Психолого-педагогическая коррекция и профилактика неуспеваемости младших школьников
методическая разработка на тему

Ефремова Елена Владимировна

Теоретические и практические рекомендации по устранению неуспеваемости учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_ispr.doc652.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

I.        Исследование проблемы школьной неуспеваемости в психологии и педагогике        6

1.1 Проблема школьной неуспеваемости в психологии и педагогике        6

1.2 Причины и условия школьной неуспеваемости        11

1.3 Профилактика и коррекция школьной неуспеваемости        13

II. Экспериментальное исследование причин школьной неуспеваемости младших школьников. Практические рекомендации для учителей и родителей по проблеме психолого-педагогической профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников        24

2.1. Диагностика причин школьной неуспеваемости младших школьников        24

2.2 Практические рекомендации для учителей и родителей по проблеме психолого-педагогической профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников        29

Заключение        34

Библиографический список литературы        36

Приложение 1        40


Введение

Актуальность исследования. Современный уровень общественного развития диктует все увеличивающиеся требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Необходимость выявления эффективных способов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости обусловлена общей тенденцией снижения уровня учебных достижений учащимися начальных классов, детей без выраженных клинических диагнозов.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым необходима коррекционно-педагогическая помощь достигает в школьном возрасте 40%. Это дети, испытывающие трудности в овладении письмом, чтением, счетом. Они испытывают сложности в понимании текстов, усвоении материала.

Важнейшей проблемой становится своевременное выявление причин неуспеваемости детей в начальных классах. Это позволит не допустить развитие неуспеваемости в степень хронической. В свою очередь, можно говорить о снижении возможности возникновения психологических трудностей на фоне стресса, и снижении риска развития девиантного поведения. Проблеме неуспеваемости в школе посвящены работы известных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, В.В, Давыдова , А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Ю.К. Бабанского, Ю.З. Гильбуха, Н.И. Мурачковского, Л.С. Славиной и др.

Учеными доказывается необходимость соответствия между педагогическими требования и возможностями ребенка. Реалии современного мира таковы, что как взрослый, так ребенок вынужден воспринимать и обрабатывать большое количество информации. Требования, предъявляемые учебной деятельностью, учителем к личности, к познавательным процессам ребенка не всегда соответствуют уровню развития школьника. Это приводит к сложностям усвоения школьной программы, как следствие – к неуспеваемости.

Анализ теории и практики проблемы позволяет установить противоречия между особенностями развития младших школьников и разработанностью, эффективностью профилактики и коррекции неуспеваемости детей. Это обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неуспеваемости младших школьников»

Исследуя эффективность различных путей устранения причин неуспеваемости, предоставляет возможность организации программы профилактики и коррекции этого явления. Основываясь на этом, можно разработать развивающую программу как групповой, так и индивидуальной направленности.

Обьект исследования: неуспеваемость младших школьников.

Предмет исследования: причины школьной неуспеваемости младших школьников

Цель: теоретически выявить и путем опытно - экспериментальной работы проверить эффективность коррекции неуспеваемости младших школьников

Гипотеза исследования: эффективным средством преодоления неуспеваемости младших школьников является психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения; основанное на эффективных способах профилактики и коррекции сложностей в обучении, обусловленных физиологическими, социальными, психологическими и педагогическими группами условий.

В соответствии с гипотезой и целью исследования, нами были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического изучения литературных источников теоретически выявить направления профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников.
  2. Провести экспериментальное исследование причин школьной неуспеваемости младших школьников
  3. Разработать практические рекомендации на основе экспериментальной части исследования для учителей и родителей по проблеме психолого-педагогической профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования послужила теория формирования высших психологический функций (Л.С. Выготский 1982), концепция деятельностного подхода к развитию и формированию высших психических функций (А.Н. Леонтьев, 1977). Исследование опирается на следующие теории: теория системного подхода (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.); психолого-педагогическая концепция теории деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н,Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др); теория обучения (Ю.К. Бабанский и др.); теория психолого-педагогической диагностик

Методы исследования. Теоретический анализ использованной литературы, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий и обучающий эксперимент.

Эмпирическая база исследования. В исследовании участвовало 70 учеников младших классов МБОУ СОШ 5 2008 года рождения г. Лобня. Исследование проводилось в период с сентября по апрель 2016-2017 гг, и включало в себя несколько этапов.


  1. Исследование проблемы школьной неуспеваемости в психологии и педагогике

1.1 Проблема школьной неуспеваемости в психологии и педагогике

Проблема школьной неуспеваемости широко освещена в психологии и педагогике. В библиотеке РГБ насчитывается 8300 источников по теме «школьная неуспеваемость», из них около половины посвящено неуспеваемости в младших классах.  В интернет-издании «Психологическая газета» было выпущено 3800 публикаций по проблематике школьных достижений в младших классах.

Для уточнения объекта и предмета данного исследования необходимо обратиться к официальным документам, регламентирующим педагогическую деятельность. Федеральные государственные стандарты образования выдвигают следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Данные критерии успешности обучения младших школьников необходимо осветить для исследования профилактики школьной неуспеваемости [29].

Проблема успеваемости связана с оценкой учебной деятельности. ФГОС определено, что предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [29]. Соответственно, чем лучше результаты, тем выше оценка.

В данном исследовании успешность обучения понимается в качестве достижения необходимого уровня результатов, и она является одной из составляющих психологического здоровья школьников, сохранением которого обеспокоено всё психолого-педагогическое сообщество.

С точки зрения педагогики, проблема успеваемости, прежде всего, ориентируется на такой интегральный показатель «как фонд усвоенных знаний» [34].

По мнению Л.А. Регуш, «В психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т.д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом» [34].

В психологической науке, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин подчеркивают необходимость развивать теоретическое мышление как основу для умственного развития школьников. Например, Д. Б. Эльконин выделил в структуре учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оценку [37]. И если в младшем школьном возрасте формируются отдельные компоненты учебной деятельности, то подросток ставит задачу усвоения общей ее структуры. Также у него появляется саморегуляция, как осознанная постановка целей и задач, связанных с предстоящими видами деятельности и подчинение им способов  учебной работы. Важно, что внешний контроль превращается в самоконтроль, когда ребенок усваивает именно общую структуру учебной деятельности и всех ее компонентов. Создание контрольно-ориентировочного аппарата, имеющего отношение к учебной деятельности, приводит к рефлексии и самовоспитанию [36]. Если успешность обучения – это характеристика обобщающая, включающая в себя и психологические, и физиологические и социальные предпосылки, то успеваемость – более узкое понятие, тесно связанное с обучаемостью.

Понятие «неуспеваемость» обладает разными значениями. Например, лингвисты А.А. Бударный и У.Д. Розенталь определяют неуспеваемость как несоответствие минимальным требованиям и убеждены в том, что содержание понятия «неуспеваемость» во многом зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс [6]. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость выражается баллами «два» и «один». Однако эти правила подправляются реальной практикой: выставленные удовлетворительные оценки не мешают учителям, родителям, нередко и ученику знать, что он «не успевает». В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними силами [25].

В большинстве случаев школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний. Более того, школьная неуспеваемость психически здорового школьника является, как правило, «браком» в работе образовательного учреждения.

Результаты теоретического анализа различных подходов к проблеме неуспеваемости в педагогике и психологии представлены в таблице 1.


Таблица 1

Основные подходы к пониманию термина «несупеваемость»,

по внешнему и внутреннему критериям

Авторы

Понятие

Критерий

1.

А.А. Бударный и У.Д. Розенталь

Неуспеваемость как несоответствие минимальным требованиям обучения

Внешний

2.

Д. Б. Эльконин

Несформированность (несоответствие возрасту) отдельных компонентов учебной деятельности (учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оценка.

Внутренний

3.

 М.А. Данилов

Нарушение противоречивого единства возможностей учащихся и того, что от них требуется,

Внутренний

4.

В. Оконь

Нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними силами

Внешний

5.

Н.П. Локалова

общее отставание в учебе и отставание по отдельным предметам

Внешний

6.

Б.С. Цетлин

Наличие скрытой неуспеваемости не только в пробелах знаний, но и в отношении учащихся к учению

Внешний

Таким образом, существует две группы критериев школьной неуспеваемости - внешний и внутренний. Для дальнейшего исследования это важно, в связи с тем, что экспериментальная часть будет построена с учетом этих критериев. В зависимости от внешнего или внутреннего критерия педагог выстраивает пути коррекции и профилактики неуспеваемости младших школьников.

Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» отвечает – определение видов неуспеваемости.

На сегодняшний день существуют различные классификации школьной неуспеваемости. Этой проблемой занимались А.А. Бударный [6]. (абсолютная и относительная неуспеваемость); А.М. Гельмонт и Н.И. Мурачковский ( общее и глубокое отставание как относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам) и эпизодическая неуспеваемость [12]. В.С. Цетлин (фиксированная и скрытая неуспеваемость) [34].; Н.П. Локалова (общее отставание в учебе и отставание по отдельным предметам) [19].

В.С. Цетлин дает следующее определение понятию отставание: «Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости <...> Отставание - это перерыв непрерывности» [34].

С точки зрения психологии неуспеваемость, прежде всего, связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.


1.2 Причины и условия школьной неуспеваемости

С точки зрения З. Гильбуха, можно выделить следующие причины неуспеваемости: педагогические; психологические; нейрофизиологически

Первые также подразделяются на две группы:

  • связанные с поведением педагогов и родителей;
  • вызванные поведением самих учащихся.          

Неуспеваемость, причины которой кроются в деятельности учителя, вызвана отсутствием дифференцированного подхода к детям незнанием и непониманием их, неумением их стимулировать и использовать нужные для активизации методы обучения. Причины, касающиеся родителей, — отсутствие с их стороны любви к своим детям, недостаток заботы о них.
Имеющие же отношение к самим детям причины – это неинтенсивность и неэффективность учебной деятельности, слабая мотивация и нежелание чем-либо заниматься с усердием, что приводит к пропускам занятий [14].                  

Психологические причины неуспеваемости, с точки зрения 3. Гильбуха, - недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, пробелы в знаниях, неразвитость мотивации, плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности.

К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости относятся функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая мозговая дисфункция, нарушения слуха, речи, зрения.  

Можно выделить следующие группы неуспевающих школьников:

 - Педагогически или социально запущенные дети. Для этой группы характерны недостаточная мотивация учения, интеллектуальная пассивность. Такие школьники недобросовестны, небрежны. Что бы они успевали, необходимо сначала окружить их элементарной заботой и создать им условия для выполнения уроков, а затем развивать мотивацию их учебной деятельности, повышая статус в классе, укрепляя позицию школьника и положительное отношение к учению.

 - Ослабленные дети, которые в результате болезни быстро устают, теряют работоспособность и устойчивость внимания.

 - Дети с несформированными умственными навыками, операциями, недостатками в развитии высших психических функций (общим недоразвитием речи, наглядно-действенным и конкретным мышлением, его ригидностью и пр.). Эти школьники способны выполнять задания только способами, сложившимися у них ранее. Они долго вникают в условия задач, медленно решают, первое найденное решение считают окончательным. Бывает, и наоборот: стремятся быстрее все выполнить, но кое-как, не проверяя, верно ли все сделано, неаккуратно, небрежно. Часто эти дети несамостоятельны.

Таким образом, неуспеваемость — это отставание в учении, при котором школьник не может овладеть за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Учитель не всегда способен вовремя распознать данный факт и причины, его вызвавшие, и найти способы помочь школьнику, имеющему проблемы в учении. Последние чаще всего имеют дисциплинарный, а не психологический характер: взрослые наказывают детей, заставляют их больше заниматься, но как это делать эффективно, школьники не знают, отсюда еще большие неудачи, и снижение интереса к обучению.

Например, российский исследователь П.П. Борисов предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в 4 крупных блока [9].

1. Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

2. Социально-бытовые причины: неблагоприятные условия. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.

3. Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), болезни нервной системы.

4. Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

4. Физиологические (наследственно-биологические) причины - ключевые причины нарушений интеллектуального развития
Основная причина данных проблем – это наследственно - биологическая причина (состояние интеллекта родителей, беременность и роды матери, перенесенные травмы и заболевания ребенка в возрасте до 1 года и пр.)

По мнению Ю. Бабанского, причинами неуспеваемости учащихся является слабое развитие мышления - 27%; низкий уровень навыков учебного труда - 18; отрицательное отношение к учебе - 14; отрицательное влияние семьи, равно олиткив - 13; пробелы в знаниях -11; слабое здоровье, утомляемость - 9; слабая воля, недисциплинированность - 8% [4].

1.3 Профилактика и коррекция школьной неуспеваемости

Анализ теории и практики проблемы исследования позволяет установить объективно сложившиеся противоречия между слабым развитием когнитивных функций младших школьников и отсутствием должного дифференцированного психолого-педагогического подхода к ним со стороны учителя; между необходимостью организации процесса когнитивного развития 5 школьников как основополагающего фактора успешности обучения и недостаточной разработанностью педагогических средств, условий и технологий, обеспечивающих целенаправленное формирование психических функций.

Система работы по предупреждению неуспеваемости четко ориентирована на конкретную цель - формирование у младших школьников такого уровня знаний, который отвечал бы требованиям Госстандарта. Особенностью системы, обеспечивающей достижение этой цели, является синтез трех блоков компонентов: дошкольное развитие, школьное обучение и социально-бытовое окружение. Между компонентами прослеживаются причинно-следственные связи.

С учетом различной природы неуспеваемости младших школьников выбираются пути профилактики.

Это система мер, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней, наулучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

В данной работе под профилактикой подразумевается комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении [28].  

  1. Психологические условия предупреждения неуспеваемости школьников

 - Знание и учет учителем возрастных особенностей младших подростков,

 - знание и учет индивидуально-типологических особенностей нервной системы учащихся

 - умственной деятельности школьников разного пола, учет ведущей деятельности младших школьников, коррекция недостаточно развитых психологических процессов [13].

 - создание доброжелательной атмосферы в учебной группе и нормализация межличностных отношений учащихся,

 - содействие снижению школьной тревожности младших детей

 - , формирование положительной учебной мотивации и адекватной самооценки школьников.

  1.  Педагогические условия предупреждения неуспеваемости относятся:

 - самообразование и саморазвитие учителя иностранного языка,

 - привлечение к сотрудничеству родителей, знание и учет учителем состояния здоровья учащихся,

 - привлечение помощи школьных специалистов (классного руководителя, социального педагога, врача, психолога, логопеда, учителей-предметников),

 - знание и учет учителем индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся,

- формирование общеучебных умений и навыков

 - знание и учет трудностей, связанных со спецификой изучения иностранного языка, и признаков неуспеваемости по данному предмету,

- типологизация учащихся по основанию причины возникновения трудностей в обучении.

Успешная реализация выделенных ранее психолого-педагогических условий предупреждения неуспеваемости приводит к созданию учебной среды, предупреждающей неуспеваемость младших школьников что, в конечном счете, ведет к нормализации их успеваемости.

Таким образом, школьная неуспеваемость - ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Она определяется внешними (несоответствие требованиям обучения, противоречия между возможностями ученика и требованиями обучения) и внутренним (сихофизиологические, личностные особенности ребенка; особенности окружения) критериями, а также отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний.

Школьная неуспеваемость определяется рядом условий и предпосылок: физиологическими; социальными; педагогическими; психологическими

Пути профилактики и коррекции школьной неуспеваемости строятся также по внешнему и внутреннему критерию, с учетом природы неуспеваемости, и в тесном сотрудничестве с другими специалистами. Подробные результаты анализа источников по проблематике школьной неуспеваемости показаны в таблице 2.


Группы условий неуспеваемости

Содержание условий неуспеваемости

Пути профилактики

неуспеваемости

Пути коррекции

несупеваемости

Критерии

Определения

1.

Физиологические

  • Функциональная слабость высшей нервной деятельности,  малая мозговая дисфункция,  нарушения слуха, речи, зрения. (Ю. Гильбух)
  • болезни, общая слабость здоровья
  • -болезни верхних дыхательных путей. инфекционные болезни, -нарушение двигательных функций
  • (ЦНС),
  • болезни нервной системы. (П.П, Борисов)
  • Физиологические (наследственно-биологические) причины - ключевые причины нарушений интеллектуального развития;
  • наследственно - биологическая причина (состояние интеллекта родителей, беременность и роды матери
  • Общее слабое состояние здоровья (Ю. Бабанский)

  • Диагностика причин неуспеваемости
  • Определение типа обучаемости.
  • Выявление наиболее позитивных сторон личности при выполнении учебной деятельности.
  • Составление программы помощи ученику с привлечением родителей.
  • Консультирование родителей по управлению самостоятельной деятельностью школьника.
  • Подбор упражнений, чтобы повысить выносливость, укрепить эмоционально-волевую сферу, развивать познавательные процессы.
  • Формирование адекватной самооценки и потребности в рефлексии (отслеживать протекание умственной деятельности, получать результаты, осознавать трудности).
  • Совместная работа психолога и учителя, направленная на определение статуса ребенка в классе и его повышение.

  • Диагностика причин неуспеваемости.
  • Совместная работа со специалистами медицинского профиля, и педагогом-психологом

внутренний

2

Социальные

  • неблагоприятные условия. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.
  • повсеместное внеднерние информационных технологий
  • особенности проживания в населенном пункте

  • программы помощи ученику с привлечением родителей.
  • Консультирование родителей по управлению самостоятельной деятельностью школьника.

Внешний

3

Педагогические

  • нет дифференцированного подхода к детям
  • нет опыта в стимуляции и использовании активных методов обучения
  • неэффективность учебной деятельности, слабая мотивация и нежелание чем-либо заниматься с усердием, прогулы.  
  •  недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

  •  Реализация дифференцированного подхода к детям
  • Подбор упражнений на развитие познавательной сферы
  • Подбор упражнений на повышение учебной мотивации
  •  Повышение квалификации и компетенций учителя.
  •  Использование активизирующих методов обучения

Внешний

4

Психологические

  • недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, пробелы в знаниях, неразвитость мотивации, плохая сформированность способов учебно-познавательной деятельности.
  • особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

  • Подбор упражнений на выносливость, укрепление эмоционально-волевой сферы, развитие познавательных процессов.
  • Формирование адекватной самооценки и потребности в рефлексии (отслеживать протекание умственной деятельности, получать результаты, осознавать трудности).
  •  Совместная работа психолога и учителя, направленная на определение статуса ребенка в классе и его повышение.
  •  Выявление наиболее позитивных сторон личности при выполнении учебной деятельности.
  • Составление и нахождение компенсаторных возможностей школьника благодаря изменению мотивации учения, отношения к школе и выполнения ролей, способствующих формированию позиции учащегося

Внутренний


II. Экспериментальное исследование причин школьной неуспеваемости младших школьников. Практические рекомендации для учителей и родителей по проблеме психолого-педагогической профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников

2.1. Диагностика причин школьной неуспеваемости младших школьников

Для диагностики причин школьной неуспеваемости младших школьников нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:

1. Диагностика успеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения.

2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости младших школьников.

3. Разработка методических рекомендаций учителям при работе с неуспевающими младшими школьниками.

При выборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы.

Нами были использованы следующие методы:

  • беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности;
  • анализа письменных работ;
  • анализа журнала успеваемости.

Также мы использовали методики: Тест школьной тревожности Филлипса для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой.

В перечень трудностей, предлагаемых для беседы с педагогом, входили следующие:

  • пропуски букв в письменных работах;
  • невнимательность и рассеянность;
  • трудности при решении математических задач;
  • неусидчивость;
  • постоянная грязь в тетрадях;
  • плохое знание таблицы сложения;
  • трудности при выполнении задач в классе;
  • постоянное переспрашивание учителя;
  • опоздания на уроки;
  • постоянное отвлечение на уроках;
  • боязнь устных ответов.

Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности.

Также проводилось наблюдение за учебной деятельностью на уроках математики и русского языка. В схему наблюдения входили следующие признаки:

  • как ребёнок включен в работу на уроке;
  • уровень проявления его активности;
  • вопросы, которые он задавал учителю;
  • выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно);
  • высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные).

Мы выделили ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Трудности в обучении и психологические причины их возникновения

Примерно 20% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

Около 17% страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач - плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

Примерно 13,5% школьников испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.

12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.

У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.

9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

Кроме того, определены следующие трудности и их причины.

Ребенок плохо списывает с доски - 8,7% - не научился работать по образцу.

8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны - низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

6,9% - любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

6,4% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.

5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

4,9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутренне стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.

0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

0,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.

По результатам исследования и наблюдения было выявлено 4 неуспевающих ученика. Любимыми предметами в основном у них являются ИЗО, физкультура, музыка, т.е. те предметы, которые не требуют больших умственных затрат и легки для них.

У двоих школьников есть ощущение, что учителя их не любят, остальные считают, что к ним учителя относятся хорошо.

Все ученики устают после уроков, что говорит о несоответствии режима обучения и школьной нагрузки с их развитием. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.

Были определены причины неуспеваемости двух школьников, показавших самые низкие показатели диагностики. Были выявлены внешние причины неуспеваемости данных школьников, а именно: препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками.

Таким образом, проведенная диагностика подтвердила, что наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера, конфликтные отношения с учителями. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости методом диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

2.2 Практические рекомендации для учителей и родителей по проблеме психолого-педагогической профилактики и коррекции неуспеваемости младших школьников

В работе по профилактике и коррекции неуспеваемости младших школьников мы определяли не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

В ходе работы мы осуществляли нейтрализацию причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

В основе развивающей работы с неуспевающими школьниками был положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе (Приложение 1).

После определения причин неуспеваемости младших школьников с их родителями было проведено несколько индивидуальных бесед с целью организации контроля с целью контроля и помощи школьникам, более полной реализации имеющихся у нее способностей, преодоления излишней застенчивости. Для тренировки внимания были использованы, рекомендованы проводить в дальнейшем следующие упражнения:

  1. сосчитывание букв в каком-либо длинном слове до и после его написания (с последующей проверкой по книге);
  2. дополнительные задания на списывание текста с карточки с последующей самостоятельной проверкой правильности выполнения, выставление себе оценки;
  3. изготовление школьниками дидактического материала по заданию учительницы;
  4. контакт школьников с учительницей во время уроков при помощи определенных знаков со стороны учительницы, сигнализирующих ученикам, что они отвлеклись и слушают невнимательно.

С неуспевающими школьниками был проведен ряд коротких бесед относительно их успехов в учении, отношений с одноклассниками и сверстниками. Школьники охотно рассказывали, что, по их мнению, мешает им учиться лучше, какие у них есть недостатки и какие желания.

В результате проведенной с ними корригирующей работы школьники стали с должным вниманием относиться ко всем видам заданий; пишут почти без ошибок, за домашние задания получают хорошие отметки, с удовольствием выполняют все поручения учителя; стали более открыты в общении.

Таким образом, для успешного преодоления причин неуспеваемости рекомендуется:

1. Изменить характер отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.

Поэтому организация учебного процесса должна быть та, чтобы каждому ученику бы ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену.

Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определенном характере общей коллективной деятельности учащихся.

3. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению контроля и оценки в фор взаимо - и самоконтроля, взаимо - и самооценки под руководством учителя.

4. Важнейшим фактором по эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельно ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса.

5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть учебными умениями и навыками. Поэтому овладение учебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.

6. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области.


Заключение

Настоящее исследование посвящено важнейшей проблеме современной педагогической психологии - повышению эффективности обучения младших школьников через профилактику и коррекцию школьной неуспеваемости

Своевременная диагностика и коррекция помогают в одних случаях предупредить явления школьной неуспеваемости, а в других - преодолеть трудности в обучении. Зная особенности и закономерности развития и формирования высших психических функций детей младшего школьного возраста, можно разработать программу формирующего обучения.

Проведенное теоретическое исследование и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили актуальность проблемы психолго-педагогической коррекции и профилактики неуспеваемости младших школьников.

Полученные результаты исследования позволяют прийти к заключению о том, что одним из основных факторов преодоления неуспеваемости младших школьников является деятельность учителя направленная на профилактику и коррекцию неуспеваемости по группам условий.

Проведенная работа по обобщению исследовательского опыта по проблеме преодоления неуспеваемости младших школьников средствами их когнитивного развития позволила создать теоретическую модель профилактики и коррекции проблем в обучении.

Доказано, что наиболее эффективным путем психолого-педагогической коррекции школьников, направленной на преодоление учебных проблем, является, способствующая формированию у детей произвольного внимания, памяти, вербально-логического мышления, пространственных представлений, являющихся одним из основных факторов успешного обучения.

В данном исследовании сделана попытка в доступной форме показать учителю значимость гармоничного соответствия между возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением.

Важно отметить, что в успешности реализации учебной программы значительную роль играет профессиональная компетентность педагогов.

Школьная неуспеваемость определяется рядом условий и предпосылок: физиологическими; социальными; педагогическими; психологическими.

Возрастные особенности младшего школьного возраста влияют на школьную успеваемость. Это и недостаточная сформированность высших психических функций и смена ведущей деятельности. И быстрая утомляемость. Детям интересно все делать вместе, ориентация на сверстников и учителя.

Пути профилактики и коррекции школьной неуспеваемости строятся также по внешнему и внутреннему критерию, с учетом природы неуспеваемости, и в тесном сотрудничестве с другими специалистами.


Библиографический список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). – Ростов-на-Дону, 1972.
  2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е изд., междунар. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
  3. Андpеева, Г.М. Социальная психология: учеб. для ун-тов / Г.М. Андpеева. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 345 с.
  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – Ростов-на-Дону, 1972.
  5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М., 2003
  6. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика. – 1966. – №7. – с. 56-67.
  7.  Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – 2-е изд. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
  8. Цетлина В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М., 2007.
  9. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / Под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 32 с.
  10. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 1007 с.
  11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. Гамезо, Е. Петрова, Л. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 302 с.
  12. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М., 1954.
  13. Гизатуллина А.В. Предупреждение неуспеваемости младших подростов в процессе преподавания иностранного языка: автореферат дисс….кандидата педагогических наук. – Москва, 2008. – 82 с.
  14. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М. 1989. – 312 с.
  15. Долгова О.И. За 5 в школу: учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов / О. И. Долгова, Е. В. Зиборова. - Москва: В. Секачев, 2014. – 110 с.
  16. Занков Л.В., Певзнер М.С., Шмидт В.Ф. Трудные дети в школьной работе: Методическое пособие для педагогов и учителей. – М.; 1933.
  17. Клементьева Н Р. Педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Челябинск, 1999. - 172 с.
  18. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения среда обитания». - М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 130 с.
  19. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику // Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, математике и чтению. – М., 1993.
  20. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
  21. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школьного психолога. – СПб., 1988.
  22. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – 350 с.
  24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологич. выражений / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.
  25. Оконь В. Теория проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
  26. Пидкасистый П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. –М., 2006.
  27. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.
  28. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т. 2 / А. Ребер; пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева. – 2-е изд. – М.: АСТ: Вече, 2000. – 1152 с.
  29. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  30. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие / О.А. Степанова. - М.: РГБ, 2007.
  31. Тараканова А.А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М., 2004. – С. 246–253
  32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  34. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М., 1977.
  35. Шумейко Н.С. Развитие соматосенсорной зоны коры головного мозга человека от рождения до 16 лет / Н.С. Шумейко // Новые исследования по возрастной физиологии. – М, 1986. - Т. 27. - № 2. - С. 40-44.
  36. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  37. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1976.
  38. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Исследование возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков методом наблюдения // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967.


Приложение 1

Комплекс развивающих упражнений

по коррекции школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте

  1. Упражнение для развития восприятия у детей младшего школьного возраста.

Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно использовать таблицу с геометрическими фигурами различной формы.

http://festival.1september.ru/articles/210501/img1.gif

Задания школьнику:

Постарайся как можно быстрее сосчитать:

1. сколько раз встречается круг?

2. сколько раз встречается квадрат?

3. сколько раз встречается треугольник?

4. сколько раз встречается ромб?

5. сколько раз встречается прямоугольник?

Время выполнения каждого задания можно фиксировать с помощью секундомера.

Точность восприятия можно определить по формуле:

n = N  Х 100 %,

n - количество фигур данного вида по результатам исследования;

N - истинное количество фигур данного вида.

Таблица может быть с набором букв, геометрических фигур разного размера, графическими изображениями.

2. Упражнение «Треугольники» для развития восприятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники

http://festival.1september.ru/articles/210501/img2.gif

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?(32)
Рисунки могут быть с разными геометрическими фигурами.

3. На развитие восприятия форм и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее между геометрическими фигурами?» <Рисунок 3>

http://festival.1september.ru/articles/210501/img3.gif

Ответы:
А, Д, Е -состоят из трех элементов.
В, Б, Г, Е - построены из прямых линий.
А, Б, Е - прямоугольники.
А, Д - пересекающиеся
В, Г - по одному предмету.
В, Д - округлые.
В, Г, Е - заштрихованные.

4. Для развития восприятия геометрических фигур можно использовать следующие практические задания:

• составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Далее задание ребенку:

• убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

и т.д.

Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов.

Игра «Измеряем на глазок»

Данная игра развивает восприятие величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Участники разбиваются на две команды. Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.

По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение - 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каждая команда получает 3 балла.

Игра «Делим на части»

Все участники игры делятся на две команды. Каждому участнику игры дается полоска бе-лой бумаги. Ведущий дает задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части ручкой.

При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на части на глаз. Те участники у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.

Игра «Развиваем наблюдательность»

Эту игру можно проводить во время экскурсии, а также в обычном помещении.

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течении 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы.

Ведущий дает задание:

Составьте списки предметов:

1. красного цвета,
2. черного цвета,
3. зеленого цвета,
4. круглых,
5. прямоугольных,
6. деревянных,
7. металлических,
8. каменных,
9. начинающихся с буквы К,
10. начинающихся с буквы М?
За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляется по 5 баллов.

  1. Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.

Игра «Слова»

Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.

Инструкция ребёнку: Запиши как можно больше слов, относящихся к теме:

1) школа,

2) математика,

3) осень,

4) этика и др.

На каждую тему даётся 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, предлагая для работы школьникам по 2-3 слова.

2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов.(если 6 слов написали, память хорошо развита)
«Воспроизведение рассказа» также можно использовать для развития памяти у младших школьников.

Инструкция: Вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем в течении 3 минут запишите основное содержание рассказа.

Для развития логической, или смысловой памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:

Прочитать уч-ся три слова, объединённых по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес-медведь-берлога

Затем учитель читает вслух следующие 6 строк, по три слова в каждой. Прочитав вслух 6 строк, учитель предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребёнок должен дописать 2 3 слова в строке.

Игра «Запоминаем, рисуя»

Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.

Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но...

Причины и профилактика неуспеваемости младшего школьника

Материал содержит информацию для родителей о неуспеваемости младшего школьника....

Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей - одна из важнейших научных проблем, которая исследуется на философском, культурологическом, педагогическом, социально- психологическом уровнях....

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психологи, социология) и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных различий не...