Рабочая программа с КТП внеурочной деятельности курса "Учусь создавать проект"
рабочая программа
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_i_ktp_vneurochnoy_deyatelnosti_22uchus_sozdavat_proekt22.docx | 132.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма
Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред.от 31.12.2015 № 1576), утвержденной приказом МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2019 № 409 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: духовно-нравственное
Название «Учусь создавать проект»
Класс: 1-4
Учитель: Назмиева Н. Ю.
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» разработана на основе требований ФГОС НОО и Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 6». Основой для разработки программы послужила авторская программа обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей./Новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем./
Основная цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи :
- развивать у учащихся способность аналитически мыслить; классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
- ознакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании;
- обучить основам оформления работ;
- и познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
- формировать опыт публичного выступления;
- способствовать формированию культуры речи.
Общая характеристика курса
В связи с необходимостью перехода от традиционного образования к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития младшего школьника, возникает необходимость перехода на новые формы и методы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Курс представляет систему занятий творческого характера для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Курс включает 135часов. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Второй, третий и четвертый классы-34 часа в год (1час в неделю). Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Планируемые результаты освоения программы 1 класса.
Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
2 класс.
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования ; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные и 3 класс:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе, правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
4 класс:
Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.
Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.
Способы проверки результатов презентовать освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Содержание программы
Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение, русский язык. Занятия способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Вид программы - модифицированная, с использованием методического пособия Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф. «Учусь создавать проект» - Москва, издательство РОСТ.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.
1 класс (33ч)
Тренинг 16ч
Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.
Исследовательская практика 11ч.
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.
Мониторинг 6ч.
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
2 класс (34 часа)
Тренинг15ч
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проект и Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. Выбор помощников в работе над проектом Постановка цели и решение задач проекта. Значимость компьютера и знание программ. Обработка и отбор значимой информации.
Исследовательская практика 15ч
Совмещение текста выступления с показом презентации. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Создание продукта проекта. Программа MPP Microsoft Power Point. Создание продукта .
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Играем в ученых. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
Мониторинг 4
Чему ты научился? Игра интересное интервью. Пробное выступление. Благодарственные рисунки –отклики. Советы мудрого дельфина.
3 класс (34 ч)
Тренинг14ч
Выбор темы исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи.
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Исследовательская практика 17ч. Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Мониторинг3 ч Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
4 класс ( 34 ч)
Тренинг 16ч Виды проектов. Исследовательский творческий проект. Творческий проект.Ролевой игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. Информационно – исследовательский проект.
Информационно – ориентированный проект. Практико – ориентированный проект. Моно-предметный проект. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над
проектом. Критерии итогового оценивания проектной деятельности.
Программа МРР.
Исследовательская практика 15ч
Формирование умения работать с таблицей. Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и
абзацев.
Мониторинг 3 ч Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
Виды деятельности, применяемые в реализации программы:
•Выбор темы проекта
•Поиск информации
•Выявление проблемы
•Нахождение путей решения проблемы
•Выдвижение гипотезы
•Исследовательская работа, опыты, эксперименты
•Создание продукта проекта ( постер, макет, презентация)
•Представление проекта публике
•Инсценирование, ролевая игра.
Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11лет. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Беседа по ТБ. Кто я? Моя семья | 1 | 1.Погружение в проект. -Осуществляют вживание в ситуацию. -Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. -Получают дополнительную информацию. -Определяют свои потребности. -Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. -Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. -Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. 2. Планирование деятельности. -Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. -Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. -Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 3.Осуществление деятельности по решению проблемы: -Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 4. Оформление результатов -Оформляют проект, изготавливают продукт. -Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. -Проводят анализ достижений поставленной цели. -Делают выводы. 5. Презентация результатов -Выбирают (предлагают) форму презентации. -Готовят презентацию. -Продолжают оформлять портфолио. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют защиту проекта. -Отвечают на вопросы слушателей. -Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. -Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | |
Чем я люблю заниматься. Хобби | 1 | ||
О чём я больше хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 | ||
Как собирать материал? | 1 | ||
Твои помощники. Этап | 1 | ||
Повторение. Давай вспомним | 1 | ||
Проблема | 1 | ||
Проблема. Решение проблемы | 1 | ||
Гипотеза. Предположение | 1 | ||
Гипотеза. Играем в предположение | 1 | ||
Цель проекта | 1 | ||
Задача проекта | 1 | ||
Выбор нужной информации | 1 | ||
Интересные люди- твои помощники | 1 | ||
Продукт проекта | 1 | ||
Виды продукта . Макет | 1 | ||
Повторение пройденных проектных понятий | 1 | ||
Визитка. | 1 | ||
Как правильно составить визитку к проекту | 1 | ||
Мини - сообщение. | 1 | ||
Семиминутное выступление | 1 | ||
Выступление перед знакомой аудиторией | 1 | ||
Играем в учёных. Это интересно. Окрашивание цветка в разные цвета | 1 | ||
Играем в учёных. Это интересно. Поилка для цветов | 1 | ||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы "из зала" по теме проекта | 1 | ||
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
Повторение. давай вспомним | 1 | ||
Играем в учёных. Это интересно. "Мобильный телефон" | 1 | ||
Твои впечатления от проекта | 1 | ||
Играем в учёных. Это интересно. Получение электричества при помощи волос | 1 | ||
Тест "Чему я научился?" | 1 | ||
Советы на лето от Мудрого дельфина | 1 | ||
Итого | 33 |
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 | 1.Погружение в проект. -Осуществляют вживание в ситуацию. -Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. -Получают дополнительную информацию. -Определяют свои потребности. -Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. -Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. -Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. 2. Планирование деятельности. -Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. -Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. -Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 3.Осуществление деятельности по решению проблемы: -Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 4. Оформление результатов -Оформляют проект, изготавливают продукт. -Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. -Проводят анализ достижений поставленной цели. -Делают выводы. 5. Презентация результатов -Выбирают (предлагают) форму презентации. -Готовят презентацию. -Продолжают оформлять портфолио. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют защиту проекта. -Отвечают на вопросы слушателей. -Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. -Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | |
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант | 1 | ||
Знакомство с понятием « формулировка». Работа со словарями | 1 | ||
Выбор помощников в работе над проектом | 1 | ||
Этапы работы над проектом | 1 | ||
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «Актуальность» | 1 | ||
Проблема и её решение | 1 | ||
Выработка гипотезы – предположения | 1 | ||
Цель проекта. Задачи проекта | 1 | ||
Сбор информации для проекта | 1 | ||
Знакомство с интересными людьми. Интервью | 1 | ||
Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 | ||
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | ||
Играем в ученых. Это интересно | 1 | ||
Тест "Чему ты научился?" | 1 | ||
Отбор информации для мини-сообщения | 1 | ||
Творческая работа. Презентация | 1 | ||
Значимость компьютера в создании проектов. | 1 | ||
Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР | 1 | ||
Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР | 1 | ||
Совмещение текста с показом презентации | 1 | ||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала по теме | 1 | ||
Тест. "Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина" | 1 | ||
Изготовление буклета | 1 | ||
Самоанализ. Работа над понятием "САМОАНАЛИЗ" | 1 | ||
Играем в учёных. Это интересно | 1 | ||
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | ||
Памятка жюри конкурсов | 1 | ||
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед аудиторией | 1 | ||
Играем в учёных. Это интересно | 1 | ||
Пожелание будущим проектантам | 1 | ||
Благодарственные отклики помощники твоим проектам | 1 | ||
Советы на лето от Мудрого дельфина | 1 | ||
Итого | 34 |
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 | 1.Погружение в проект. -Осуществляют вживание в ситуацию. -Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. -Получают дополнительную информацию. -Определяют свои потребности. -Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. -Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. -Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. 2. Планирование деятельности. -Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. -Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. -Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 3.Осуществление деятельности по решению проблемы: -Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 4. Оформление результатов -Оформляют проект, изготавливают продукт. -Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. -Проводят анализ достижений поставленной цели. -Делают выводы. 5. Презентация результатов -Выбирают (предлагают) форму презентации. -Готовят презентацию. -Продолжают оформлять портфолио. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют защиту проекта. -Отвечают на вопросы слушателей. -Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. -Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | |
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. | 1 | ||
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. | 1 | ||
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. | 1 | ||
Этапы работы над проектом | 1 | ||
Требования к паспорту проекта. | 1 | ||
Составление паспорта проекта | 1 | ||
Требования к составлению анкет для проекта | 1 | ||
Анкетирование | 1 | ||
Памятка. Требования к созданию постера | 1 | ||
Практическая работа | 1 | ||
Создание мини-постера | 1 | ||
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 1 | ||
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 1 | ||
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 1 | ||
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации | 1 | ||
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации | 1 | ||
Программы МРР. Дизайн | 1 | ||
Программы МРР. Дизайн | 1 | ||
Фотография на слайдах. Работа с фотографиями | 1 | ||
Фотография на слайдах. Работа с фотографиями | 1 | ||
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 1 | ||
Практические занятия. Составление презентации. | 1 | ||
Практические занятия. Составление презентации. | 1 | ||
Практические занятия. Составление презентации. | 1 | ||
Практические занятия. Составление презентации. | 1 | ||
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. | 1 | ||
Тесты. Тестирование | 1 | ||
Самоанализ. Рефлексия | 1 | ||
Твои впечатления от работы над проектом | 1 | ||
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | ||
Пожелание будущим проектантам | 1 | ||
Благодарственные отклики помощники твоим проектам | 1 | ||
Советы на лето от Мудрого дельфина | 1 | ||
Итого | 34 |
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Беседа по ТБ. Твои новые интересные увлечения | 1 | 1.Погружение в проект. -Осуществляют вживание в ситуацию. -Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. -Получают дополнительную информацию. -Определяют свои потребности. -Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. -Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. -Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. 2. Планирование деятельности. -Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. -Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. -Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. 3.Осуществление деятельности по решению проблемы: -Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 4. Оформление результатов -Оформляют проект, изготавливают продукт. -Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. -Проводят анализ достижений поставленной цели. -Делают выводы. 5. Презентация результатов -Выбирают (предлагают) форму презентации. -Готовят презентацию. -Продолжают оформлять портфолио. -При необходимости консультируются с учителем (экспертом). -Осуществляют защиту проекта. -Отвечают на вопросы слушателей. -Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. -Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп /учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | |
Виды проектов | 1 | ||
Исследовательско - творческий проект | 1 | ||
Исследовательско - творческий проект | 1 | ||
Творческий проект | 1 | ||
Исследовательско - творческий проект | 1 | ||
Ролево-игровой проект | 1 | ||
Ролево-игровой проект | 1 | ||
Исследовательский проект с выдвижением гипотез | 1 | ||
Исследовательский проект с выдвижением гипотез | 1 | ||
Информационно-исследовательский проект | 1 | ||
Информационно-исследовательский проект | 1 | ||
Практико-ориентированный проект | 1 | ||
Монопредметный проект | 1 | ||
Монопредметный проект | 1 | ||
Межпредметный проект | 1 | ||
Виды презентационных проектов | 1 | ||
Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экпедиции | 1 | ||
Вид презентации проекта в рамках научной конференции | 1 | ||
Правильная подготовка презентации к проекту. | 1 | ||
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 1 | ||
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | 1 | ||
Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | 1 | ||
Типичные ошибки проектантов | 1 | ||
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | 1 | ||
Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | 1 | ||
Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | 1 | ||
Практическая работа | 1 | ||
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | ||
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации | 1 | ||
Формирование навыков работы с текстом | 1 | ||
Твои впечатления от работы над проектом | 1 | ||
Пожелание будущим проектантам | 1 | ||
Твои впечатления от работы над проектом | 1 | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование программного материала.
1-й год обучения (1 класс)
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Теория | Практика | Планируемые результаты | ||
План | Факт | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||
Беседа по ТБ. Кто я? Моя семья | Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе. | Повторение основные доступные методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов . | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||
Чем я люблю заниматься. Хобби | |||||||
О чём я больше хочу рассказать. Выбор темы проекта. | |||||||
Как собирать материал? | Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям. | Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_ зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_ ровать». Практические задания по структурированию текстов | |||||
Твои помощники. Этап | |||||||
Повторение. Давай вспомним | Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_ деть проблемы». | Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования. | |||||
Проблема | Разновидности проектов | ||||||
Проблема. Решение проблемы | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». | Создание и проверка собственных гипотез. | |||||
Гипотеза. Предположение | |||||||
Гипотеза. Играем в предположение | Как правильно определить предмет и объект исследования. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |||||
Цель проекта | Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться. | Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме. | |||||
Задача проекта | |||||||
Выбор нужной информации | Коллективная беседа о том как структурировать материал. Обсуждение прочитанной литературы. | Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге | |||||
Интересные люди- твои помощники | |||||||
Продукт проекта | |||||||
Виды продукта . Макет | .Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения».. | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности | |||||
Повторение пройденных проектных понятий | |||||||
Визитка. | Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. | Задания по развитию умений слушать, задавать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». | |||||
Как правильно составить визитку к проекту | |||||||
Мини - сообщение. | Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). | |||||
Семиминутное выступление | |||||||
Выступление перед знакомой аудиторией | Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей» | Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. | |||||
Играем в учёных. Это интересно. Окрашивание цветка в разные цвета | Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе. | Практическая работа на компьютере. | |||||
Играем в учёных. Это интересно. Поилка для цветов | Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. | Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | |||||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы "из зала" по теме проекта | |||||||
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | |||||||
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | |||||||
Повторение. Давай вспомним | Как выделить главное и второстепенное. | Создание презентаций | |||||
Играем в учёных. Это интересно. "Мобильный телефон" | Правила работы за компьютером | Работа на компьютере | |||||
Твои впечатления от проекта | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» | Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме. | |||||
Играем в учёных. Это интересно. Получение электричества при помощи волос | |||||||
Тест "Чему я научился?" | Анализ работы за год | Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам | |||||
Советы на лето от Мудрого дельфина |
Календарно-тематическое планирование программного материала.
2-й год обучения (2 класс)
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Теория | Практика | Планируемые результаты | ||
План | Факт | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||
Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе. | Повторение основные доступные методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов . | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант | |||||||
Знакомство с понятием « формулировка». Работа со словарями | |||||||
Выбор помощников в работе над проектом | Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям. | Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_ зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_ ровать». Практические задания по структурированию текстов | |||||
Этапы работы над проектом | |||||||
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «Актуальность» | Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_ деть проблемы». | Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования. | |||||
Проблема и её решение | Разновидности проектов | ||||||
Выработка гипотезы – предположения | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». | Создание и проверка собственных гипотез. | |||||
Цель проекта. Задачи проекта | |||||||
Сбор информации для проекта | Как правильно определить предмет и объект исследования. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |||||
Знакомство с интересными людьми. Интервью | Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться. | Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме. | |||||
Обработка информации. Отбор значимой информации. | |||||||
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | Коллективная беседа о том как структурировать материал. Обсуждение прочитанной литературы. | Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге | |||||
Играем в ученых. Это интересно | |||||||
Тест "Чему ты научился?" | |||||||
Отбор информации для мини-сообщения | .Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения».. | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности | |||||
Творческая работа. Презентация | |||||||
Значимость компьютера в создании проектов. | Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. | Задания по развитию умений слушать, задавать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». | |||||
Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР | |||||||
Совмещение текста с показом презентации | Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). | |||||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала по теме | |||||||
Знаком ли ты с компьютером? Программы МРР | Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей» | Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. | |||||
Тест. "Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина" | Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе. | Практическая работа на компьютере. | |||||
Изготовление буклета | Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. | Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | |||||
Самоанализ. Работа над понятием "САМОАНАЛИЗ" | |||||||
Играем в учёных. Это интересно | |||||||
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | |||||||
Памятка жюри конкурсов | Как выделить главное и второстепенное. | Создание презентаций | |||||
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Правила работы за компьютером | Работа на компьютере | |||||
Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед аудиторией | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» | Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме. | |||||
Играем в учёных. Это интересно | |||||||
Пожелание будущим проектам и проектантам | Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам | ||||||
Благодарственные отклики помощники твоим проектам | Анализ работы за год | ||||||
Советы на лето от Мудрого дельфина |
Календарно-тематическое планирование программного материала.
3-й год обучения (3 класс)
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Теория | Практика | Планируемые результаты | ||
План | Факт | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||
Беседа по ТБ. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе. | Повторение основные доступные методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов . | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. | |||||||
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. | |||||||
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. | Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям. | Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_ зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_ ровать». Практические задания по структурированию текстов | |||||
Этапы работы над проектом | |||||||
Требования к паспорту проекта. | Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_ деть проблемы». | Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования. | |||||
Составление паспорта проекта | Разновидности проектов | ||||||
Требования к составлению анкет для проекта | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». | Создание и проверка собственных гипотез. | |||||
Анкетирование | |||||||
Памятка. Требования к созданию постера | Как правильно определить предмет и объект исследования. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |||||
Практическая работа | Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться. | Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме. | |||||
Создание мини-постера | |||||||
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Коллективная беседа о том как структурировать материал. Обсуждение прочитанной литературы. | Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге | |||||
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | |||||||
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | |||||||
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации | .Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения».. | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности | |||||
Программы МРР. Анимация. Настройка анимации | |||||||
Программы МРР. Дизайн | Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. | Задания по развитию умений слушать, задавать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». | |||||
Программы МРР. Дизайн | |||||||
Фотография на слайдах. Работа с фотографиями | Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). | |||||
Фотография на слайдах. Работа с фотографиями | |||||||
Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей» | Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. | |||||
Практические занятия. Составление презентации. | Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе. | Практическая работа на компьютере. | |||||
Практические занятия. Составление презентации. | Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. | Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | |||||
Практические занятия. Составление презентации. | |||||||
Практические занятия. Составление презентации. | |||||||
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. | |||||||
Тесты. Тестирование | Как выделить главное и второстепенное. | Создание презентаций | |||||
Самоанализ. Рефлексия | Правила работы за компьютером | Работа на компьютере | |||||
Твои впечатления от работы над проектом | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» | Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме. | |||||
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | |||||||
Пожелание будущим проектантам | Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам | ||||||
Благодарственные отклики помощники твоим проектам | Анализ работы за год | ||||||
Советы на лето от Мудрого дельфина |
Календарно-тематическое планирование программного материала.
4-й год обучения (4 класс)
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Теория | Практика | Планируемые результаты | ||
План | Факт | УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | ||||
Беседа по ТБ.Твои новые интересные увлечения | Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Беседа о том какие полученные ранее знания нам понадобятся в работе. | Повторение основные доступные методамы исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов . | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | |||
Виды проектов | |||||||
Исследовательско - творческий проект | |||||||
Исследовательско - творческий проект | Беседа о правилах общения. Как правильно высказывать свои суждения , делать обобщения, давать определения понятиям. | Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска_ зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици_ ровать». Практические задания по структурированию текстов | |||||
Творческий проект | |||||||
Исследовательско - творческий проект | Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви_ деть проблемы». | Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.следования. | |||||
Ролево-игровой проект | Разновидности проектов | ||||||
Ролево-игровой проект | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». | Создание и проверка собственных гипотез. | |||||
Исследовательский проект с выдвижением гипотез | |||||||
Исследовательский проект с выдвижением гипотез | Как правильно определить предмет и объект исследования. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |||||
Информационно-исследовательский проект | Правила работы в библиотеке. Что такое каталог, как им пользоваться. | Практическая работа в библиотеке. Работа с дополнительными источниками по выбранной теме. | |||||
Информационно-исследовательский проект | |||||||
Практико-ориентированный проект | Коллективная беседа о том как структурировать материал. Обсуждение прочитанной литературы. | Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Аннотация к прочитанной книге | |||||
Монопредметный проект | |||||||
Монопредметный проект | |||||||
Межпредметный проект | .Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от_крытия, сделанные методом наблюдения».. | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности | |||||
Виды презентационных проектов | |||||||
Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экпедиции | Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. | Задания по развитию умений слушать, задавать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». | |||||
Вид презентации проекта в рамках научной конференции | |||||||
Правильная подготовка презентации к проекту. | Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) | Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). | |||||
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | |||||||
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления | Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей» | Задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. | |||||
Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом | Знакомство с программой МРР. Беседа о том, как вести себя в компьютерном классе. | Практическая работа на компьютере. | |||||
Типичные ошибки проектантов | Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. | Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | |||||
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся | |||||||
Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | |||||||
Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | |||||||
Практическая работа | Как выделить главное и второстепенное. | Создание презентаций | |||||
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Правила работы за компьютером | Работа на компьютере | |||||
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» | Сообщение, доклад, реферат по выбранной теме. | |||||
Формирование навыков работы с текстом | |||||||
Твои впечатления от работы над проектом | Ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам | ||||||
Пожелание будущим проектантам | Анализ работы за год | ||||||
Твои впечатления от работы над проектом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Курс включает 33 часа по 1 занятию в неделю в 1 классе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект". 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» 1 класс
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса разработана на основе требований к метапредметным, предметным результатам ООП НОО...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....