Рабочая программа с КТП внеурочной деятельности курса "Учусь создавать проект"
рабочая программа

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования

(в        соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред.от 31.12.2015 № 1576), утвержденной приказом МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2019 № 409

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно-нравственное

Название «Учусь создавать проект»

Класс: 1-4

Учитель: Назмиева Н. Ю.

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» разработана на основе требований   ФГОС  НОО и Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 6». Основой для разработки программы послужила  авторская программа обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей./Новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем./

     Основная цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи :

- развивать у учащихся способность аналитически мыслить; классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

- ознакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;

- обучить основам оформления работ;        

- и познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

- формировать опыт публичного выступления;

- способствовать формированию культуры речи. 

                                                 Общая характеристика курса

В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

        Курс представляет систему занятий творческого характера для учащихся начальных классов  и рассчитана на четыре года обучения. Курс включает 135часов. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Второй, третий и четвертый классы-34 часа в год (1час в неделю). Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

                        Планируемые результаты освоения обучающимися  программы курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;        

-строить рассуждения об объекте;        

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для  планирования и регуляции своей деятельности

   Планируемые результаты освоения программы 1 класса.        

     Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

 2 класс.

      Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь:  выбирать пути решения задачи исследования ;  классифицировать предметы, явления и события;  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  осуществлять сотрудничество со взрослыми;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные и  3 класс:

    Обучающийся будет знать:  основные особенности проведения исследовательской работы;  что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;  методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе,   правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;  правила осуществления самоконтроля;  правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь:  выбирать пути решения задачи исследования;   классифицировать предметы, явления и события;  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;  осуществлять сотрудничество со взрослыми;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

 4 класс:        

    Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.

   Обучающийся будет уметь:  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта;  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;   свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.

     Способы проверки результатов презентовать освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

Содержание программы

        Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение, русский язык. Занятия способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Вид программы - модифицированная, с использованием методического пособия Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф. «Учусь создавать проект» - Москва, издательство РОСТ.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.     Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.

2.     Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.     Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.     Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.     Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.

1 класс (33ч)

Тренинг 16ч

Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

Исследовательская практика 11ч.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Мониторинг 6ч.

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Советы на лето от Мудрого Дельфина. 

2 класс (34 часа)

Тренинг15ч

 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проект и Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. Выбор помощников в работе над проектом Постановка цели и решение задач проекта. Значимость компьютера и знание программ. Обработка и отбор значимой информации.

 Исследовательская практика  15ч

Совмещение текста выступления с показом презентации. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Создание продукта проекта. Программа MPP Microsoft Power Point. Создание продукта .

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Играем в ученых. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Мониторинг 4

Чему ты научился? Игра интересное интервью. Пробное выступление. Благодарственные рисунки –отклики. Советы мудрого дельфина.

3 класс (34 ч)

Тренинг14ч

Выбор темы исследования. Предположение.

Гипотеза. Решение задачи.

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

Исследовательская практика 17ч. Изучение и освоение возможностей программы МРР.

Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

Обработка информации. Интервью. Визитка.

Мониторинг3 ч Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

4 класс ( 34 ч)

 Тренинг 16ч Виды проектов. Исследовательский творческий проект. Творческий проект.Ролевой игровой проект.  Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. Информационно – исследовательский проект.

Информационно – ориентированный проект. Практико – ориентированный проект. Моно-предметный проект. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над

проектом. Критерии итогового оценивания проектной деятельности.

Программа МРР.

Исследовательская практика 15ч

Формирование умения работать с таблицей. Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.

Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и

абзацев.

Мониторинг 3 ч Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Виды деятельности, применяемые в реализации программы:

•Выбор темы проекта

•Поиск информации

•Выявление проблемы

•Нахождение путей решения проблемы

•Выдвижение гипотезы

•Исследовательская работа, опыты, эксперименты

•Создание продукта проекта ( постер, макет, презентация)

•Представление проекта публике

•Инсценирование, ролевая игра.

           

Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11лет. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

  Характеристика деятельности учащихся

Беседа по ТБ. Кто я? Моя семья

1

1.Погружение в проект.

-Осуществляют вживание в ситуацию.

-Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

-Получают дополнительную информацию.

-Определяют свои потребности.

-Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

-Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

-Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности.

-Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

-Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

-Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

-Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

-Оформляют проект,

изготавливают продукт.

-Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

-Проводят анализ достижений поставленной цели.

-Делают выводы.

5. Презентация результатов

-Выбирают (предлагают) форму презентации.

-Готовят презентацию.

-Продолжают оформлять портфолио.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют защиту проекта.

-Отвечают на вопросы слушателей.

-Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

-Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

О чём я больше хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

Как собирать материал?

1

Твои помощники. Этап

1

Повторение. Давай вспомним

1

Проблема

1

Проблема. Решение проблемы

1

Гипотеза. Предположение

1

Гипотеза. Играем в предположение

1

Цель проекта

1

Задача проекта

1

Выбор нужной информации

1

Интересные люди- твои помощники

1

Продукт проекта

1

Виды продукта . Макет

1

Повторение пройденных проектных понятий

1

Визитка.

1

Как правильно составить визитку к проекту

1

Мини - сообщение.

1

Семиминутное выступление

1

Выступление перед знакомой аудиторией

1

Играем в учёных. Это интересно. Окрашивание цветка в разные цвета

1

Играем в учёных. Это интересно. Поилка для цветов

1

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы "из зала" по теме проекта

1

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

1

Повторение. давай вспомним

1

Играем в учёных. Это интересно. "Мобильный телефон"

1

Твои впечатления от проекта

1

Играем в учёных. Это интересно. Получение электричества при помощи волос

1

Тест "Чему я научился?"

1

Советы на лето от Мудрого дельфина

1

Итого

33

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

  Характеристика деятельности учащихся

Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

1.Погружение в проект.

-Осуществляют вживание в ситуацию.

-Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

-Получают дополнительную информацию.

-Определяют свои потребности.

-Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

-Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

-Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности.

-Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

-Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

-Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

-Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

-Оформляют проект,

изготавливают продукт.

-Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

-Проводят анализ достижений поставленной цели.

-Делают выводы.

5. Презентация результатов

-Выбирают (предлагают) форму презентации.

-Готовят презентацию.

-Продолжают оформлять портфолио.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют защиту проекта.

-Отвечают на вопросы слушателей.

-Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

-Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Выбор  темы твоего проекта. Ты – проектант

1

Знакомство с понятием « формулировка». Работа со словарями

1

Выбор помощников в работе над проектом

1

Этапы работы над проектом

1

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «Актуальность»

1

Проблема и её решение

1

Выработка гипотезы – предположения

1

Цель проекта. Задачи проекта

1

Сбор информации для проекта

1

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

Играем в ученых. Это интересно

1

Тест "Чему ты научился?"

1

Отбор информации для мини-сообщения

1

Творческая работа. Презентация

1

Значимость компьютера в создании проектов.

1

Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР

1

Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР

1

Совмещение текста с показом презентации

1

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала по теме

1

Тест. "Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина"

1

Изготовление буклета

1

Самоанализ. Работа над понятием "САМОАНАЛИЗ"

1

Играем в учёных. Это интересно

1

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

Памятка жюри конкурсов

1

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед аудиторией

1

Играем в учёных. Это интересно

1

Пожелание будущим проектантам

1

Благодарственные отклики помощники твоим проектам

1

Советы на лето от Мудрого дельфина

1

Итого

34

Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

  Характеристика деятельности учащихся

Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

1.Погружение в проект.

-Осуществляют вживание в ситуацию.

-Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

-Получают дополнительную информацию.

-Определяют свои потребности.

-Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

-Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

-Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности.

-Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

-Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

-Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

-Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

-Оформляют проект,

изготавливают продукт.

-Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

-Проводят анализ достижений поставленной цели.

-Делают выводы.

5. Презентация результатов

-Выбирают (предлагают) форму презентации.

-Готовят презентацию.

-Продолжают оформлять портфолио.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют защиту проекта.

-Отвечают на вопросы слушателей.

-Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

-Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Выбор  темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

1

Выбор  темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

1

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом.

1

Этапы работы над проектом

1

Требования к паспорту проекта.

1

Составление паспорта проекта

1

Требования к составлению анкет для проекта

1

Анкетирование

1

Памятка. Требования к созданию постера

1

Практическая работа

1

Создание мини-постера

1

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

1

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

1

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

1

Программы МРР. Анимация. Настройка анимации

1

Программы МРР. Анимация. Настройка анимации

1

Программы МРР. Дизайн

1

Программы МРР. Дизайн

1

Фотография на слайдах. Работа с фотографиями

1

Фотография на слайдах. Работа с фотографиями

1

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

1

Практические занятия. Составление презентации.

1

Практические занятия. Составление презентации.

1

Практические занятия. Составление презентации.

1

Практические занятия. Составление презентации.

1

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации.

1

Тесты. Тестирование

1

Самоанализ. Рефлексия

1

Твои впечатления от работы над проектом

1

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

Пожелание будущим проектантам

1

Благодарственные отклики помощники твоим проектам

1

Советы на лето от Мудрого дельфина

1

Итого

   34

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

  Характеристика деятельности учащихся

Беседа по ТБ. Твои новые интересные увлечения

1

1.Погружение в проект.

-Осуществляют вживание в ситуацию.

-Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

-Получают дополнительную информацию.

-Определяют свои потребности.

-Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

-Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

-Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности.

-Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

-Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

-Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы:

-Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

-Оформляют проект,

изготавливают продукт.

-Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

-Проводят анализ достижений поставленной цели.

-Делают выводы.

5. Презентация результатов

-Выбирают (предлагают) форму презентации.

-Готовят презентацию.

-Продолжают оформлять портфолио.

-При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

-Осуществляют защиту проекта.

-Отвечают на вопросы слушателей.

-Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

-Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Виды проектов

1

Исследовательско - творческий проект

1

Исследовательско - творческий проект

1

Творческий проект

1

Исследовательско - творческий проект

1

Ролево-игровой проект

1

Ролево-игровой проект

1

Исследовательский проект с выдвижением гипотез

1

Исследовательский проект с выдвижением гипотез

1

Информационно-исследовательский проект

1

Информационно-исследовательский проект

1

Практико-ориентированный проект

1

Монопредметный проект

1

Монопредметный проект

1

Межпредметный проект

1

Виды презентационных проектов

1

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экпедиции

1

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

Правильная подготовка презентации к проекту.

1

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

1

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

1

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

Типичные ошибки проектантов

1

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой

1

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

1

Практическая работа

1

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

Использование ресурсов интернета при подготовке презентации

1

Формирование навыков работы с текстом

1

Твои впечатления от работы над проектом

1

Пожелание будущим проектантам

1

Твои впечатления от работы над проектом

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование программного материала.

1-й год обучения (1 класс)

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемые результаты

План

Факт

УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

Беседа по ТБ. Кто я? Моя семья

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе.

Повторение  основные доступные  методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов .

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Чем я люблю заниматься. Хобби

О чём я больше хочу рассказать. Выбор темы проекта.

Как собирать материал?

Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям.

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_

зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_

ровать». Практические задания по структурированию текстов

Твои помощники. Этап

Повторение. Давай вспомним

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_

деть проблемы».

Практическое задание «Как люди смотрят на

мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования.

Проблема

Разновидности проектов

Проблема. Решение проблемы

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Создание и проверка собственных гипотез.

Гипотеза. Предположение

Гипотеза. Играем в предположение

Как правильно определить предмет и объект исследования.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Цель проекта

Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться.

Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме.

Задача проекта

Выбор нужной информации

Коллективная беседа о том как структурировать материал.

Обсуждение прочитанной литературы.

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге

Интересные люди- твои помощники

Продукт проекта

Виды продукта . Макет

.Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения»..

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности

Повторение пройденных проектных понятий

Визитка.

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.

Задания по развитию умений слушать, задавать  вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Как правильно составить визитку к проекту

Мини - сообщение.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.)

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.).

Семиминутное выступление

Выступление перед знакомой аудиторией

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей»

Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Играем в учёных. Это интересно. Окрашивание цветка в разные цвета

Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе.

Практическая работа на компьютере.

Играем в учёных. Это интересно. Поилка для цветов

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы.

Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы "из зала" по теме проекта

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Повторение. Давай вспомним

Как выделить главное и второстепенное.

Создание презентаций

Играем в учёных. Это интересно. "Мобильный телефон"

Правила работы за компьютером

Работа на компьютере

Твои впечатления от проекта

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме.

Играем в учёных. Это интересно. Получение электричества при помощи волос

Тест "Чему я научился?"

Анализ работы за год

Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам

Советы на лето от Мудрого дельфина

Календарно-тематическое планирование программного материала.

2-й год обучения (2 класс)

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемые результаты

План

Факт

УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе.

Повторение  основные доступные  методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов .

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Выбор  темы твоего проекта. Ты – проектант

Знакомство с понятием « формулировка». Работа со словарями

Выбор помощников в работе над проектом

Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям.

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_

зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_

ровать». Практические задания по структурированию текстов

Этапы работы над проектом

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «Актуальность»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_

деть проблемы».

Практическое задание «Как люди смотрят на

мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования.

Проблема и её решение

Разновидности проектов

Выработка гипотезы – предположения

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Создание и проверка собственных гипотез.

Цель проекта. Задачи проекта

Сбор информации для проекта

Как правильно определить предмет и объект исследования.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Знакомство с интересными людьми. Интервью

Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться.

Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме.

Обработка информации. Отбор значимой информации.

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

Коллективная беседа о том как структурировать материал.

Обсуждение прочитанной литературы.

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге

Играем в ученых. Это интересно

Тест "Чему ты научился?"

Отбор информации для мини-сообщения

.Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения»..

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности

Творческая работа. Презентация

Значимость компьютера в создании проектов.

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.

Задания по развитию умений слушать, задавать  вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР

Совмещение текста с показом презентации

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.)

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.).

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала по теме

Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей»

Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тест. "Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина"

Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе.

Практическая работа на компьютере.

Изготовление буклета

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы.

Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самоанализ. Работа над понятием "САМОАНАЛИЗ"

Играем в учёных. Это интересно

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

Памятка жюри конкурсов

Как выделить главное и второстепенное.

Создание презентаций

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Правила работы за компьютером

Работа на компьютере

Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед аудиторией

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме.

Играем в учёных. Это интересно

Пожелание будущим проектам и проектантам

Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам

Благодарственные отклики помощники твоим проектам

Анализ работы за год

Советы на лето от Мудрого дельфина

Календарно-тематическое планирование программного материала.

3-й год обучения (3 класс)

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемые результаты

План

Факт

УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе.

Повторение  основные доступные  методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов .

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Выбор  темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

Выбор  темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом.

Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям.

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_

зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_

ровать». Практические задания по структурированию текстов

Этапы работы над проектом

Требования к паспорту проекта.

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_

деть проблемы».

Практическое задание «Как люди смотрят на

мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования.

Составление паспорта проекта

Разновидности проектов

Требования к составлению анкет для проекта

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Создание и проверка собственных гипотез.

Анкетирование

Памятка. Требования к созданию постера

Как правильно определить предмет и объект исследования.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Практическая работа

Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться.

Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме.

Создание мини-постера

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Коллективная беседа о том как структурировать материал.

Обсуждение прочитанной литературы.

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

Программы МРР. Анимация. Настройка анимации

.Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения»..

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности

Программы МРР. Анимация. Настройка анимации

Программы МРР. Дизайн

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.

Задания по развитию умений слушать, задавать  вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Программы МРР. Дизайн

Фотография на слайдах. Работа с фотографиями

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.)

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.).

Фотография на слайдах. Работа с фотографиями

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей»

Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Практические занятия. Составление презентации.

Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе.

Практическая работа на компьютере.

Практические занятия. Составление презентации.

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы.

Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Практические занятия. Составление презентации.

Практические занятия. Составление презентации.

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации.

Тесты. Тестирование

Как выделить главное и второстепенное.

Создание презентаций

Самоанализ. Рефлексия

Правила работы за компьютером

Работа на компьютере

Твои впечатления от работы над проектом

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме.

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Пожелание будущим проектантам

Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам

Благодарственные отклики помощники твоим проектам

Анализ работы за год

Советы на лето от Мудрого дельфина

Календарно-тематическое планирование программного материала.

4-й год обучения (4 класс)

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Теория

Практика

Планируемые результаты

План

Факт

УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Личностные результаты

Беседа по ТБ.Твои новые интересные увлечения

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе.

Повторение  основные доступные  методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов .

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Виды проектов

Исследовательско - творческий проект

Исследовательско - творческий проект

Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям.

Практические задания «Как давать определения понятиям».

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_

зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_

ровать». Практические задания по структурированию текстов

Творческий проект

Исследовательско - творческий проект

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_

деть проблемы».

Практическое задание «Как люди смотрят на

мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования.

Ролево-игровой проект

Разновидности проектов

Ролево-игровой проект

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Создание и проверка собственных гипотез.

Исследовательский проект с выдвижением гипотез

Исследовательский проект с выдвижением гипотез

Как правильно определить предмет и объект исследования.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Информационно-исследовательский проект

Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться.

Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме.

Информационно-исследовательский проект

Практико-ориентированный проект

Коллективная беседа о том как структурировать материал.

Обсуждение прочитанной литературы.

Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге

Монопредметный проект

Монопредметный проект

Межпредметный проект

.Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения»..

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности

Виды презентационных проектов

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экпедиции

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.

Задания по развитию умений слушать, задавать  вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

Правильная подготовка презентации к проекту.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.)

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.).

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей»

Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе.

Практическая работа на компьютере.

Типичные ошибки проектантов

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы.

Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

Практическая работа

Как выделить главное и второстепенное.

Создание презентаций

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Правила работы за компьютером

Работа на компьютере

Использование ресурсов интернета при подготовке презентации

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы»

Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме.

Формирование навыков работы с текстом

Твои впечатления от работы над проектом

Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам

Пожелание будущим проектантам

Анализ работы за год

Твои впечатления от работы над проектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Курс включает 33 часа по 1 занятию в неделю в 1 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» 1 класс

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса разработана на основе требований к метапредметным, предметным результатам ООП НОО...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....