Организация групповой работы в школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Ардаханова Ольга Васильевна

Делюсь опытом по организации групповой работы в начальных классах. В разработке даны виды групповой работы, алгоритм и структура урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_gruppovoy_raboty_v_shkole.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Организация групповой работы в школе.
                                                                                                                  Ардаханова О. В.

(Слайд 2)

Начать своё выступление хотелось бы словами Льва Семёновича Выготского:

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

(Слайд 3)

Цель групповой работы:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Слайд 4)

Задачи групповой работы:

  • активизация познавательной деятельности,
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности,
  • развитие умений успешного общения,
  • совершенствование межличностных
    отношений в классе.

Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.  

Но наибольшее значение групповая работа имеет для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий. 

 Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся.  

На первом этапе работы в группе необходимо начать с работы в парах.

Работу в парах использую на всех уроках. Например, определить тему урока, расставив буквы в нужной последовательности.

Мамин-Сибиряк Д.Н.

1

2

1

4

5

-

6

4

9

4

8

11

10

-

4-и,1-М, 2-а, 5-н, 6 –С, 8-р, 9-б, 10-к, 11-я

Подбери схему к задаче, вставь пропущенные орфограммы…

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Как правило, детям такая работа очень нравится. А так как присутствует элемент соревнования (ребята не хотят отстать от других пар) и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока. Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе.

 Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, чаще всего по 4 человека.  Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности .

Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.

При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

(Слайд 4)

 Виды групп

1. Группа по желанию;

2. «Случайная» группа;

3. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).

4. Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.

5. Группа по теме работы;

6. Группа по уровню сложности задания.

 (Слайд 5)  Г.К. Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания. 

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть. 

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

(Слайд 6) Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы:

- работать дружно,

- быть внимательными друг к другу, вежливыми;

- быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;

- вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;  

- следить за временем;

- работать по алгоритму;

- доводить начатое до конца.

На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель. Работа в группе начинается с выбора в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания. Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты. Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя им, что у них получилось правильно, а что не удалось. Далее учащиеся сами не только предлагают способы решения данной задачи, но и проявляют инициативу в контроле, оценке процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником учитель оценивает результаты его работы. По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к новым отношениям с учителем и сверстниками — к партнѐрским отношениям.

Алгоритм работы в группе

  1. Повторение задания для осознанного понимания.
  2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
  3. Выдвижение версий всеми членами группы.
  4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
  5. Совместное принятие решения.
  6. Анализ решения. Оформление.
  7. Проговаривание в группе выступления.
  8. Представление решения.

 (Слайд 8 ) Основные противопоказания при организации групповой работы:

  1. Не допускать пары из двух слабых учащихся.
  2. Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.
  3. Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.
  4. Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать.
  6. Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.

(Слайд 9)

Виды групповой работы

Какие виды групповой работы использую я чаще.

Игра «Продолжи».

Игра основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, природной зоне..).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Меняется и роль учителя. Он становится координатором, консультантом. После 7-10-минутной подготовки в группах учеников к ответам они выступают перед классом. Публичное выступление каждого ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы. Каждая группа внимательно слушает своих товарищей, конспектируя основные положения выступления (в 3-4 классах), дополняя и исправляя ответы и подводя итог. Чтобы убедиться в правильности выполненного задания, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде. На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты. У каждой группы на столах лежат "Листы учета работы ученика на уроке", ребята в группах самостоятельно заполняют их, обсуждая с учителем оценки каждого члена группа. Учитель благодарит всех за хорошую работу, либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию

Пазлы. 

Делю тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет новым представителям группы  свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

 (Слайд 10) Примеры групповой работы на уроке литературного чтения над произведением Д.Н Мамина-Сибиряка. Восстанови деформированный план к сказке «Заяц Хваста»

  • Зайчишка - трусишка.
  • Заяц расхрабрился.
  • Разговор с зайцами всего леса.
  • Внезапное появление волка.
  •  Заяц-хвастун задал стрекача.
  •  Волк убежал.
  •  Поиски  Храбреца.
  •  Похвала и благодарность.
  • Заяц поверил в свою храбрость.

Слайд 11)  Или к произведениям Чуковского на заключительном этапе изучения всех произведений автора

Соедините  имя героя с действиями:

Айболит

Воробей

Крокодил

Комар

Федора

Медведь

 Бабочка

 Лисички

Зажгли море.

Проглотил солнце.

Вымыла свою посуду.

Вернул солнце в небо.

Потушила море.

Спас Муху – Цокотуху.

Съел таракана.

Вылечил зверей.

Формами групповой работы являются уроки-проекты и конференции. Учащиеся учатся выполнять и представлять проекты. Часто по окружающему миру, технологии, литературному чтению. Пример

Приведу пример проектной работы в первом классе. После изучения произведений К.И. Чуковского дети разделились по определнным признакам на группы. Каждая группа выполняла свою работу. Исследователи готовили биографию К.И. Чуковского. (Слайд 12)

1. Подобрать и подготовить к пересказу сведения о биографии К.И. Чуковского. (Исследователи). -1 гр.

2. Заучивание отрывка из произведения Чуковского. (Чтецы) -2 группа

3. Инсценирование отрывка. (Актерская группа). 3 гр.

4.Иллюстрирование. (Иллюстраторы) -4 гр.

5. Подбор вопросов для викторины. (Эксперты) 5 гр.

Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей, а рефлексия проходит по двум направлениям:
- ход исследования решения проблемы;
- деятельность членов всей группы.

  Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся  обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.
  4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.
  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи                   

Таким образом, мы видим, что ключевые моменты системно-деятельностного подхода групповая работа помогает нам выполнить. Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.

Подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы.
 «Тот, кто учит, тот и учится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Организация групповой работы в начальной школе

Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....

Статья "Организация групповой работы в начальной школе"

Основные приемы организации парной и групповой работы. Задания для групповой работы по русскому языку...

Технология организации групповой работы в начальной школе

Выступление на заседании ШМО по теме: Технология организации групповой работы в начальной школе содержит описание цели и задач групповой работы, способов формирования групп, видов групповой работы, а ...