Статья "Организация групповой работы в начальной школе"
статья на тему

Ковтун Нина Петровна

Основные приемы организации парной и групповой работы. Задания для групповой работы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppakh.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

             Организация групповой работы в начальной школе  

Организация групповой работы в начальной школе  занимает важное место в системе обучения.

Групповая работа  может быть использована  не только в системе развивающего обучения, но и в традиционном и иных подходах к образованию.

     В развивающем обучении работа в группе подчинена цели нахождения способа решения для определенного класса задач. В традиционном обучении она может быть использована для объяснения найденного способа решения тем учащимся, которые не сумели справиться с задачей. Кроме того, групповая работа способствует созданию лучших условий для учебного самоопределения учащихся. В развивающем образовании групповая работа заставляет учащихся ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы работы. В традиционном подходе групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу

Цели организации совместной учебной работы самих детей:

а)       Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса.

в)  Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

      Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление об игре. Групповая работа это прежде всего игра, игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Кто не играет – тот остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, например, что можно не самоопределяться, не уточнять цель, не стараться понять точку зрения других, не аргументировать свою точку зрения и т.д. – проигрывает. Этот проигрыш, как правило, оформляет преподаватель, оценивая работу групп и отдельных ее участников. Любое высказанное предположение, не будучи принятым группой, не расценивается никем как провал или проявление невежества, это просто ''не очень удачный игровой ход'',ведь можно сделать другой, более удачный.

Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах.

 Существует много видов парной работы:

1)      Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2)      Ответ на поставленный вопрос сначала говорит один,затем второй.После того как пришли к единому варианту ответа поднимают «союз рук»(сцепив ладошки)

3)      Пересказывают друг другу определения,орфографические правила.Когда повторение закончено поднимают «союз рук»(сцепив ладошки)

4)      1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

     Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-3 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор).

Варианты ''негативных'' образцов:

1)      задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2)      задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3)      задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4)      задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1)      Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2)      Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.

5)      Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

        Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек.

Как объединять детей в группы?

     На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

     Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.

Возможны следующие ролевые функции:

1)      Писарь – записывает решение;

2)      Защитник– защита решения, ответ от имени группы;

3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

4)      планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;

5)      критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.

Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:

1)      Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.

2)        Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.

3)        Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Задания для групп:

1)      Все группы выполняют одинаковое задание;

2)      Группы отличаются по типу работы, т.е.

1-ая группа – проектирует,

2-ая группа – проводит исследование;

3-я группа – решает проблему.

Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру

3)      По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон и т.д..

4)      По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.

5)      По интересам.

     Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы :

-         Как дети сидят?

-         Внимательны ли они или отвлекаются?

-         Как ведут себя: живо или апатично?

-         Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

-         Слушают ли друг друга?

-         Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

-         Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

      Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной. 

         При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.

·        Групповая работа требует перестановки парт.

Особое внимание

  Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

       В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

 

Список литературы

 

1.      А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

2.      С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

3.      И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г.

4.      О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г.

Приложение.

Задания для групповой работы.

                                             

 Русский язык

        Карточка 1

Расположите предложения так, чтобы вышел связный текст.Рядом с предложением поставьте номера (1,2,3,4.)

_Душистые рыжики росли около ёлок.

_Хорош будет грибной суп.

_Наступила осень.

_Алёша заметил их.

Запишите текст. Один диктует, все члены группы  пишут.

                                  Карточка 2

Определить границы предложений. Озаглавить текст.                                              

Мы  долго бродили  по лесу  у тропы лежача  кучка  рыхлой  земли  это нора крота  а  где хозяин.

Спишите. Начало предложения напишите с большой буквы, в конце ставь знаки препинания (. ? !).Один диктует,все члены группы  пишут.

                                 

                                  Карточка 3

2.  Используя эти слова, составьте текст «Первый снег».

Тихо падал на землю, крыши домов  в снежном плену,  люди улыбались, снег идёт и идёт

Запишите текст. Один диктует, все члены группы  пишут.

                               

                                   Карточка 4

   Расположите предложения  в тексте «Брат и сестра»

  так, чтобы все поняли, о чем идет речь.

Сестра ждёт его у крыльца.

Он сказан об этом сестре.

Петя научился считать до десяти.

Петя идёт из детского сада.

Запишите текст. Один диктует, все члены группы  пишут.

                                    Карточка 5

1. Дополните в каждом слове по одному слогу ... жик, ре. .та, сo...

2.  Запишите столбик, в котором в словах букв больше, чем звуков.

лужа          пень             ёжик

лес             тень            Зоя

река           крыльцо       Яша

Запишите. Один диктует, все члены группы  пишут.

                                    Карточка 6

 Запишите ответы на вопросы. Дайте полный ответ на вопросы.

Как спит заяц?                           лёжа

Как спит тетерка?                      сидя

Как спит цапля?                           стоя

Запишите. Один диктует, все члены группы  пишут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Групповая работа в начальной школе

Об использовании групповой работы в начальной школе...

Групповая работа в начальной школе

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудн...

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Технология групповой работы в начальной школе

Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в  группе....

Групповая работа в начальной школе.

Групповые технологии тесно переплетаются с другими современными технологиями. Работа по группам возможна и при проведении игровых моментов урока, и на урока-интеграциях, на у...

Организация групповой работы в начальной школе

Цели, задачи, принципы групповой рабрты.Варианты комплектования групп. Виды групповой работы....