Использование системы алгоритмов в процессе самоподготовки в начальной школе
методическая разработка

Серикова Ольга Сергеевна

Как эффективно огранизовать самоподготовку в рамках школы полгого дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mamchuk_m.p._vystuplenie_na_mmo.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системы алгоритмов в процессе самоподготовки                 в начальной школе

С января 2020 года  в Белгородской области реализуется региональная стратегия «Доброжелательная школа». Одним из проектов данной стратегии  является «Школа полного дня». Проект подразумеваетпроведение в школах самоподготовки.

Основной вид деятельности обучающихся  на самоподготовке -  это выполнение домашних заданий.

        При организации  данного вида деятельности я столкнулась с проблемой  низкой эффективности процесса самоподготовки.  Мною был определен ряд факторов, которые влияют на эффективность процесса выполнения домашних заданий:

- большой объем невыполненного домашнего задания после самоподготовки;

- отсутствие необходимого уровня самоорганизации;

- чрезмерная включенность педагога в процесс выполнения домашних заданий обучающимися;

- потребность в постоянном одобрении учителя;

- отсутствие проявление инициативы у обучающихся;

- отсутствие условий для развития самостоятельности обучающихся;

- неумение работать с черновиком;

- многократное переписывание задания на черновик из-за низкой концентрации внимания, большого количества ошибок, недопонимания инструкции к заданиям;

- несоблюдение порядка на рабочем столе;

- многократное движение от парты к столу учителя  с целью проверки задания;

- общение с соседом по парте на отвлеченные темы.

Для повышения эффективности выполнения учащимися домашних заданий в рамках самоподготовки я решила алгоритмизировать данный процесс.

        Мною разработан пошаговый алгоритм выполнения домашних работ учащимися. Данный алгоритм хочу представить вашему вниманию.

1.Организация рабочего пространства (с помощью визуализации)

У детей на столах есть разметки в виде фигур и предметов, которые подсказывают, где должен лежать учебник, тетрадь, пенал и т.д.

2.Настрой на работу (психологический настрой, создание благоприятной обстановки в классе.Например, «Повернитесь друг к другу, посмотрите              в глаза и пожелайте друг другу хорошего настроения»)

3.Целеполагание.  Формулировка общей цели на время самоподготовки.

После того, как дети пожелали друг другу хорошего настроения, организовали рабочее пространство, происходит следующий этап(4) –  определение задач, которые позволят достичь цели.  У каждого ребенка есть индивидуальная «доска задач», в которой он фиксирует  последовательность работы над домашним заданием.  «Доска задач» - таблица, распечатанная на листе А4 (Выполнить/В работе/Выполнено/Затраченное время).  Ученик                  в первой колонке «Выполнить» размещает стикеры с определенными задачами. Как правило, ребенок знает, что лучше у него получается и с какого задания ему начать работу (русский язык или математика). Как только обучающийся приступает к работе, первый стикер переходит во вторую колону «В работе». По завершении работы стикер перемещается в колонку «Выполнено». После чего ребенок в последней колонке записывает время, которое ему понадобилось для выполнения задания.

  1. Выполнение домашних заданий.  Обучающиеся выполняют домашнюю работу  в соответствии с поставленными задачами.

Если в процессе работы ученику потребовалась помощь, он не встает            с места и не бежит к столу учителя. Достаточно просигнализировать                        о возникшей потребности в помощи учителя с помощью цветного карандаша. Если ребенок поднял красный карандаш, то ему срочно требуется педагогическая помощь, желтый - означает, что у обучающегося есть вопрос, не требующий срочного ответа, зеленый - ребенок выполнил задание и приступает к решению следующей задачи (в соответствии                                  с индивидуальной «доской задач»).

В алгоритме организации работы на самоподготовке предусмотрены «тихие» (на своём месте, определяются каждым ребенком индивидуально) и «подвижный» (для всего класса в середине самоподготовки в виде физминутки) перерывы. «Тихие» перерывы чередуются с «подвижным».

  1. Заключительный этап. Подведение итогов своей работы индивидуально (что выполнено, над чем необходимо поработать дома).

        После того как обучающиеся научились работать с разработанным алгоритмом, я решила поделить класс на группы в соответствии со способностями и темпом деятельности учеников.

        Группы рассадила по рядам:

  1. Обучающиеся с высокими способностями, которым помощь учителя практически не требуется
  1. Ученики средних способностей, которые нуждаются в частичной помощи педагога
  2. Дети, нуждающиеся в постоянной помощи учителя

Из числа учащихся с высокими способностями и хорошей успеваемостью выбрала детей-наставников, которые, при необходимости, могут разъяснить правила выполнения заданий или учебный материал ученикам из второй группы.

Исходя из этого, работа происходит следующим образом, первая группа работает самостоятельно, вторая – с помощью детей-наставников, третья – под постоянным контролем учителя. При необходимости учащийся любой группы может подать сигнал (поднять карандаш нужного цвета) о том, что он нуждается в помощи со стороны учителя.

        В классе на доске всегда весит алгоритм деятельности обучающихся в процессе самоподготовки  и свод дисциплинарных правил, которые при необходимости  можно повторить перед самоподготовкой.

Делая вывод, можно сказать, что система алгоритмов и использование бережливых технологий во время  самоподготовки позволило оптимизировать данный процесс и повысить его эффективность. Стоит отметить, что чем больше учащиеся работали по заданному алгоритму, тем меньше они использовали визуальные подсказки. То есть, алгоритмы перешли во внутренний план действия ребенка и закрепились в виде привычки. Это позволило сэкономить время и увеличить объем выполненных домашних заданий на самоподготовке. Данная система дает возможность разработать эффективный алгоритм деятельности каждого ребенка во время самоподготовки с учетом психофизиологических особенностей и интеллектуальных способностей.

Положительные результаты, полученные в ходе внедрения  системы алгоритмов, доказывают, что алгоритмизация деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий является эффективным методом организации процесса самоподготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ГОЛОСОВАНИЯ MIMIO VOTE В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье освещается возможность и особенности использования на уроках в начальной школе интерактивных систем голосования, которые используются для проверки домашнего задания, блиц-опросов...

Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.

Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....

"Организация и проведение самоподготовки в начальной школе" Калинина О.А., учитель начальных классов МАОУ "СОШ №40", город Старый Оскол

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...