ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
статья

Никифорова Инна Николаевна

Профилактика школьной неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешней в групповой работе, являющейся одной из самых продуктивных форм сотрудничества учащихся и способствующей активизации учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

Современный уровень общественного развития диктует все увеличивающиеся требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Усложнение школьных программ, ускорение темпа обучения, на фоне ослабления здоровья детей и ухудшение дошкольной подготовки, сделали эту проблему значимой уже в начальных классах. Уже к концу начальной школы появилось достаточно большое количество детей, которые не справляются с требованиями учебной программы, и как следствие, не хотят учиться. Изучая психолого-педагогическую литературу, нами было исследованы работы Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Ю.К. Бабанского, Ю.З. Гильбуха, Н.И. Мурачковского, Л.С. Славиной и др., которые изучали проблему неуспеваемости в школе. Необходимость выявления эффективных способов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости обусловлена общей тенденцией снижения уровня учебных достижений учащимися начальных классов, поэтому проблема школьной неуспеваемости является одной из самых актуальных проблем современной школы.

 Профилактика школьной неуспеваемости может осуществляться разными способами. В настоящее время в среде педагогов в повседневной практике недостаточно внимания уделено групповой форме младших школьников. Использование групповых форм работы может открыть широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и креативности ребенка, развития у учащихся речи и рефлексии предметного содержания.

Однако при всей её значимости по-прежнему преобладают больше фронтальные и индивидуальные формы работы, чем групповые. Степень вовлеченности ученика, и особенности выполняемой работы могут быть для каждого участника группы разными в разные периоды группового взаимодействия. Поэтому при правильной организации групповой работы каждый её участник, так или иначе, вовлекается в работу группы и достигает для себя тех или иных результатов.

Известно, что умение учиться – это, по мнению профессора Г.А. Цукерман, новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества [3].

В группах ученики, обладая разным уровнем обучаемости, потребностей, интересов и учебной работоспособности, дополняют друг друга. Один проявляет повышенный интерес к теоретическим обобщениям, другой обладает совокупностью практических умений, третий наиболее критичен, задает вопросы, заставляет обосновывать каждое положение. Это обстоятельство сказывается положительно на всестороннем рассмотрении изучаемых понятий.

Учащиеся, работая в звеньях, свободнее выражают свои мысли, смелее выясняют у своих товарищей непонятное. При этой работе создаются более комфортные условия для активной деятельности слабого ученика. Он получает больше возможностей, чем при фронтальной работе, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем, чаще высказывается, повышается его учебная активность, позволяющая успешнее формировать знания, умения и навыки

Авторы А. А. Мирошниченко и А. А. Филиппова пишут — «для того чтобы работа с неуспевающими школьниками стала результативной, необходима диагностика конкретных психологических причин, которые мешают полному усвоению знаний ученикам». Далее авторы отмечают, что если ещё в младших классах у определённых учащихся не выработать навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут только нарастать и увеличиваться. Как отмечают авторы, главными задачами психологов является разработка определенных программ психологической коррекции, профилактики. Также А. А. Мирошниченко и А. А. Филиппова считают, что наиболее эффективным способом по предупреждению школьной неуспеваемости, является разделение школьников на три группы: сильные, слабые и средние. Главной задачей учителя является, непосредственная работа с неуспевающими учениками, чтобы подтянуть их до необходимого уровня, а также грамотное увеличение нагрузки для средних и более сильных учащихся. Авторы в своей статье «Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема», делают акцент на деятельность учителя, как основного звена в оказании помощи неуспевающим школьникам [2].

При групповой работе повышается интеллектуальная активность детей, лучше усваивается учебный материал. Развивается саморегуляция, поскольку дети, контролируя ход совместной работы, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний.

Уникальность групповой работы поддерживается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Учитель руководит процессом работы всей группы: предъявляет задания, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты работы группы. Деятельность и руководство каждого ученика осуществляется членами внутри группы.

 - «групповые формы учебной деятельности развивают межличностные отношения учащихся, позволяют учитывать их социальный статус, помогают им самоутвердиться в среде одноклассников.    Коллективные формы обучения создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений как эффективные регуляторы учебной деятельности» [1].

Таким образом, мы определенно полагаем, что профилактика школьной неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешней в групповой работе, являющейся одной из самых продуктивных форм сотрудничества учащихся и способствующей активизации учебной деятельности.

Литература

  1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Академия. - 2011. – с. 240. 
  2. Мирошниченко А.А., Филиппова А.А., Елисеева В.В. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – с.202-203.
  3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. http://vuzer.info/load/psihologia/vidy_obshhenija_v_obuchenii_cukerman_g_a/3-1-0-15192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с учащимися, испытывающими трудности в обучении»

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психолого-педагогического сопровождения перед специалистами школьного ПМПк - педагогом-психологом и учителем-логопедом стоят задачи по...

Причины и профилактика неуспеваемости младшего школьника

Материал содержит информацию для родителей о неуспеваемости младшего школьника....

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...

Психолого-педагогическая коррекция и профилактика неуспеваемости младших школьников

Теоретические и практические рекомендации по устранению неуспеваемости учащихся...

Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...

Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР

Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....