Анализ педагогической деятельности
статья

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №111»

Бузыниной Ирины Юрьевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №111»

Бузыниной Ирины Юрьевны

        

2016

   Бузынина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №111    Дзержинского р-на   г. Новосибирска.

  Образование высшее. Педагогический стаж работы 33 года.  

  В МБОУ СОШ №111 работаю с 20.08. 1997 года.

 Первая квалификационная категория по должности учитель присвоена   24.01.97 года.

 Подтверждена - 04.11.01г; 19.01.07 г; 27.12.2011г.

      В 2011 г. прошла обучение в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по Педагогике и методике начального образования «Развитие начального образования в условиях реализации ФГОС»

     В период с 2012 по 2016 год прошла курсы повышения квалификации:

  • 2012г., МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида», «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе» (40 ч);
  • 2013г., МКОУ ДОВ г. Новосибирска «Городской центр развития образования», «Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» (3ч);
  •  2016г., ФГБОУ ВО «НГПУ», «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ООО» (72ч); (приложение 1).
  • 2014г., Издательство «Учитель», прошла обучение на всероссийском мастер-классе «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО» (2ч);

    В период с 2012 по 2016 год принимала участие в  вебинарах по темам:

  • 2014г., Издательство «Учитель», «Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО» (2ч);
  • 2014г., Издательство «Учитель», «Введение рейтинговой системы оценки образовательной деятельности обучающихся» (2ч);
  • 2016г., проект «Инфоурок», «Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС» (2ч);
  • 2016г., проект «Инфоурок», «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания» (2ч);
  • 2016г., проект «Инфоурок», «Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников» (2ч)                         ( приложение 1а).

Знания, полученные в ходе обучения на курсах, вебинарах и мастер-классах  стараюсь применять в своей работе.

В своей работе использую актуальные педагогические технологии:

гуманно-личностную технологию Ш. А. Амонашвили,

здоровьесберегающие технологии,

информационно-коммуникационные технологии.

 «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции»

 Главной целью своей работы  считаю организацию учебного процесса с учѐтом индивидуальных особенностей каждого ребѐнка, создание условий для развития творческих способностей, потенциала через урочную и внеурочную деятельность.

Для эффективного достижения цели определяю для себя следующие задачи:

  • Формирование и развитие образного и вариативного мышления, умения планировать, контролировать, оценивать УУД, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Развитие у ребёнка познавательных процессов: речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетенций – коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.
  • Развитие любознательности, положительной мотивации к учению;
  • Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      За межаттестационный период работала над темами самообразования: «Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний учащихся»;

 «Развитие творческих способностей младших школьников через личностно ориентированное обучение и здоровьесберегающие технологии»;

За время работы в начальной школе использовала различные УМК: «Школа России», «Школа 2100». С 2013 года работаю по программе   «Перспектива». Эта образовательная система соответствует основным принципам государственной политики российского образования, изложенным в Законе РФ об образовании и ФГОС. УМК «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Это способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Учебный материал программы помогает формировать духовно-нравственные ценности, знакомит с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.

Построение учебного процесса на моих уроках идет на основе гуманизации отношений детей и взрослых. В 2010 г была участником Авторского семинара Академика РАО, доктора психологических наук, профессора Ш.А. Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе (система Школа Жизни)». 

      При подготовке к уроку планирую все возможные формы сотрудничества: в группах («работа в парах», «работа в малой группе сменного состава»), обучение в команде, дифференцированное обучение. В любой форме взаимодействия в центре находится ученик. Организовываю работу так, чтобы ученики сами находили решение проблемы урока, сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.

        ИКТ является новым техническим средством развития сотрудничества с учеником. Я регулярно повышаю свою ИКТ-компетентность, прохожу курсы повышения квалификации. (приложение 2)

        Наиболее часто использую пакет продуктов Microsoft Office (текстовый редактор MS Word, настольная издательская система MS Publisher,  таблицы  MS Excel, редактор презентаций Power Point). Имею навыки работы в некоторых графических редакторах (Adobe Photoshop, Paint). Полезны в моей работе обучающие и контролирующие учебные компьютерные программы, например, из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», медиазаписи фильмов, видеоролики, мультипликация, аудиозаписи. Часто пользуюсь поисковыми системами, быстро нахожу актуальную и достоверную информацию, чему учу и детей.    Используемые мною ИК технологии способствуют развитию интеллекта, творческих способностей учащихся, более качественному усвоению знаний, формированию ключевых компетенций у моих учеников.

           Моя главная цель на уроках  – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей, стараюсь организовать педагогическую поддержку с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы ребёнок мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем. Используя ИКТ в преподавании, я способствую раскрытию творческих способностей учащихся, активизирую их деятельность, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учу детей создавать презентации, небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира. Мои ученики работали над  творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. Результатами проектной деятельности стали: альбом «Ожившие буквы», стенгазета «Улицы нашего города», книжка-раскладушка «Листая страницы календаря», памятки «Наша безопасность», праздник «Осенние репортажи».  (приложение 3)

Компетентностно-ориентированное образование осуществляю на уроках через проектную технологию. Мои ученики с удовольствием коллективно решают проблемы, представляют собственные решения, при этом развивая мыследеятельностные, презентационные коммуникативные, поисковые умения и навыки.

Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивается активность любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления, всё это побуждает ребят к самостоятельному творчеству, поисковой деятельности.

Дети овладевают различными видами речевой деятельности: монолог, диалог. Они могут выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог, выступать в роли читателя, слушателя. Опыт применения данной технологии позволил повысить эффективность обучения, организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций, проектов, вырабатывать навык работы с разными источниками информации. Собственные проекты и исследовательские работы ребята защищают на научно практических конференциях различного уровня.  (приложение № 4).

Используя технологию развития критического мышления, сразу отметила личностную вовлечѐнность каждого ученика в процесс учения. Мои ученики стали более инициативны, самостоятельны и любознательны. На уроках прослеживается достаточно высокий уровень познавательной активности всех учащихся. Благодаря стратегии технологии критического мышления учащиеся анализируют материал, применяют полученные знания, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, составляют вопросы, аргументируют ответы. Всѐ это способствует участию детей в интеллектуальных мероприятиях. (приложение № 5)

Применяю технологию разноуровневого обучения, использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные  занятия, как  со слабыми, так и с сильными учениками. Разноуровневое обучение дает мне возможность помогать слабым ученикам, делать процесс познания для них посильным, доступным, повышать их успешность, а также способствовать реализации желания сильных учащихся быстрее продвигаться в обучении, изучать материал более глубоко. Таким образом, все учащиеся мотивированы и не теряют интереса к учебе.  

Для объективной оценки образовательных результатов важной составляющей является оценка знаний  школьников в ходе независимых проверок и административного контроля.

По результатам контроля на уровне администрации  отмечена положительная динамика качества знаний,  обученность составляет 100%. 

В ходе аккредитации, которую школа проходила в 2014 году, были представлены следующие материалы по предмету:

  • рабочие программы УМК «Перспектива»,
  • рабочие программы по внеурочной деятельности «Я- исследователь», «Моя Читалия», «РОПП».

К материалам в рамках аккредитации не было сделано ни одного замечания.

         Результативность моей работы показывают достижения моих учащихся.

Абсолютная успеваемость всегда 100%. За последние три года качественный

показатель обученности по русскому языку и математике составляет 72%.,

по литературе – 86%, по окружающему миру – 80%.

В 2016 учебном году учащиеся моего класса писали ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру, принимали участие в диагностической работе по математике и русскому языку для мониторинга образовательных достижений и показали высокие результаты. (приложение № 6).

Все дети обеспечены бесплатными учебниками, учебными пособиями, рабочими тетрадями. Классный кабинет соответствует требованиям САНПИНа.   Кабинет оснащён:

  • современными  средствами обучения - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board;
  • собрана необходимая информация, систематизирована учебно-методическая литература (учебники и учебные пособия в соответствии с требованиями ФГОС НОО);
  • дидактический и демонстрационный материал, справочники, энциклопедии, словари, учебные диски.

Наличие методической базы помогает совершенствовать профессиональные знания и умения, развивает творческий потенциал и, в конечном счете – повышает эффективность и качество образовательного процесса.  

         Обеспечение безопасности здоровья, соблюдение норм СанПИНа является обязательным в организации образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий во время урока, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении, так как успешность обучения детей во многом зависит от их психического и физического здоровья. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в системе работы.

 Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих уроков, поскольку предусматривает чѐткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику. Способствую изменению рабочей позы во время урока, что оказывает полезное действие на функции организма. Обязательное внимание уделяю воздушному режиму в классной комнате. На родительских собраниях знакомлю родителей с принципами ЗОЖ.

         Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде динамических, валеологических пауз, позволяет получать качественное образование. В результате применения здоровьесберегающих технологий снизились пропуски уроков по болезни, дети обладают знаниями по гигиене, профилактике здоровья.

        Одним из аналитических направлений работы учителя является формирование и грамотное использование системы диагностики.

Проверку и оценивание знаний, умений, навыков осуществляю постоянно (текущая, четвертная, годовая). Стараюсь быть объективной, всегда аргументирую выставление оценки. Считаю, что оценивать нужно любое действие, особенно успешное, а фиксировать отметкой только решение полноценной учебной задачи. Использую словесные методы оценивания, определенную систему поощрений. По возможности определяем оценку вместе с учеником, в диалоге, принимаем во внимание мнение о работе товарища других учеников, ученик может оспорить оценку. За некоторые виды заданий оценка выставляется по желанию учащегося.

Системное оценивание учеников ведется в программе Дневник.ру. В электронном дневнике и электронном журнале ежедневно оцениваю учеников, прикрепляю домашние задания. Кроме того, размещаю   упражнения для сильных детей, дополнительные задания для слабоуспевающих.

Родители отмечают, что им всегда понятно, за что выставлена оценка, считают, что дети оцениваются объективно. Для них важно, что оценки выставляются каждый день с указанием вида работы, за который выставлена оценка, есть возможность вовремя заметить успех или неудачу ребенка, оказать ему поддержку. У нас никогда не возникало разногласий по поводу оценок.

Диагностика образовательного и воспитательного процесса – обязательное условие моей работы. Она проводится по следующим направлениям:

- формирование предметных и метапредметных УУД;

- уровень мотивации и интерес учащихся к обучению;

-уровень воспитанности;

-занятость во внеурочное время;

- развитие классного коллектива;

-развитие и коррекция психоэмоциональной сферы

 (приложение №7, 7а).

    С первых лет пребывания ребенка в школе приучаю его к систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Метапредметные и личностные результаты учащихся собираются в портфель достижений, а так же творческие работы, семейные фотографии, сообщения, презентации.

Портфель достижений позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учащихся.

        

Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Считаю, главное качество  современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  

      Для достижения высоких результатов воспитания и обучения налаживаю сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. Активно сотрудничаю с родителями моих учеников: провожу часы общения,  тематические родительские собрания, совместно планируем мероприятия и решаем актуальные вопросы в воспитании и обучении ребят.

        Свои отношения с родителями выстраиваю на уровне солидарности, т.к. у нас общая задача – воспитание и развитие наших детей. Мои уроки, внеклассные и воспитательные мероприятия всегда открыты для родителей, потому как считаю, что родители – это самые лучшие помощники в работе с детьми.

          Большинство родителей считает, что класс, в котором учатся их дети, благоприятен. В среде своих одноклассников эти дети чувствуют себя достаточно комфортно. Чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями испытывают 79 % опрошенных. По мнению 89% родителей педагоги справедливо оценивают достижения детей в учебе и труде.

88% опрошенных родителей удовлетворены работой школьных кружков и секций. Большинство родителей считают, что в школе заботятся о здоровье и развитии детей.

         В моей работе налажено тесное сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом. Психолог и социальный педагог дают своевременные и необходимые помощь и консультации в сложившихся ситуациях при общении с детьми и их родителями.

В нашей школе созданы  условия для реализации потенциала каждого ребенка во внеурочное время. Школьники имеют возможность выбрать кружки, секции, факультативы в соответствии со своими интересами и потребностями. Стараюсь заинтересовать ребят, показать им все возможности, эффективно спланировать время, провожу разъяснительную работу с родителями, а также контролирую посещаемость кружков и секций своими учениками.

Результатом этой работы стала практически стопроцентная занятость учащихся в кружках и секциях по интересам, некоторые дети посещают не по одному кружку. Внеурочная деятельность учащихся организована в соответствии с требованиями ФГОС.  (приложение № 8)

Большое внимание в своей работе уделяю духовно – нравственному развитию учащихся. Поэтому, традиционными стали следующие мероприятия: встречи с ветеранами разных войн (Отечественной, Афганской, Чеченской), оформление подарков для дома «Ветеран».

Традиционными и популярными являются такие мероприятия: «Масленица», «Зарница», «Дни памяти», «Веселые старты», экскурсии, посещения музеев, выезд на отдых В ДОЛ «Тимуровец» и т.д.

(приложение № 9).

Во внеурочное время учащиеся активно принимают участие в школьных, районных, городских и всероссийских олимпиадах, в районных и городских конкурсах  (приложение № 10, 10а)

В 2016 г. во вновь набранном классе  учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником,  знакомлюсь со своими будущими учениками. Стало доброй традицией проведения подготовительной работы с дошкольниками – это школа раннего развития «Ступенька».                        

 На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой   деятельности ребёнка.

Учу детей осуществлять контроль и самоконтроль, давать оценку и самооценку.

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Ребята стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе доброжелательной атмосферы. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к себе.

 Своим опытом делюсь с коллегами путем выступления на школьных МО классных руководителей, в районных семинарах, с помощью интернета  повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах (приложение № 11).

Мой материал печатался в сборнике методических и дидактических материалов «Школа территории здоровья» УчСиб – 2014.  

Опубликован материал «Семейные ценности, как фактор духовно-нравственного воспитания» проект «Академия Интеллектуального Развития» (приложение № 12)

На персональном сайте http://multiurok.ru/buzynina/ размещены методические разработки.

           Мой труд отмечен благодарственными письмами, благодарностями

 (приложение № 13, 13а).

В общении с коллегами толерантна, принимаю в свой адрес критику и делаю выводы, которые позволяют выстроить дальнейшее общение в коллективе. Принимаю точку зрения коллег и привожу аргументы целесообразности своих идей, взглядов.

Сегодня, работая в начальной школе, понимаю, что нужно многое сделать. Необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень.

Нахожу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую собственное творчество - всё это помогает мне повысить мотивацию обучения учащихся и решать поставленные задачи.

Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.

Учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, ставлю перед собой следующие задачи:

  • Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно – деятельностный подход в обучении.
  • Вести систематическую работу с одаренными детьми;
  • Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ педагогической деятельности

Данный материал поможет педагогу проанализировать и систематизировать итоги своей педагогической деятельности....

Анализ педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес в социальных у...

Анализ педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес в социальных у...

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период

Краткая биография и анализ педагогической деятельности за межаттестационный период 2008-2012г....

Системный анализ педагогической деятельности учителя начальных классов

В справке представлен анализ работы педагога за период 2007-2010 гг....

Аналитический отчет- анализ педагогической деятельности

Отчет о работе учителя начальных классов за 2012-2013 учебный год ( учебная деятельность и воспитательная работа)...

Анализ педагогической деятельности учителя начальных классов за 2014-2015 учебный год.

Учебные программы реализуются мной на основе базисного учебного плана с учётом регионального и школьного компонентов. Обучение ведётся в объёме, зафиксированном в государственном образовательном станд...