организация групповой работы на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Толмачева Татьяна Владимировна

В материале даны рекомендации учителю по организации и проведению групповой работы с обучающимися во время учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Педагог, работающий в системе развивающего обучения,  заинтересован, чтобы  ученик умел учиться, умел спорить, отстаивать свое мнение, задавал вопросы - был инициативным в получении знаний.

    Психологи определили, что познавательная активность ребенка развивается в условиях сотрудничества, в том числе совместной работы с одноклассниками.

    Положительные факторы сотрудничества –

- увеличивается глубина понимания учебного материала, познавательная и творческая  самостоятельность учащихся.

- изменяется характер отношений между детьми - появляется заинтересованность, умение слышать друг друга, дети учатся достигать компромисса, возрастает сплоченность класса,  

- развивается самокритичность,

- каждый ребенок может себя проявить.

    Учитель имеет возможность сочетать на уроке обучение и воспитание, выстраивать деловые отношения с детьми. При этом важна и необходима эмоциональная  поддержка педагога.

   Учителю важно задать правила, образец данной формы работы перед ее применением – «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. п.  Это запуск дискуссий.

    Важен подбор в группы ребят - так слабому, неуверенному ученику необходим терпеливый, доброжелательный одноклассник. Если соединять ребят в группы по их желанию, то сформируются группы разного уровня, группа может быть не совсем продуктивной. Также могут быть дети - аутсайдеры, которые не смогли включиться в группу, могут быть протесты, обиды со стороны детей.

   Также группы детей могут варьироваться, их можно переформировать с целью  расширения контактов,  опыта сотрудничества.

   Также педагогу важно продумать пространство при организации групповой работы, необходимо, чтобы дети могли видеть все группы. Дети могут и любят сами организовывать пространство.

    Роли обучающихся в группах -

- организатор – отвечает за работу всей группы,

- спикер- выступает перед классом  с готовым решением группы,

- секретарь- записывает высказанные идеи,

 -критик- высказывает противоположную точку зрения, развитое критическое мышление,

- контролер- проверяет решение группы.

 

Алгоритм  выполнения задания в группе

-  повторение задания,

-  анализ задания,

-  выдвижение версий всеми членами группы,

-  обоснование версий, их проверка,

-  совместное принятие решения,

-  анализ решения, его оформление,

-  проговаривание  выступления спикера,

-  представление решения спикером.

    Педагогу не следует -

- принуждать к работе детей, которые категорически не хотят совместно работать,

- требовать абсолютной тишины – при дискуссиях, обсуждениях происходит обмен мнениями.

   

     Перед проведением групповой формы работы необходимо информировать детей о соблюдении некоторых правил –

- не выкрикивать,

- не перебивать,

-уважительно относиться  к высказываниям, даже если не согласны с ответами.

    Педагогу следует напоминать детям о соблюдении данных правил.  

   Рекомендуется разместить лист ватмана для фиксирования работы групп, необходимо, чтобы дети видели итог своей работы.

   При оценивании работы - оценивать работу всей группы.  

   Подвести итог работы всего класса, поблагодарить за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Статья содержит рекомендации по организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Методическая разработка "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Данная методическая разработка посвящена проблеме организации сотрудничества школьников в процессе обучения. В ней подробно представлена организация групповой работы на уроках в начальной школе. Данна...

"Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Представлена разработка материала, в которой раскрывается принцип организации групповой работы на уроках в начальной школе....

Статья "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Статья "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"...