работа над проектом - процесс творческий и увлекательный. Учащиеся нашей школы – пытливый и любознательный народ, участие в школьном проекте «Архитектурное наследие настоящего. Семь чудес ...